— Михаил Игоревич, расскажите, пожалуйста, нашим читателям о современном техническом оснащении специальных подразделений МВД и внутренних войск, занятых борьбой с организованной преступностью, незаконными вооруженными формированиями и террористическими группами. Как происходит перевооружение этих сил правопорядка, есть ли целевая программа, направленная на ускорение процесса модернизации?

— Мы не реализуем на федеральном уровне целевых программ по переоснащению специальных подразделений милиции и внутренних войск. Данная работа осуществляется в рамках Государственной программы вооружения, предусматривающей финансирование мероприятий силовых структур, в том числе МВД России. Выделены средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, закупки и ремонт вооружений, военной и специальной техники и ежегодно утверждаемый государственный оборонный заказ. Кроме того, в 2002 г. принята Программа организационных и технических мер по внедрению новых видов вооружения, автотранспорта и спецтехники для обеспечения борьбы с терроризмом, отнесенных к компетенции МВД России, а с 2003 г. действует перспективный план создания и освоения новых видов специальных средств для органов внутренних дел Российской Федерации. Приняты и поставляются в подразделения МВД России новые высокоэффективные образцы специальных средств, в том числе нелетального действия.

В 2003 г. была принята Программа технического перевооружения отрядов милиции особого назначения (ОМОН), рассчитанная на три года (2004-2006 гг.). Цели данной программы — поэтапная замена морально и технически устаревшего вооружения, военной и специальной техники современными образцами технических средств, а также доведение оснащенности до уровня, позволяющего обеспечить качественное выполнение служебных и служебно-боевых задач.

Аналогичная программа разработана и для отрядов милиции специального назначении (ОМСН), которая рассчитана на три года (2006-2008 гг.). Реализация программ осуществляется за счет текущего финансирования МВД России. До конца текущего года будет разработана Концепция развития вооружения и специальной техники органов внутренних дел и внутренних войск МВД России на период до 2010 г., предусматривающая модернизацию технических ресурсов за счет создания и использования новых тактических возможностей. При ее разработке учитывается необходимость использования последних достижений науки и технологий для полного и качественного обеспечения возросших потребностей органов внутренних дел.

— Насколько изменилась техническая оснащенность антитеррористических сил МВД за последние 10 лет? Есть ли проблемы в развитии этих сил с точки зрения их вооруженности? Как они преодолеваются?

— За указанный вами период приоритеты оснащения спецподразделений менялись несколько раз. Если в начале 1990-х гг. нас больше всего беспокоили массовые беспорядки, то с момента боевых действий в Северо-Кавказском регионе мы были вынуждены пересмотреть многие позиции по номенклатуре и нормам. Сейчас наступил новый этап, который диктует необходимость очередной перестройки структуры материально-технических ресурсов, поступающих в специальные подразделения.

Технический прогресс в сфере разработки специальных средств и вооружения очевиден, что из года в год подчеркивают экспозиции выставки «Интерполитех». Мы, конечно, не стоим на месте и стараемся идти в ногу со временем.

Однако современная спецтехника имеет, как правило, достаточно высокую цену, что не позволяет нам обеспечить ею все подразделения. И это, естественно, влияет на развитие нашего спецназа. Знаете, как у каскадеров: в Голливуде используют в основном технические средства, а у нас огромную роль играет человеческий фактор. Но каскадер отвечает только за себя, а за нашими спинами — живые люди. Именно поэтому использование технических средств, позволяющих минимизировать негативные последствия, исключить потери, увеличить оперативность в принятии решений — непременное условие при определении стратегии технического развития спецподразделений. В текущем году сделано многое. Достаточно сказать, что на реализацию мероприятий по укреплению ОМОН и ОМСН в подразделения направлены дополнительные денежные средства, уровень оснащенности спецназов специальными средствами вырос на 15%, обеспеченность вооружением составляет 100%. Только в текущем году постановлением Правительства Российской Федерации (от 24 июня 2003 г. № 397) приняты на вооружение 17 новых видов огнестрельного оружия, 23 вида боеприпасов к нему, а также 13 наименований специальных средств, позволяющих существенно повысить боеспособность подразделений милиции. С учетом проводимой работы на сегодня обеспеченность спецподразделений ОВД новыми образцами оружия составляет — 30%, а бесшумным — 59%. В подразделения уже поступают передвижные комплексы для поиска и обезвреживания взрывоопасных предметов «Араке»; вертолет М-8МТВ2, оборудованный специальным вооружением и техникой для обнаружения и уничтожения бандформирований; специальная полицейская машина СГТМ-2 «Тигр»; бронированные автомобили «Каскад», «Звезда»; плавсредства с элементами бронезащиты типа «Стриж-4». В ноябре представлен опытный образец специальной автомашины с водометной установкой «Лавина-Ураган». Имеется несколько разработок по теме «Оружие нелетального воздействия». В общем, перспективы есть.

