Эксклюзивное интервью Исполнительного директора XI Международного форума «Технологии безопасности» Игоря Константиновича Филоненко специально для журнала «Хранитель».

— Игорь Константинович, скажите, пожалуйста, оправдал ли ваши ожидания XI форум?

— Хотя итоги работы ХI Международного форума «Технологии безопасности» будут подведены на следующей неделе, сегодня ясно, что выставка как главное событие года в жизни профессионального сообщества, безусловно, состоялась. И в содержательном, и в экономическом смыслах она удалась.

Если сравнивать предыдущий и сегодняшний форумы, то какие точки роста Вы бы назвали?

— Отмечу, прежде всего, позитивную динамику деловой части программы. Замечен рост (примерно на 15%) площадей размещения экспонентов, расширилось число участников и посетителей форума из зарубежья. На нынешнем смотре достижений индустрии безопасности представлены 22 страны мира. Судя по предварительным данным, компании больше средств стали вкладывать в демонстрацию своих достижений. Они заметно расширили арсенал своего инструментария, делают это тонко, изобретательно, с применением новейших технологий маркетинга и рекламы. Это внешние изменения.

Заметны и внутренние метаморфозы форума. Необходимость, обязательность московской экспозиции осознана профессиональным сообществом как событие года, определяющее ближайшие перспективы отрасли. Здесь осуществляется регулирование цен, приобретаются технологические, технические тренды1. Форум показывает деловым людям, как распознавать и использовать появляющиеся тенденции, а также предлагает быстрые решения тем, кто нуждается в экстренных мерах. Здесь даются проверенные стратегии использования трендов в каждодневных ситуациях в маркетинге. Исследуются феномены мировых и российских брэндов с тем, чтобы продемонстрировать, как люди, умеющие думать о будущем, успешно воспользовались трендами, поняв их раньше других. На форуме приходит понимание того, какие силы управляют рынком.

Я думаю, что в следующем году выставка станет более успешным предприятием.

— Это интуитивное ощущение менеджера, стоявшего у истоков форума?

Это объективное понимание ситуации. Оргкомитет ввел много новых сервисов для посетителей, что, соответственно, отразилось на уровне посетителей, в том числе и VIP-класса. Мы внедрили и провели ряд тематических конференций, которые произвели хорошее впечатление на всех участников и гостей московского смотра. Экспертами Ассоциации безопасности, которая, кстати, была организована на X форуме, подготовлен доклад, в котором обобщен опыт 15-летнего развития отечественного рынка безопасности и охранных услуг. В этом году мы впервые провели серьезную аудиторскую проверку «Технологий безопасности». Рекомендации и выводы доклада Ассоциации безопасности и итоги аудита будут использованы при подготовке следующего форума.

Как представлены на стендах наши партнеры из СНГ?

Достойно выглядят экспозиции фирм Украины, Беларуси и, понятно, российских производителей. Отрадно отметить тот факт, что доля отечественного оборудования на этом специфичном рынке растет. Больше наших компаний ориентируется на зарубежный рынок. Они справедливо считают, что создают вполне конкурентоспособную продукцию.

 Для сравнения хочу напомнить, с чего мы начинали в Европе. Партнерская программа «Messe Essen» и Компании «Защита ЭКСПО» была разработана в рамках Союза международных выставок (UFI) в сентябре 2002 года. Экспозиция российских компаний тогда располагалась на общей площади в 50 кв.м. В работе павильона тогда приняли участие 14 российских компаний, представляющие все основные направления рынка безопасности (системы наблюдения, контроль доступа, интегрированные системы безопасности, спецтехника и системы связи, периметровые системы охраны, противопожарные средства, частная охранная и детективная деятельность и проверка деловых партнеров, экипировка).

