А дело было так. Уже в начале 60-х годов прошлого века соответствующие работы велись на кафедре радиопередающих и радиоприемных устройств (ныне кафедра радиотехнических и квантовых устройств) Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е.Жуковского и лабораторией колебаний Физического института Академии наук СССР (ныне Институтом общей физики РАН). А точнее, это было плодотворное научное сотрудничество двух коллективов, которое успешно продолжается и в наши дни. Результаты их исследований нашли отражение в создании лазерных дальномеров и развитии такой важной сферы современного военного дела, как радиоэлектронная борьба (РЭБ).

Лидерами творческого тандема стали лауреат Нобелевской и Ленинской премий академик А.М.Прохоров (со стороны фундаментальной отечественной науки) и доктор технических наук профессор В.М.Сидорин, представитель научной школы академии Жуковского. Коллеги и многочисленные ученики по праву считают генерал-майора Владимира Сидорина патриархом факультета авиационного радиоэлектронного оборудования, куда структурно входит «квантовая» кафедра.

Профессор Сидорин непосредственно стоял у истоков создания научных направлений, позднее составивших самостоятельные разделы квантовой электроники. Особо подчеркнем, что именно благодаря теоретическим и практическим исследованиям Владимира Михайловича и его коллег наша страна тогда стала лидером в становлении и применении лазеров в авиации. В академии была создана первая в вооруженных силах лазерная установка. Она нашла широкое применение в исследованиях, проводившихся совместно с Институтом кристаллографии Академии наук.

В активе профессора Сидорина и его кафедральных соратников — фундаментальные исследования по созданию авиационных лазерных дальномеров для работы по воздушным и наземным целям, для систем подсветки целей, аппаратура для маловысотной ночной разведки. Список продолжают лазерные сверхширокие линии связи борт-земля и самолет-спутник; лазерные комплексы многообъектной связи и чудо-лучи (для непосвященных по тому времени) в системах информационного обеспечения в целом.

Кстати, докторская диссертация Владимира Михайловича была посвящена принципам построения лазерных локационных систем. По мнению специалистов, и по сей день многие положения этой работы не просто актуальны, а являются основополагающими в лазерной сфере. Настолько далеко автор смотрел в будущее.

Опережая время

Диапазон научно-технического поиска у коллектива, который долгие годы возглавлял «лазерный генерал» Сидорин, был и остается весьма широким. Он выходит за привычную для авиаторов линию горизонта, охватывая не только воздушную, но и водную, а точнее — подводную стихию. В этом ряду — лазерные системы связи с подводными лодками в подводном режиме плавания, средства их обнаружения и т.д.

Еще четыре десятилетия назад в академии были проведены комплексные теоретические и экспериментальные исследования, положившие начало созданию систем поиска подлодок, находящихся в подводном положении. Наследники новаторских традиций профессора Н.Е.Жуковского, чье имя носит альма-матер профессора Сидорина, сконструировали уникальный макет фотоприемного устройства локационной станции для обнаружения субмарин в океанских глубинах. В корабельном и вертолетном вариантах был создан первый образец оптического локатора при участии оборонных предприятий и НИИ ВВС. А главное — на практике, в условиях морского полигона нашла подтверждение идея ученых академии о возможности обнаружения субмарин через границу двух стихий, воздушной и водной. Но, как это порой бывает, дерзкая научная мысль опережала время. Состояние элементной базы не позволило в тот период довести систему до принятия на вооружение.

Разумеется, в то время, в середине 60-х, все лазерные проекты были строго засекречены, но сейчас об этом, в отличие от некоторых последних научных тем, уже можно говорить. Во всяком случае, эти проекты дают представление о том, чем более полувека занимался и занимается ученый. Творческий поиск Владимира Сидорина и других подвижников — наглядная иллюстрация продвижения передовых по тому времени лазерных технологий в военное дело. Они стали важной вехой в укреплении отечественного оборонного потенциала. А конкретно — его авиационной составляющей.

Любые, даже самые передовые разработки остаются на бумаге, на уровне теоретических, если они не подтверждены научно-практическими экспериментами и созданием опытных макетных образцов. По инициативе начальника кафедры и ее ведущих специалистов на учебно-опытном заводе при академии Жуковского был создан и оснащен высокоточным оборудованием оптический цех. Там был создан и прошел обкатку первый действующий макет авиационного лазерного дальномера.

Производственники высоко оценили технические решения В.Я.Сутягина, выполненные под руководством профессора Сидорина. Опыт, наработанный его коллегами по кафедре при эксплуатации макетного образца, был целиком востребован «оборонкой» при запуске в производство серийного бортового лазерного дальномера для оснащения самолетов МиГ-23Б и Су-17. О надежности и качестве этого изделия говорит хотя бы такой факт: его модернизированными вариантами и в наши дни оснащаются самолеты МиГ-29 и МиГ-27К, Су-24М и Су-25Т, вертолеты Ми-28, К-50 и К-52.

