Учитывая, что одной из приоритетных задач Департамента государственной защиты имущества является защита критически важных объектов (объектов особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспечения и т.п.), основной упор в деятельности НИЦ был сделан на решение проблем, связанных с организацией охраны именно этой категории объектов.

Критически важные объекты являются предметом повышенного интереса террористических формирований, как правило, специально подготовленных. В их методы входят не только непосредственное осуществление диверсионных акций, но и принуждение к их подготовке путем угроз или подкупа персонала объекта. По этой причине главными целями охраны являются исключение проникновения на объект и в жизненно важные центры объекта, полное ограничение доступа посторонних лиц и персонала в «особые» зоны объекта, выявление утечек опасных веществ (например, бытового газа), способных вызвать техногенные аварии. Кроме этого, с появлением на рынке охранных услуг частных структур, собственных служб безопасности объектов, расширением ими сфер своей деятельности, очень остро стоит вопрос о необходимости усиления государственного регулирования в области защиты имущества. В данном аспекте, в первую очередь, необходимо решить следующие проблемы.

Первая касается систем и комплексов для организации централизованной охраны объектов, в том числе критически важных. С этой целью продолжаются работы по развитию КЦН «Альтаир». Для обеспечения высокой степени защиты передаваемой информации в комплексе использованы самые современные технологии и методы криптозащиты, благодаря чему практически полностью исключается возможность «квалифицированного» обхода даже с применением специальных технических средств считывания и загрузки в канал ложной информации.

Одной из приоритетных задач Департамента государственной защиты имущества является защита критически важных объектов (объектов особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспечения и т. п.). Основной упор в деятельности НИЦ «Охрана» был сделан на решение проблем, связанных с организацией охраны именно этой категории объектов.

В настоящее время проводится внедрение комплекса в подразделения вневедомственной охраны. Так, в УВО Тюменской области поставлено и установлено 26 ретрансляторов комплекса и проводится эксплуатация комплекса в боевом режиме. На охрану поставлено по 30-40 реальных объектов по каждому из рабочих мест. Кроме этого, комплекс введен в эксплуатацию в семи субъектах Российской Федерации. В данных регионах (Московской, Архангельской, Ярославской, Ивановской, Кировской, Кемеровской, Саратовской областях и в Ставропольском крае) оборудование развернуто в учебных классах и ремонтных мастерских для организации обучения технического персонала подразделений.

Продолжены работы по созданию оконечных устройств серии «Набат», предназначенных для работы в составе комплекса. В настоящее время изготовлены опытные образцы четырех-шлейфных автоматизированных оконечных устройств «Набат-4АКТ-18» и «Набат-4АКТ-36», обеспечивающих возможность работы комплекса в частотных диапазонах 18 и 36 кГц, идет подготовка к их испытаниям. Отличительной особенностью данных устройств является высокий уровень криптозащиты.

В ближайшее время планируется создание объектовой радиоподсистемы для организации охраны слабо телефонизированных и не телефонизированных объектов.

Использование такого оборудования позволит обеспечить возможность охраны критически важных объектов, не имеющих достаточного количества собственных проводных каналов передачи служебной и тревожной информации с пунктами централизованной охраны.

В настоящее время разработаны и утверждены тактико-технические требования на систему, и производится изготовление экспериментальных образцов.

В плане развития РСПИ мы работаем над созданием радиосистемы «большой» емкости для крупных городов и областных центров. Эта система, кроме традиционных преимуществ перед зарубежными системами (контроль канала связи, защита передаваемой информации от искажения, возможность автоматического перехода на каналы с минимальным уровнем помех), будет иметь возможность передачи полнообъемной информации от всех видов объектового оборудования, включая интегрированные системы безопасности (например, информации от датчиков аварийных ситуаций с отображением вида источника извещения). В системе предусмотрена возможность дальнейшего повышения информативности системы без изменения программной и аппаратной части. Такая функция, как управление параметрами объектового оборудования и исполнительных устройств непосредственно с ПЦО, является новинкой и для российских систем. Она позволяет дистанционно переопределять, включать и отключать шлейфы сигнализации, изменять коды доступа и списки лиц, допущенных к управлению объектом и т. п. Кроме этого, в системе практически отсутствуют задержки в передаче тревожной информации, что очень важно для «больших» систем.

По данной теме утверждены в ДГЗИ МВД России тактико-технические требования на систему, проведена разработка ретрансляторов и устройства организации связи. Сейчас проводятся лабораторные испытания оборудования. Кроме этого, проведена сертификация оборудования РСПИ «Струна-М», являющейся составной частью данной системы.

Вторая проблема — исключение несанкционированного доступа на критически важные объекты либо в их отдельные зоны, обеспечение максимального контроля за перемещениями людей и грузов. Учитывая актуальность этой задачи на базе результатов, полученных в ходе ранее проведенной НИР, в рамках темы «Доступ-БИО» продолжены работы по созданию устройства контроля доступа на объект одновременно по нескольким идентификационным признакам на основе биометрических считывателей.

На сегодняшний день разработаны технические условия на шифрустройство, программное обеспечение для системы биометрического контроля посетителей на объектах особой важности и повышенной опасности, и проводится изготовление опытной партии изделий.

Важным направлением нашей работы является исследование возможности удаленного видеомониторинга состояния охраняемых объектов. Уже подготовлен аналитический обзор по теме «Видео», с учетом которого проводится сбор информации по системам видеонаблюдения с передачей изображений на удалённые пункты централизованной охраны.

