Валерий Прасолов, начальник службы безопасности Пробизнесбанка

Интерес к охранным услугам (а точнее, осознание их важности) связан с изменением общей ситуации в стране. Постоянная угроза терактов привлекает особое внимание к проблеме общественной и личной безопасности, заставляет людей пересматривать свое к ней отношение и предпринимать меры по охране. Но являются ли проблемы антитеррористической деятельности первостепенными для негосударственных структуры безопасности? Вряд ли. Скорее, это прерогатива государственных правоохранительных органов. А они, увы, нередко пытаются свалить все с больной головы на здоровую. В этом ряду, думается, стоит и выступление начальника ГУВД Москвы генерала милиции В.Пронина, который объявил о потенциальной ликвидации в ближайшее время частных охранных предприятий… за их неэффективную антитеррористическую деятельность.

По инициативе заместителя председателя Комитета ГД ФС РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму В.С.Романова в Генеральную прокуратуру, Минюст, МВД, ФСБ и Правительство России направлено для рассмотрения (в качестве мер в области повышения эффективности борьбы с правонарушениями) коллективное обращение 74 граждан г.Тулы, в котором, в частности, предлагается ликвидировать за ненадобностью частные охранные структуры, отменить Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». Чем же не понравились частные охранные предприятия 74 тульским обывателям?

Нет необходимости обращаться к провидцам, чтобы понять заказной характер данной акции. Не отличается она и законотворческим умом. Точно таким же образом можно было бы провести выступление жителей города М., например, за закрытие цирка на Цветном бульваре или отмены полетов в космос как негативно влияющих на экологию их города. К сожалению, подобные заявления и письма не редкость, что подтверждает наличие не только негативного отношения к частной охране некоторой части населения (которая данными услугами и не пользуется), но и борьбы за рынок услуг не рыночными методами.

Впрочем, есть в подобных заявлениях и доля сермяжной правды, от которой нельзя так просто отмахнуться.

Современное состояние рынка охранных структур оценивается как ужасающее даже некоторыми его весьма уважаемыми участниками. При ближайшем рассмотрении повседневные реалии этого, казалось бы, специфического дела указывают на все еще дикие отношения между собственно властью и любым бизнесом. Критическая масса сдерживающих этот рынок трудностей складывается из нескольких составляющих.

Одна из них — работа государственных, а на самом деле просто милицейских структур (таких, как вневедомственная охрана), пользующихся всеми благами закона о милиции. Второй бич — утечка кадров в службы безопасности крупных банков и корпораций в результате законодательной неразберихи.

Еще одна тенденция, которая пока выражена слабо, но наберет силу в ближайшие несколько лет, — объединение и слияние охранных предприятий. Эксперты рынка полагают, что со временем образуется 100–200 крупных ЧОПов, которые поглотят мелкие.

Это вполне объективное и закономерное явление для такого растущего сектора экономики, каким является охранный бизнес. Для расширения сферы деятельности охранных предприятий, внедрения новых (весьма дорогостоящих) информационных и охранных технологий, успешного продвижения на рынке (который становится конкурентным) требуется концентрация капитала и ресурсов. Кроме того, наиболее продвинутые и стратегически мыслящие руководители ЧОПов уже сейчас думают о необходимости конкурировать с западными компаниями после вступления в ВТО. Сегодня на рынке охранных услуг используют два возможных пути укрупнения ЧОПов: слияние-поглощение и диверсификация бизнеса. И в то же время объединение ЧОПов пока не стало массовым, несмотря на предсказания и ожидания экспертов.

Вместе с тем по оценке лицензионно-разрешительных служб МВД в России в последнее время наблюдается устойчивая тенденция к укрупнению частных охранных и детективных предприятий. С одной стороны, количество охранных предприятий растет, с другой — отмирают не выдержавшие конкуренции компании. В дальнейшем, судя по всему, успешные компании будут развиваться по профессиональному признаку, наращивая специализацию в определенных видах деятельности. Узкая специализация будет рассматриваться клиентами как конкурентное преимущество ЧОПа.

Следует отметить, что в последнее время на рынке обозначилась новая тенденция, когда инициатива слияний исходит не от охранного бизнеса, а от крупных холдингов и транснациональных корпораций.

Весьма логичным мог бы стать и другой сценарий — развитие региональной сети московских ЧОПов за счет поглощения региональных охранных предприятий. И этот процесс уже набирает обороты. Некоторые охранные агентства уже начали осваивать региональные рынки и заявляют о планах выхода на рынок ближнего зарубежья.

Диверсификацию бизнеса ЧОПов тоже осуществляют по двум основным направлениям: развитие услуг, смежных с охранным бизнесом, и вложение в непрофильные активы. Многие охранные предприятия имеют бизнес в других сферах. В любом случае эксперты охранного бизнеса не рассматривают всерьез тенденцию расширения охранных предприятий за счет развития непрофильного бизнеса и не считают, что она может существенно повлиять на дальнейшее становление рынка. Кроме того, создание многопрофильных компаний сдерживается законодательно. Возможность совмещения одним предприятием охранной и иной деятельности запрещена под предлогом сложности контроля за оружием в таких структурах со стороны МВД.

До недавнего времени рынок охранных услуг процветал, в основном, в Москве — на нее приходится более 10 % всех ЧОПов, здесь сосредоточена треть персонала, занятого в охранно-сыскном бизнесе. Однако вслед за растущими потребностями бизнеса своих клиентов охранные предприятия будут активно формироваться в регионах.

Говоря о сдерживающих факторах, нельзя не остановиться на несовершенных законодательной и нормативной базах.

Значительный импульс развитию рынка охраны и безопасности может обеспечить принятие нового закона, регулирующего деятельность частных охранно-сыскных структур. Закон «О частной детективной и охранной деятельности» 1992 года был далеко не совершенен, однако способствовал становлению охранной отрасли, обеспечив минимально необходимую законодательную основу.

Сегодня российские и зарубежные эксперты отмечают, что законодательство РФ в сфере охранного бизнеса можно охарактеризовать как хаотичное, фрагментарное и во многом рамочное. К деятельности охранных и сыскных предприятий в России имеет отношение более 100 законодательных актов, которые не согласуются с реальной практикой деятельности, и нередко противоречат друг другу.

В целом законодательная база тормозит развитие охранного бизнеса в России. Достигнутый между МВД и негосударственными структурами безопасности компромисс в развитии законодательной базы путем внесения изменений и дополнений в действующее законодательство нередко приводит к противоречиям и несогласованностям, а иногда и носит ярко выраженный тенденциозный характер.

Так, например, произошло с Постановлением Правительства №179 от 04.04.2005, в котором МВД безосновательно сократило нормы положенности короткоствольного оружия (основного в частной охранной деятельности) с 50% до 25% от списочного состава охранного предприятия. Жизнь настоятельно требует новой законотворческой работы по формированию пакета Федеральных законов, регламентирующих роль и место негосударственных структур безопасности в едином комплексе страны, их положения в вопросах правового статуса и государственной защиты, взаимодействия с правоохранительными органами в обыденном и чрезвычайном режиме работы.

В этом направлении особое место отводится общественным организациям и профессиональным объединениям. Сделать отрасль самоуправляемой и развивающейся в рамках законодательного поля — задача не одного дня.

Как будет развиваться российская индустрия безопасности в 2006 году? Ответ на этот вопрос во многом зависит от каждого из нас.

При подготовке материала использовались аналитические разработки и материалы Пресс-службы МВД, ДГЗИ, Ассоциации индустрии безопасности, Журнала «Охранная деятельность».