В 2006 году наши экспоненты займут на престижной выставке в Германии уже более 300 кв. м. На стендах «Messe Essen» экспозиции России будет представлена продукцией ведущих компаний в области безопасности — «Рособоронэкспорта», компаний «Пэрко», «Рубеж», «Практика», НИЦ «Охрана» МВД РФ и других. Полагаю, что известный интерес отечественные разработки будут представлять и для посетителей таких специализированных международных выставок, как INTERNATIONAL SECURITY CONFERENCE WEST в Лас-Вегасе (США), в Пекине.

— Нынешняя московская выставка вызвала живой интерес у зарубежных бизнесменов.

— Да. Традиционно много посетителей и наших партнеров из США, КНР, Германии. Гости смотрят, что можно приобрести у нас и продать на своих рынках. Ассоциация индустрии безопасности США представлена делегацией во главе с г-ном Р.Чейзом.

Не секрет, что порядка 60% технических устройств российского рынка безопасности иностранного производства.

Действительно, это так. Удельный вес разработок в некоторых отечественных НИИ, КБ, фирмах превалирует над готовыми продуктами. Это застарелый недуг, от которого мы пока не избавились. Существуют продукты, которые нужны рынку и есть в стране технологии, от которых рынок отворачивается… Это следует нашим производителям и разработчикам раз и навсегда усвоить.

— Какие рекомендации у Вас существуют для фирм, которые стали участниками «Технологии безопасности» впервые?

— Создавать продукт, который востребован внутренним и международным рынками. Мы готовы консультировать, рассказывать о том, как нужно продвигать изделия, знакомить с общими условиями сотрудничества в Европе, США, Латинской Америке, на Азиатском континенте.

Не стоит, на мой взгляд, посылать на выставки в роли продавцов разработчиков, авторов изобретений и конструкторов (разве что, как поощрение). Реализовывать продукт должен не изобретатель, а менеджер, с хорошим английским, способностью к общению, навыком демонстраций достоинств того или иного образца…

Если мы, к примеру, готовимся к выставке в Пекине, то рекламная литература должна быть выпущена на китайском языке, а если собираемся в Европу, то запасаемся полиграфией на английском и немецком…

И кроме того, пора нашим соотечественникам избавляться от внутренней неуверенности, от ложных представлений о том, что наша продукция будет не интересна международным покупателям. Наше оборудование неплохое, его можно продавать, но подготовкой к этому нужно заниматься серьезно, а не относиться к выставке как к шоу или необязательной и обременительной нагрузке.

На выставке представлены и охранные фирмы. Насколько эффективно сотрудничество оргкомитета в рамках форума с этими структурами?

— Этих фирм и компаний не так много, порядка 5-6% от общего количества участников, а рынок охранных услуг велик. Его емкость порядка 4 млрд. долларов. Он гораздо больше, чем рынок технических средств. Следовательно, сегмент рынка охранных услуг и количество участников форума будут расти. Растет интерес охранных предприятий к новой технике. На наших глазах происходит интеграция интересов разных подразделений одной отрасли. Производители из первых рук получают социальный заказ на те или иные технологии, совершенствуют их совместными усилиями.

А как стимулирует московский форум своих участников?

— Выставка в первую очередь — инструмент маркетинга. Выставка — это коллекционирование коммуникаций, наработка деловых связей, а одновременно — это еще и показ достижений, утверждений в общественном мнении эталонных образцов, нормативов. Понятно, что лидеров отрасли, производителей необходимо стимулировать. Поощрять. Как? Стимул к развитию компаний заложен в состязательной природе самих выставок. Мы, например, традиционно проводим конкурс инновационных решений и награждаем победителей, помещаем их в Галерее инновационных решений, на своеобразной «Доске почета» новаторов.

Кроме того на конференциях и семинарах мы предлагаем выступать лидерам рынка технологий безопасности, что, согласитесь, расценивается как моральный стимул, стимул узнавания, популяризации и поощрения новых свершений.

Вел беседу Николай Денисов

Фото Олега Сироты



1Тренд — в финансовом анализе основная тенденция динамики показателя, очищенная от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов развития предприятия, отрасли.