Система вневедомственной охраны — не единственный монополист на рынке охранных услуг. Необходимо открыто заявить, что и ведомственная охрана, представленная специализированными государственными унитарными предприятиями министерств и ведомств, получившая право на ведение самостоятельной коммерческой деятельности, все более активно вторгается в передел рынка и перераспределение сегментов услуг безопасности.
Нельзя забывать и о так называемых квазиохранных структурах, которые представлены сотрудниками различных правоохранительных органов и структурами безопасности и частными лицами, не имеющими статуса частных охранных предприятий и служб безопасности и частных охранников. Здесь имеется в виду различные структуры коммерческих и некоммерческих предприятий, осуществляющих пропускной режим, охрану общественного порядка, контроль за состоянием и перемещением товароматериальных ценностей и других грузов. Данный сегмент теневого рынка охранных услуг не контролируется и не имеет статистических данных по объему оказываемых услуг и имеет довольно ярко выраженную тенденцию к расширению, так как на него практически не влияют ограничительные действия МВД.
Наиболее ярко теневые охранные услуги представлены действующими сотрудниками правоохранительных органов, особенно милиции. В отличие от простого крышевания, от которого сегодня отказываются практически все коммерсанты, охранные услуги человека в форме и с табельным оружием представляются наиболее приемлемыми, особенно в тех случаях, когда расчет идет прямым налом.
Ознакомимся с некоторыми выводами независимых экспертов по оказанию охранных и иных услуг сотрудниками милиции в рабочее и нерабочее время.
Таблица. Виды экономической деятельности работников милиции (% от числа опрошенных).
Виды |
Экономическая деятельность: | |
|
в свободное время |
в рабочее время |
Охрана различных коммерческих структур |
84 |
48 |
Транспортные услуги, извоз |
48 |
26 |
Торговля |
27 |
20 |
Плата вместо штрафа |
19 |
37 |
Получение платы с торговцев |
15 |
24 |
Платные услуги за оформление документов |
10 |
20 |
Продажа информации |
5 |
7 |
Услуги при определении вины подозреваемого |
* |
10 |
Услуги за приостановление или прекращение дел |
* |
19 |
Плата при проверке документов |
* |
14 |
* данный вариант ответа не предлагался
Нетрудно заметить, что оказание охранных услуг занимает в этом рейтинге первое место. Это при наличии того, что отдельные руководители ГУВД и УВД официально разрешают сотрудникам различных подразделений оказывать охранные услуги в нерабочее время с использованием боевого оружия.
В начале 1990‑х годов основные меры безопасности были направлены на охрану личности и имущества предпринимателей. Это вполне понятно, если вспомнить массовый разгул преступности, а также неразвитость самого охранного рынка. С тех пор соотношение услуг на рынке охраны и безопасности существенно изменилось. Обеспечение физической безопасности в чистом виде сегодня стало лишь одной из составных частей общей системы. На первый план выходит не броня жилетов и лимузинов, а подготовленность и осведомленность бизнесмена. Другие направления в обеспечении безопасности — информационная, экономическая безопасность, аналитика, детективные услуги. Более того, именно эти компоненты и составляют ядро одного большого комплекса. Без них, как объясняют специалисты, серьезные затраты на техническое оснащение могут оказаться бесполезными. Это отлично понимают клиенты охранных предприятий, которые все больше заинтересованы в получении комплексных услуг и предпочитают иметь дело с охранными предприятиями, предоставляющими широкий спектр услуг. Комплексные услуги включают также пожарную, экологическую и инженерную защиты.
Доля информационно-аналитических услуг в спектре предоставляемых охранными предприятиями видов деятельности постоянно растет, и в первую очередь, в стоимостном выражении, так как это более дорогостоящие мероприятия, нежели физическая охрана. Тем не менее говорить о значительном уменьшении доли физической охраны на рынке в ближайшем будущем не приходится. Активное развитие промышленности, строительного комплекса, торговли требуют совершенствования системы охраны объектов различной сложности, повышения профессионального мастерства частных охранников.
В связи с ростом террористических угроз необходимость физической и технической охраны объектов жизнеобеспечения, массового пребывания людей, детских учреждений повышается.
Развивающийся рынок трансформировал обычные ЧОПы в разветвленные межрегиональные структуры по обеспечению безопасности, объединяющие разно профильные предприятия: детективные, охранные, консалтинговые, технические. Большинство крупных охранных предприятий первоначально предоставляли лишь услуги по физической охране и постепенно перешли к оказанию услуг по безопасности в комплексе. Известен лишь один пример «обратного» движения — от информационно-аналитических услуг к услугам по охране объектов. Можно обозначить еще одну перспективу развития услуг на рынке охраны и безопасности. По мере расширения специализации на рынке они будут дифференцироваться, и индивидуализироваться в соответствии с запросами клиентов. Это говорит о том, что не исключено появление на рынке специализированных предприятий, которые будут контролировать сегменты экономики или отдельные ее направления. Несомненно, что охранный бизнес в России в ближайшей перспективе будет развиваться достаточно активно. Анализ социально-экономической ситуации в нашей стране, тенденций предпринимательства позволяет выделить и оценить несколько возможных точек роста охранного бизнеса помимо уже обозначенных.
