Марат Сыртланов, полковник милиции

В отчетах Следственного комитета при МВД России только за 2002 год в списках передовых подразделений значились, кроме прочих, два, руководителями которых были майоры юстиции Джагаевы. Один — заместитель начальника УВД Центрального района Сочи, другой — заместитель начальника временного отдела внутренних дел Шелковского района Чечни.

Однофамильцы? Братья? О событиях на Черноморском побережье в Лазоревском многие помнят и поныне. Тогда террористы захватили заложников и, забаррикадировавшись в гостиничном коттедже, требовали умопомрачительную сумму денег, вертолет, освобождения из заключения подельников по прошлым, не менее тяжким преступлениям.

Счастливое окончание той истории журналисты поставили в заслугy сотрудникам ФСБ. И трудно их винить за это. Во-первых, те на самом деле успешно довели переговорный процесс до благополучного завершения, а во-вторых, откуда было знать репортерам, прибывшим уже, что называется, к раздаче слонов, что, по сути, несколько часов ситуацию под контролем держал до прибытия «старших братьев» из Москвы один человек — Урузмаг Джагаев, представитель местной милиции, сумевший обеспечить взаимодействие приданных подразделений.

Уже оцепили прилегающие кварталы бойцы ОМОНа, заняли исходные позиции группы захвата, прильнули к прицелам снайперы из СОБРа, вычертили схемы местности пожарные расчеты и готовились к приему пациентов бригады «скорой помощи», когда преступник подтвердил свое согласие на предложенные переговоры и разрешил подойти к зданию одному из руководителей правоохранительных органов.

...Змейкой вьется дорожка к стоящему на пригорке зданию. Сознание четко фиксирует растяжку над порогом входной двери, канистры с бензином, запасные обоймы и... черные точки от инъекций на локтевом сгибе террориста.

Наркоман! Только ради установления одной этой истины стоило рисковать собой. Теперь уже легче будет товарищам выбрать тактику психологической обработки преступника, верно построить общение с ним. А значит, надо сейчас во всем соглашаться с ним, чтобы выжить и успеть донести бесценную первичную информацию в оперативный штаб.

— Требуемые тридцать миллионов рублей уже собраны и будут доставлены первым же рейсом Аэрофлота из Москвы. Что касается вертолета, то генерал уже дал «добро», только марку просил у тебя узнать, — по ходу дела фантазирует Урузмаг.

— Скажи, я выбрал «Черную акулу», — быстро находится подонок и красноречиво поводит стволом: мол, ступай, пока я добрый.

Майор не успевает отойти и на пять шагов, когда сзади раздается выстрел, другой. Пули визжат где-то в вышине; по спине предательски бежит ручеек холодного пота. Вниз по каменистому склону скачет гильза.

— Не дрейфь, мент, это я так шучу, — объясняет стрельбу «весельчак» и с издевкой обещает в следующий раз быть вежливее.

Джагаев сдержался, не обернулся. Достал носовой платок, подобрал на ходу гильзу. Надо ли говорить, сколь кстати оказались результаты, с которыми вернулся доброволец-парламентер! Ко всему результаты баллистической экспертизы помогли установить не только происхождение пистолета, но и его владельца, что позволило подключить к переговорам с негодяем его родственников и друзей. После этого появилась у участников операции уверенность в успехе, надежда на жизнь — у заложников.

...И в Чечне, и здесь, в городе темных ночей, погоду в следственной работе делал один и тот же человек — Урузмаг Джагаев.

...Это теперь Джагаев благодарен своим первым наставникам Тайгибу Тайгибову и Владимиру Кирдиеву за науку. А поначалу их поручение попытать счастья на безнадежных «висяках» молодой следователь воспринял как розыгрыш. И со злости, что ли, взял да и раскрыл все: вначале хулиганство с применением холодного оружия, оставленного на месте драки, потом ограбление инкассатора, а на десерт — убийство иностранца.

