Константин Авербах, УВО при УВД Тверской области

Вот и сегодня я не один. Со мной миниатюрная и эфемерная корреспондентка местного радиоканала Юля. Она весьма трепетно относится к собакам и не упустила возможности познакомиться с известным в определённых кругах «собаководческим» коллективом, а заодно подготовить репортаж. Нашим гидом в шумном собачьем царстве стал капитан милиции Михаил Исаев — старший инспектор службы отдельного батальона и одновременно начальник питомника. Он большой и признанный специалист своего дела.

У самых ворот питомника нас приветливо встретил пушистый кот Барсик. Стал мурлыкать, тереться о ноги и выпрашивать лакомство. Его присутствие здесь не случайно. Это, между прочим, осмысленный элемент дрессуры: во время ответственной работы собаки не должны отвлекаться, руководствуясь природным инстинктом, на усатых-хвостатых. Так и живут: в мире, дружбе и согласии.

Для меня Михаил Исаев — человек, знающий о собаках буквально всё. И не понаслышке, а из личного опыта. Его рассказы о питомцах образны, увлекательны и бесконечны. Корреспондент Юля поняла это, когда новомодный цифровой диктофон, казалось бы, бесконечной по объёму флэш-памятью в ходе интервью вдруг перегрузился и попросил пощады. Пришлось вспомнить о старом блокноте. Питомник в нынешнем вполне благоустроенном виде — результат многотрудной деятельности ребят-кинологов. Они сами строили вольеры, домик для персонала, обустраивали территорию. Со временем всё получилось. Сейчас в коллективе шесть человек и семнадцать животных. Обучение собак поиску взрывчатых веществ — приоритетно. Это веление нашего не всегда спокойного времени. Метода отлаженная, но достаточно сложная для несведущего человека. При этом используются запаховые имитаторы — безвредные гранулированные вещества белого цвета — адсорбенты, впитавшие в себя запах настоящей взрывчатки. Имитатору достаточно полежать рядом с собакой не более суток, и она уже никогда «не забудет» его грозный запах. Имитаторов шесть видов: по количеству основных типов адской субстанции. Ими начиняют любимые игрушки собак, которые потом припрятывают. Собака, отыскивая забаву, запоминает запах, уверенно по нему ориентируется, чтобы потом в реальной жизни не растеряться, правильно повести себя и спасти человеческую жизнь. При этом их учат не отвлекаться на внешние раздражители: людей, шум, других животных. Найдя закладку, пёс принимает сигнальную позу лёжа или сидя. Теперь задача кинолога — указать заминированное место сапёру. Особенно щедрой в этом смысле природа оказалась к лабрадорам. Их нюх замечательно настроен для такой важной и специфической работы. Миролюбивые собаки, желая угодить хозяину, быстро усваивают науку. В беспокойном хозяйстве Михаила Исаева три лабрадорских ретривера: Веня, Вента и Вика. Все большие умницы, в активе у каждой не одна обнаруженная закладка. Кстати, их мощное от природы обоняние успешно и эффективно используется и при поиске наркотиков — пагубы рода человеческого. Но это уже другой аспект поисковой работы, требующий иной методики дрессуры. Место собачьих подвигов — нестабильная Чеченская Республика, но и в нашей благословенной Твери изредка приключаются «форс-мажорные» обстоятельства. Так, в последний день лета 2000 года на многолюдном и всегда оживлённом Волоколамском проспекте бдительные граждане заметили кем-то «забытый» возле распределительного блока городской телефонной сети дипломат. Собачка распознала в нём взрывчатку. Сапёрам пришлось уничтожить чемоданчик на месте. Ох и грохоту было!

Удобное расположение нашего областного центра меж двух столиц немало поспособствовало тому, что визиты ведущих политических деятелей, кино- и поп-див стали массовыми и привычными для горожан. Подобного рода события сопровождаются непременным предварительным скрупулёзным обследованием места проведения массового мероприятия нашими собаками. Это очень ответственная и не такая уж простая процедура. Сначала на оцепленном объекте работают только кинологи — ведь собака может проигнорировать, не понять или не заметить, например, коварную растяжку. Когда конкретный подозрительный предмет обнаружен, на него пускается четвероногий нюхальщик. И в случае подтверждения наличия взрывчатки за работу принимаются сапёры. Также собаки отыскивают скрытые, замаскированные взрывные устройства.

Кстати, самая «благодатная» пора для оттачивания подобного рода мастерства — экзамены в средних школах. Ребятишки, упорно не желая готовиться к проверке знаний, звонят в милицию и сообщают о «минировании». Им так проще. А ведь при этом приходится организованно и оперативно проводить обязательную эвакуацию из «заминированного» объекта, а это нервы, стрессы, немалые материальные издержки.

Помимо поиска взрывчатки питомцы Михаила Исаева весьма преуспели и в других собачьих науках: общерозыскной подготовке, караульной службе. Напомню, что в настоящее время в слаженном коллективе единомышленников шесть кинологов-инструкторов, отдающих своим семнадцати любимцам сердце и душу без остатка, и двое вожатых служебных собак — они же повара. Собачий рацион выверен и просчитан и включает в себя витаминизированный сухой корм, мясной бульон и биодобавки: творог, рыбий жир. Поэтому все собачки веселы, бодры, излучают здоровье и всегда готовы к работе.

Несколько слов о процессе подготовки. Чтобы обучить среднестатистического пса минимуму, обязательному для служебной собаки, необходим календарный год с 3-4 занятиями в неделю по 2-4 часа. Согласитесь, труд сродни Сизифову, только результативнее. Поэтому наши собачки везде нарасхват, всегда востребованы. Случается, коллеги из МЧС и ФСБ просят помощи и не получают отказа.

Что ж, время нашего визита на питомник подходит к концу. Юля насобирала достаточный для будущего репортажа исходный материал. Я, преисполненный любви к талантливым братьям нашим меньшим, на ходу осмысливаю полученную информацию. Поначалу казавшийся мне какофоничным собачий лай слышится теперь стройным и организованным, почти музыкой. К сожалению, не довелось нам поприсутствовать на собачьих «уроках», но от тактичного Михаила получаем приглашение приехать вновь.

Всё-таки замечательно, что нужное и ответственное дело находится в руках человека, одержимого в самом хорошем смысле этого слова. А, значит, будет еще очень много хорошо обученных собак, которые непременно спасут ещё много человеческих жизней. Под рукой тому — уверенность в своих силах и жизненный оптимизм капитана милиции Михаила Исаева — человека на своём месте.