— Приведите наиболее яркие примеры, когда именно современные специальные и технические средства, новые образцы оружия, мастерское владение ими сотрудников специальных подразделений сыграли решающую роль в успешном проведении специальной операции.

— Сейчас практически любая спецоперация сопряжена с использованием технических средств. Ну а наши специалисты по части, как вы выразились, «мастерского владения» дадут фору представителям многих силовых структур зарубежных стран. Каждая специальная операция, проводимая сотрудниками отрядов милиции специального назначения МВД России, по-своему уникальная.

Как наиболее яркий можно привести пример специальной операции, проведенной сотрудниками отряда милиции специального назначения Республики Кабардино-Балкария в апреле 2005 г. Во время штурма квартиры, в которой укрылись преступники, захватившие заложников, бойцы милицейского спецназа, используя для прикрытия штурмовой группы пуленепробиваемый щит «Забор», под огнем вошли в помещение, уничтожили их и освободили заложников, тем самым полностью выполнив поставленную задачу. Анализ боевой работы показал, что благодаря этому изделию потерь среди сотрудников спецподразделения допущено не было.

Также можно отметить одну из операций, проведенных офицерами отряда милиции специального назначения «Рысь» МВД России в октябре 2004 г. в Московской области. Тогда сотрудники отряда в рамках расследования уголовного дела для задержания пособников террористов, которые захватили заложников в культурном центре на Дубровке, использовали состоящее на вооружении в МВД России специальное средство для сковывания движений правонарушителей и животных «Стоп — сеть», или «Невод». Применение данного изделия существенно помогло бойцам отряда «Рысь» при задержании преступников, пытавшихся оказать сопротивление. Эти изделия и в настоящее время активно используются при проведении других спецопераций. Необходимо отметить, что сотрудники спецподразделений милиции при задержании вооруженных преступников, освобождении заложников на территории Российской Федерации уделяют особое внимание минимизации тяжелых последствий для жизни и здоровья преступников и обеспечению личной безопасности граждан. В этих целях применяются светошумовые гранаты «Заря», «Пламя», «Факел». Данные спецсредства постоянно совершенствуются и дорабатываются в рамках программы разработки «Оружия нелетального воздействия».

При проведении спецоперации для уничтожения огневых точек боевиков во время контртеррористической операции на Северном Кавказе, в том числе спецоперации в январе 2005 г. в городах Махачкале и Каспийске, положительно зарекомендовал себя высокоточный антиснайперский комплекс СВ-94 калибра 12,7 мм. По отзывам специалистов, дальнейшее развитие этого комплекса имеет большие перспективы.

— В чем оказались полезными для МВД России предыдущие выставки «Интерполитех»? Что из образцов, экспонирующихся там ранее, удалось принять на вооружение частей и подразделений министерства? Оказались ли среди них какие-либо зарубежные разработки?

— Для специалиста польза от выставки несомненна. Ведь это реальная возможность оценить новые тенденции развития технических средств в области обеспечения правопорядка и безопасности, воочию увидеть и даже испытать образцы современной техники разных производителей в одном месте. В ходе выставок нашими сотрудниками проводится большое количество переговоров с представителями организаций и предприятий, предлагающих свою продукцию для постановки на снабжение органов внутренних дел и внутренних войск. А это, учитывая высокую конкурентоспособность наших образцов, — новые контракты с зарубежными предприятиями, доход для государства и укрепление его позиций в данном сегменте мирового рынка.