Случилось это еще в начале девяностых годов, когда подобные преступления в России были редкими, а потому вызывали повышенный общественный резонанс. Понаехали начальники из краевого ГУВД в Хостинский РОВД, выпытывали у новичка ключ к успеху. А какие тут секреты? В первом случае нож взять — такого второго в округе не сыскать: древний мастер и клинок выточил лихой, и рукоять украсил искусной резьбой. Покажи такой на базаре старикам — хозяин или наследник обязательно отыщется.

Вторая история еще проще оказалась. Вывез Джагаев потерпевших — водителя и кассира — на место ограбления, а те в ходе следственного эксперимента друг друга так споро связали, комментируя действия предполагаемых разбойников, что догадаться о сговоре между ними не составило труда. Что касается убийства турецкого подданного, то тут Урузмаг утер нос инспектирующим, сославшись на недопустимость разглашения конфиденциальных источников получения оперативной информации.

Потом было еще немало дел, громких и рядовых, интересных и не очень. От дела к делу шло становление — сначала специалиста, позже — руководителя. Каждое из них требовало не только профессионализма, но и человеческого участия.

Говоря о судьбах людей, волей случая попавших в зависимость от следственных решений, мы имеем в виду, прежде всего, потерпевших. Однако, ничуть не боясь навредить имиджу своего героя, утверждаю, что он чувствует себя не менее ответственным и за участь подследственных. Не единожды приходилось ему исправлять чьи-то ошибки, защищая доброе имя оклеветанных, попавших под подозрение в силу неблагополучного стечения обстоятельств граждан. И эти случаи, досадные исключения из практики органов внутренних дел, не менее побед в борьбе с коварством, изворотливостью преступных элементов, способствовали росту его профессионализма, обретению гражданской зрелости.

Недавно под начало Урузмага Фридоновича пришли два стажера. По секрету пожаловались мне на шефа, говорят, что «висяки» на молодежь повесил. Редиска, одним словом... Не стал я говорить ребятам, что не они первые проходят школу Джагаева. Офицеры юстиции Ирина Мишина, Сергей Куликов, Константин Агрба... — в их числе.

Вы понимаете, почему список завершает многоточие? Когда Джагаева в числе других лучших сотрудников милиции Краснодарского края командировали в Чечню, ему сполна пригодилась солдатская наука, усвоенная в юности. Можно было бы описать не одно боестолкновение того периода, когда Урузмаг тактически грамотно строил оборону здания временного РОВД, упреждая ночные вылазки боевиков, метко прикрывал огнем эвакуацию раненых. Да только не любит он вспоминать о них. А вот об успехах своих подчиненных готов говорить часами, обходя, правда, вниманием свою инициативу по созданию межведомственной следственной группы из офицеров МВД России и ФСБ, которую поддержали на самих верхах обоих ведомств, личную благодарность Президента России за небывалый рост — на 22 процента раскрываемости преступлений в зоне ответственности, тот же орден Мужества, который недавно вручили ему.

Не по годам серьезного Урузмага до сих пор тепло, с благодарностью вспоминают жители самых отдаленных селений Шелковского района Чечни. И не только, как оказалось, предотвращенные хищения гуманитарной помощи и пенсий на миллионы рублей, не только раскрытые преступления, снискали ему авторитет.

Со временем, после его прибытия в эти края, за советом и помощью в РОВД потянулись и стар и млад. То житейский спор соседей из-за еще довоенного долга рассудит, то распустившегося сына, обижающего стариков-родителей, приструнит. Был даже случай, когда по просьбе подследственного пришлось майору везти его в роддом, чтобы поздравил тот жену с таким событием, увидел первенца.

Мелочи? Но тогда почему прежде всего о них вспоминает народ, характеризуя человека в погонах? Почему именно имя Урузмага запало в души жителей, хотя и на других милиционеров Шелковского ВРОВД честные чеченцы обиды не имеют?