Отправляясь в его отдел, я думал, что Музафар Мубаракшоевич, как и все разведчики, начнет отказываться от беседы, закрывать свое лицо от фотообьектива, но оказалось, что это весьма общительный и коммуникабельный человек. Уже в ходе разговора он сам признал, что вся эта секретность необходима разве что простым солдатам и младшим офицерам, участвующим в непосредственных операциях. Командиров же все наркобароны и так знают. Также известны, кому положено, и сами наркодельцы. Вот и ему за годы службы столько раз угрожали и столько взяток предлагали, что, наверное, мог бы стать уже миллионером.

К примеру, когда служил в Туркмении, только за то, чтобы Музафар Мубаракшоевич спокойно поспал одну-единственную ночь, ему с ходу предложили 30 тыс. долларов. Уже потом он узнал, что наркобароны учли и то, что российский офицер-пограничник, возможно, начнет торговаться, определив своему посреднику лимит в 100 тыс. Но к грязным деньгам полковник проявляет полное равнодушие и предпочитает получать вместо них ордена, медали и досрочные воинские звания.

К настоящему моменту офицер награжден орденом «За военные заслуги», медалями ордена «За заслуги перед Отечеством», «За боевые заслуги», «За отличие в охране государственной границы», есть афганские, туркменские и таджикские награды.

Службу он начал в Афганистане и провел там три года, с 1986 по 1989-й. После Афганистана — Туркмения, где он и собрал свой основной «урожай».

В Туркмении банды наркоторговцев в начале 90-х предпочитали прорываться в боевых порядках, провозя «немаркированный» груз целыми «КамАЗами». Один такой караван пограничники преследовали более сорока километров, а когда попытались его задержать, то банда заняла круговую оборону и окопалась с намерением стоять насмерть. Огонь бандитов был настолько плотным, что пограничники не могли к ним даже приблизиться. Пришлось дожидаться огнеметчиков, которым ничего не оставалось, как сжечь наркокурьеров вместе с их грузом…

В другой раз отдыхающую банду перехватили в вагончике чабанской стоянки. Чтобы не провоцировать бой, подкрались незаметно и изрешетили этот вагончик из пулеметов в щепки.

В 1997 году Музафар Мубаракшоевич разработал операцию и взял невиданную по тем временам 502-килограммовую партию чистейшего героина высшей пробы «999». О той операции, больше походившей на соревнование в интеллекте и сообразительности, можно написать целую повесть.

Эту партию разведчики вели из Кандагара и взяли ее в самый последний момент, когда контейнер был уже поставлен на железнодорожную платформу и готов к отправке в Россию. Отдельно надо рассказывать и о том, как «заработали» потом на пограничников рычаги давления на самом высшем уровне. Видимо, поэтому менее чем через месяц удачливого разведчика перевели служить в Таджикистан.

Когда в 1997 году Музафар Бандишоев перевелся на Памир, здешние объемы наркоторговли его просто разочаровали. Появлялось, к примеру, в афганском кишлаке 5, 10, максимум 50 кг опия, и за ним по всему участку начиналась дикая охота. Из засад не выходили неделями. Первое время даже неинтересно ему было заниматься такой «мелочью». Но установка на глубокую разработку всей своей оперативной деятельности не позволяла ему и здесь действовать формально, спустя рукава.

Когда перевелся в 1999 году в Калайи-Хумб, то отряд тогда совсем не блистал в борьбе с такого рода правонарушениями. Музафар Мубаракшоевич наладил здесь четкую и достаточно результативную оперативную и разведывательную работу. Внедрил собственную систему, и уже в 2001-м отряд занял 3-е место в Пограничной группе по объему задержанных наркотиков. В том же году пограничники взяли также и большое количество оружия с боеприпасами. С каждым полугодием результативность отряда становится все заметнее.

Система полковника М.Бандишоева вынуждает противника самого забираться в расставленные пограничниками сети, когда одним разом окончательно ликвидируется вся преступная группировка. И ликвидируется она таким способом, когда практически нет необходимости прибегать к «услугам» прокуратуры и судебных инстанций.

Так, в 2001 году была разгромлена одна мощная наркогруппировка. Наркокурьеров и их главарей завлекли в место, где была организована засада. В боестолкновении удалось захватить «Жигули» и изъять 53 кг наркотиков. Те, кого не успели уничтожить, разбежались, после чего эта группа фактически прекратила свое существование. Заметную роль в этой операции сыграл капитан Руслан Анакулов, прекрасный офицер, мастер спорта по рукопашному бою, который, к глубокому прискорбию, умер.

Беседа с полковником Музафаром Бандишоевым удалась откровенная. Порадовало и его уважительное отношение к прессе, которая, по его словам, является одним из основных источников информации в их деятельности.

В один момент поймал себя на мысли, что, воспевая зачастую в общем-то рядовых людей, мы, журналисты, непростительно упускаем из виду подлинных героев.

Оправдываемся тем, что будто бы они находятся под грифом «Секретно» и время для описания их подвигов еще не пришло. Хотя именно на них, героях нашего времени, можно воспитывать настоящих патриотов Отечества.

Еще подумалось, что не всегда справедливо у нас отмечают наградами. Существуют, что бы там ни говорили, «лимиты» на высшие награды государства. Героями при жизни становятся единицы. Ну разве не заслуживает звания Героя России полковник Бандишоев? Его активное участие в изъятии из незаконного оборота 23 тонн наркотиков равносильно спасению сотен тысяч жизней с нанесением огромных убытков для наркомафии. Ведь одна тонна героина — это по ценам европейского рынка 1 млрд. долларов.

Сегодня, когда Президент России взял решительный курс на борьбу с распространением наркотиков, когда создан специализированный Госкомитет по контролю за незаконным оборотом наркотиков, думаю, наступила пора пересмотреть и стимулы в этой деятельности. Для каждого ордена или медали полезно было бы определить вес изъятого опия и героина. Примерно так, как во время Великой Отечественной войны устанавливались нормы на сбитые немецкие самолеты и уничтоженные танки. За 5 сбитых самолетов врага тогда награждали орденом Красной Звезды, за 10-15 — орденом Боевого Красного Знамени. Уничтожил 20 самолетов — получай Звезду Героя! 40 — получи еще одну...

Наше государство пока не имеет возможности для достойного материального поощрения тех, кто противодействует наркомафии, поэтому не надо скупиться хотя бы на награды.