Как я уже говорил, в текущем году мы поставили на вооружение в целом 53 вида спецсредств, вооружения и боеприпасов к ним, большая часть из которых выставлялась ранее на выставке «Интерполитех».

— Какие компании, фирмы, институты (как государственные, так и частные) эффективно сотрудничают с МВД России в плане его технического перевооружения? Что из новых разработок они предлагают ведомству сегодня?

— Министерство осуществляет активное сотрудничество с учреждениями и организациями в научно-технической сфере и в области производства технических средств безопасности. При этом основной критерий отбора для взаимодействия — преимущество предлагаемых конкретным представителем рынка разработок, образцов перед аналогами при удачном соотношении цены и качества. Поскольку упоминание отдельных фирм может быть истолковано как реклама, назову только несколько государственных предприятий, которые в рекламе не нуждаются. Это тульское предприятие Конструкторское бюро приборостроения НИИ «Стрела» — разработчик в области создания антитеррористического оружия и средств разведки и наблюдения за территорией, НИИ прикладной химии (г. Сергиев Посад) — в области создания специальных средств нелетального действия, НИИ приборостроения (г. Жуковский) — в области разработки средств обнаружения взрывчатых веществ — ряд институтов сибирского отделения Российской академии наук.

Многие предприятия и институты осуществляют разработки и производство продукции совместно с нашими специалистами или по нашим заявкам. Кстати, постановлением Правительства Российской Федерации, утвердившим в текущем году новые образцы, разрешено брать на вооружение разработки зарубежных предприятий, аналоги которых не производятся в России. Заключен государственный контракт на поставку для нужд МВД России специальных машин с водометной установкой, изготовление которых будет осуществляться израильским предприятием Beit-Alfa Technologies Ltd. (Бейт-Альфа Техноложес Лимитед).

— Какие технические и специальные средства, образцы оружия, разработанные за рубежом, очень бы пригодились нашим антитеррористическим силам, вообще милиции, но пока по каким-то причинам для нас недоступны? Почему подобные разработки не производятся у нас?

Сразу скажу, что основная часть необходимых технических средств, позволяющих обеспечить эффективную борьбу с преступностью, у нас имеется. Эти средства не уступают по своим параметрам зарубежным аналогам, а в отдельных случаях превосходят их. Проблема в том, что подразделения обеспечены ими не в полном объеме, некоторые из них устарели, ряд техсредств нельзя приобрести по причине их дороговизны и несовместимости с используемыми в настоящее время системами. Но разработки по всем направлениям в МВД есть и ведутся. Некоторый пробел имеется в наличии современных информационно-телекоммуникационных систем, но эту проблему мы уже решаем. Несколько упущены возможности по отдельным видам программного обеспечения, криминалистического оборудования, авиационной техники, систем дистанционного управления и роботизированных разработок.

Сейчас для специальных подразделений полиции ряда зарубежных государств в рамках борьбы с терроризмом разработаны и применяются соответствующие новым современным технологиям образцы оружия, электронных и специальных средств для успешного выполнения поставленных перед ними задач.

В качестве примера можно привести израильский электронный стрелковый комплекс «Корнер Шот», разработанный под пистолеты с искривленным стволом «Глок» и «Берета» для ведения огня из-за укрытия. В МВД России совместно с израильскими коллегами прорабатывается вопрос о возможности переоборудования данного комплекса под отечественные пистолеты ЛПС и FM.

Также заслуживает внимания электронный комплекс управления огнем снайперских пар, используемый полицией Испании, который позволяет контролировать и руководить работой снайперов для успешного проведения операций по задержанию (ликвидации) особо опасных преступников. В настоящее время даны соответствующие поручения для изучения возможности применения данного комплекса в наших условиях. После соответствующего анализа будет принято решение о необходимости разработки отечественных аналогов.

Материал подготовлен совместно с редакцией журнала «Охрана»