Подготовлена программа и методика эксплуатационных испытаний системы охранного телевидения «КОДОС Видео-Сеть» и аппаратуры по передаче информации по линиям xDSL. Подготовлены главы материалов НИР «Критерии выбора средств передачи телевизионного сигнала», «Разработка критериев выбора технических средств и требований к системам видеонаблюдения для удалённого мониторинга состояния охраняемых объектов».

(Работы проводятся в рамках НИР «Видео»).

В рамках решения третьей проблемы — организации охраны взрывоопасных объектов (объектов нефтегазового комплекса, складов хранения боеприпасов и взрывчатых веществ, различных объектов химического и мукомольного производства и т.д.), где применение технических средств в обычном исполнении невозможно, — серийно освоены ИК активный извещатель «СПЭК-11» и магнитоконтактный ИО102-26 «АЯКС». В настоящее время разработаны проект технических условий и КД на ИК-пассивный извещатель во взрывобезопасном исполнении «Фотон-18». В перспективе для охраны таких объектов предполагается создать полный комплект взрывобезопасного оборудования, включая приемно-контрольные приборы. Сейчас разработано и утверждено в ДГЗИ техническое задание на разработку газового сигнализатора для взрывоопасных помещений.

Одновременно с этим проводится модернизация серийно выпускаемого обнаружителя взрывоопасных концентраций метано-бутановой смеси СТГ-1А для обеспечения возможности его применения во взрывоопасных помещениях.

Для организации защиты объектов нефтегазового комплекса НИЦ «Охрана» завершает работы по созданию систем охраны линейных участков трубопроводов «Магистраль» и «Капкан». На систему «Капкан» получены сертификаты соответствия и пожарной безопасности, а также разрешение Ростехнадзора на применение системы. Сейчас идет подготовка системы к натурным испытаниям (Нефтекумск-Будённовск). Система «Магистраль» уже прошла натурные испытания на действующем объекте «Лукойл-Нижегородскнефтесинтез».

Кроме этого, в 3-м квартале проведена корректировка КД, разработаны программа и методика натурных испытаний извещателя «Эхо-5», проводятся эксплуатационные испытания извещателя «Вернисаж».

И, наконец, пожалуй, одной из самых серьезных на сегодняшний день проблем является отсутствие единого нормативно-правового поля в области организации антитеррористической и противокриминальной защиты критически важных объектов.

Во-первых, на законодательном уровне не определены механизмы взаимодействия и ответственность субъектов, прямо или косвенно участвующих в обеспечении безопасности объектов: органов государственной власти всех уровней, государственных силовых структур, ведомственных и частных охранных структур, собственных служб безопасности, разработчиков, производителей и поставщиков охранной техники, собственников и пользователей имущества.

Во-вторых, механизмы государственного лицензирования, надзора и контроля в сфере антитеррористической защиты объектов не закреплены законодательными актами, в результате чего эти функции малоэффективны, либо вовсе не применяются.

В-третьих, отсутствуют единые нормы построения систем антитеррористической защиты объектов различных категорий опасности, нет новой редакции перечня объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел Российской Федерации.

Для упорядочения ситуации в данной области в отчетный период разработаны предложения об изменениях и дополнениях для внесения в 5 приказов МВД России, касающихся организации работы технической и милицейской служб вневедомственной охраны:

  • от 16 августа 2003 года № 647 «Об утверждении Наставления по эксплуатации технических средств охраны подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел»;
  • от 22 февраля 1999 года № 135 «Об организационно-штатной работе в подразделениях вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации»;
  • от 15 июня 1994 года № 201 «Об утверждении Наставления по организации деятельности строевых подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел»;
  • от 25 мая 1998 года № 315 «Об утверждении Инструкции по организации охраны объектов, хранящих культурные ценности, подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации», а также предложения об изменениях и дополнениях для внесения в приказ МВД России от 22 февраля 1999 г. № 125 «Об организационно-штатной работе в подразделениях внутренних дел Российской Федерации».

В перспективе для охраны взрывоопасных объектов (объектов нефтегазового комплекса, складов хранения боеприпасов и взрывчатых веществ, различных объектов химического и мукомольного производства и т.д.) предполагается создать полный комплект взрывобезопасного оборудования, включая приемно-контрольные приборы.

Однако кардинальным решением проблемы нормативно-правового регулирования мы считаем разработку Технических регламентов в области антитеррористической и противокриминальной защиты имущества, а также подготовку предложений в Правительство РФ по урегулированию правовых, нормативных и технических вопросов охранной деятельности.

В настоящее время уже разработаны соответствующие предложения для включения в изменения в Правительственную программу разработки технических регламентов раздела специального технического регламента «О требованиях к системам антитеррористической и противокриминальной безопасности» и представлены в НИИ «Спецтехника и связь» МВД России. Предложения от МВД России направлены из МИНПРОМЭНЕРГО России для рассмотрения и представления в аппарат Правительства Российской Федерации. Подготовлены предложения по макроотраслевому и двум специальным техническим регламентам и обсуждены на межведомственном совещании.

Одним из важных шагов в решении проблемы антитеррористической и противокриминальной защиты критически важных объектов явилась разработка проекта нормативно-технического документа: «Единые требования к инженерно-технической укрепленности объектов, подлежащих государственной охране». Данный документ определяет порядок и способы оснащения элементами инженерно-технической укрепленности объектов особо важных, повышенной опасности и жизнеобеспечения, подлежащих обязательной государственной охране.

Статья подготовлена совместно с редакцией журнала «Охрана».