Я попытался хотя бы кратко, штрихами обозначить основные векторы многогранной научной деятельности «лазерного генерала». О ней, разумеется, в пределах дозволенного мне рассказали коллеги и ученики Владимира Михайловича, в первую очередь ветеран академии кандидат технических наук Наталья Михайловна Ракчеева. Ведь у профессора, который и в свои 80 продолжает активно трудиться на «своей» кафедре — десятки талантливых учеников, а понятие «школа Сидорина» давно уже вошло в обиход. Но в любой школе главная фигура — это учитель. А учитель — прежде всего личность, человек.

Ключи от неба

Он родился 21 февраля 1926 года в Москве, в семье военного инженера Михаила Сидорина. Мама, Галина Александровна, очень образованная женщина, всю жизнь посвятила мужу, воспитанию сына, а потом и внуков. Семья жила в Киевском районе, у Дорогомиловской заставы, застроенной старыми домишками и бараками. Они сохранились вплоть до середины 50-х.

 Несмотря на хорошее семейное воспитание, Володя Сидорин, как и его сверстники, уличные сорванцы, увлекался ухарской забавой того времени — полетами не во сне, а наяву. Речь идет о весьма рискованных даже по взрослым меркам прыжках с крыши на крышу. Только отчаянные, сильные и смелые мальчишки могли позволить себе такую забаву. Слабаков не признавали. А Володя, сын военного, быть слабаком просто не имел права. Прыжок как полет…

Не тогда ли у него, уличного заводилы, зародилась мечта о небе, о полетах наяву? Однажды, во время одного из таких «полетов» Володя Сидорин сломал руку. Но дома ничего не сказал, все отнекивался. Мол, все произошло в троллейбусе, когда водитель резко затормозил.

В школе Владимир отличался живым умом, самостоятельностью. Но при всем при том хорошими отметками не блистал. Был у них в классе необычный учитель, которого звали Аким. Теперь уже трудно сказать, имя ли это или фамилия. Аким скептически относился к будущим жизненным успехам Володи: мол, с его-то оценками… Вот Вилька, его закадычный дружок — другое дело: с математикой в ладах, и надежды подает. Каково же потом было удивление Акима, когда не очень, по его мнению, радивый ученик Сидорин успешно поступил в престижный институт — энергетический! Вилька же пошел по наклонной — стал воровать и в итоге оказался за решеткой. И невдомек было Акиму, что Вилька все контрольные по математике списывал у друга и при этом еще умудрялся показать себя в выгодном свете перед учителями…

Еще одной колоритной личностью в школе был учитель труда. Колоритен потому, что был с уголовным прошлым. Но на это в педагогическом коллективе закрыли глаза, ибо у бывшего зэка были золотые руки. Да и ребят он мог увлечь почище иного профессионала. Квалификация же этого редкостного кадра проявилась в том, что на уроках труда он научил ребят делать отменные инструменты, которые на поверку оказались… воровскими. В их числе, как потом выяснилось, были и уникальные отмычки, достойные экспозиции в музее криминалистики.

Сегодня, конечно, генерал Сидорин не может не вспоминать об этом без улыбки. Но, так или иначе, слесарные навыки, полученные в далекую школьную пору, очень пригодились ему в будущем, особенно при изготовлении опытно-экспериментального оборудования.

 Так что у ученого, как говорится, не только голова, но и руки на месте. Мэтр всю жизнь сам чинил сантехнику, замки, электроприборы. Мог по просьбе соседей женской шпилькой запросто открыть замок захлопнувшейся двери. А однажды профессор Сидорин, будучи уже в чине заместителя начальника академии по учебной работе, по-крупному выручил коллегу, вскрыв сейф, от которого потеряли ключи. А там очень важные документы, которые затребовало начальство. Друзья шутили: с его-то головой, умением взлететь над повседневностью, с отменными навыками мастерового Владимиру Михайловичу подвластны все научные тайны…

Кстати, в академию Жуковского он поступил в суровую военную пору: толковые инженеры очень нужны были фронту и будущей авиации мирного времени. Слушатель Сидорин учебу сочетал с командировками на фронт, где секреты работы авиационной техники изучал уже не по конспектам и макетам, а в боевых условиях.

Признанием заслуг молодого авиационного инженера в совершенствовании конструкции и живучести боевых самолетов является факт, отраженный в личном деле и в историческом формуляре академии: стажер Владимир Сидорин был удостоен высочайшей чести участвовать в Параде Победы 24 июня 1945 года…