Наиболее интересной для бизнеса и перспективной точкой роста является охрана государственных предприятий и учреждений. Говоря о данном направлении развития охранного бизнеса, представители рынка ссылаются на опыт зарубежных стран, где социально значимые объекты находятся под охраной частных служб безопасности. В первую очередь имеются в виду многочисленные учреждения Министерства культуры (театры, музеи, библиотеки и т. д.) — единственного среди министерств и ведомств, у которого нет собственной ведомственной охраны.
Государственная охрана не всегда эффективна, оптимальна по цене, часто не способна ответить за ущерб, который нанесен организации, музею, галерее, библиотеке. Видимо, поэтому велико желание учреждений культуры работать с охранными предприятиями, тем более что по объему страховок, ответственности, активам у охранных объединений иногда больше возможности ответить по своим обязательствам, нежели у других форм охраны. О вероятности развития такой тенденции говорит тот факт, что сегодня системой государственной охраны обеспечено менее 40% музеев, среди других объектов культуры эта доля еще меньше. Даже Третьяковская галерея охраняется сегодня комплексно: внешний периметр — милицейская охрана, внутренние помещения — негосударственные структуры.
Не исключаются объекты транспортной инфраструктуры, водохранилища, лесопарковые и природоохраняемые зоны. Однако представители охранного бизнеса и сами не очень-то верят в вероятность работы с государственными объектами, понимая, что обслуживание социально значимых точек — это «реальность богатого и процветающего общества, способного платить за охранные услуги не по остаточному принципу». Достаточно часто объектам культуры не хватает средств даже на собственное выживание, и здесь дополнительные возможности будут раскрываться с проведением социально значимых президентских программ, которые должны будут стимулировать и финансирование культуры. Не исчерпаны в полной мере возможности и самих учреждений культуры, привыкших работать только на государственные дотации.
Но главное препятствие для развития охранного рынка в данном направлении — мышление государственных чиновников. Сегодня государство не готово видеть частный бизнес в роли равноправного партнера. Руководителей охранных структур не может не тревожить неконструктивная позиция некоторых государственных органов, в том числе МВД России.
Известно, что МВД подготовлен проект постановления Правительства об утверждении критериев и порядка категорирования объектов, подлежащих официальной охране органами внутренних дел, предусматривающий расширение сферы ведомственной и вневедомственной охраны, естественно, за счет сужения сферы частной охраны.
Этот вопрос вынесен на обсуждение на Всероссийской конференции, однако не исключено, что решения, принятые на ней, не найдут отражения в правительственном Постановлении, как это было в прошлом году в вопросе норм обеспеченности оружия. Чтобы частные структуры безопасности были допущены к охране государственных объектов, потребуется пересмотр места и роли частных охранных предприятий в системе обеспечения безопасности в России. Постоянный рост террористических угроз может способствовать таким изменениям, если государственные правоохранительные структуры переключатся на решение более сложных глобальных задач борьбы с терроризмом, а другие функции (например, по охране объектов, массовых скоплений людей) будут переданы частным структурам.
Еще одним направлением развития частного охранного бизнеса является участие в городских программах, направленных на создание системы мер по обеспечению безопасности личности, жилья и собственности. Этот сегмент охранных услуг также может перейти в ведение частных охранных предприятий из‑за возрастающих рисков терроризма и неспособности муниципальных властей самостоятельно и эффективно решить задачу охраны городских объектов и жилья. Шаги в данном направлении, в частности, в Москве, уже сделаны. В настоящее время 80 % московских школ обслуживают ЧОПы и 20 % — вневедомственная охрана. Причем ставки вневедомственной охраны выше, чем у ЧОПов. Особая ситуация складывается в вопросах участия частных охранных предприятий в охране общественного порядка на территории муниципальных объединений. Тенденция такова, что основной упор делается на развитие системы муниципального видеонаблюдения и мониторинга обстановки на достаточно большом территориальном объекте, доля частных охранных предприятий в этом направлении не только не увеличивается, но не исключено, что будет в дальнейшем сокращаться из-за их неготовности работать в новых условиях и адекватно отвечать на экологические, техногенные, социально-бытовые угрозы.
Благоприятная экономическая ситуация в стране накладывает позитивный отпечаток на развитие частного охранного бизнеса в виде расширения клиентской базы за счет малого и среднего бизнеса. По прогнозам экспертов, 50 % роста ВВП будет происходить за счет развития малого и среднего бизнеса в области сервиса и производства. По официальным данным, вклад малого бизнеса в ВВП увеличился с 9 до 13 %. Аналитики считают, что в течение ближайших 4-5 лет доля малого бизнеса в ВВП России удвоится. Становление региональных рынков охраны в немалой степени будет также обусловлено ростом малого предпринимательства. Эта тенденция объясняется еще и тем обстоятельством, что основная часть малого предпринимательства концентрируется в сфере услуг, прежде всего, в торговле и общественном питании — там, где без охраны никак не обойтись. Более того, доля данного сегмента в структуре предприятий малого бизнеса будет увеличиваться.
Анализ показывает, что развитие малого и среднего бизнеса повлечет рост рынка охраны — не только количественный, но и качественный. Бизнесом будут активно востребованы не только услуги по физической охране, но и весь комплекс услуг по обеспечению безопасности. Во‑первых, потому, что сегодня малые и средние предприятия выходят на рынок в более жесткой конкурентной среде, где требуется тщательно продумывать меры экономической безопасности, а не просто заниматься охраной объектов и ценностей, и, что более важно, предвидеть и оперативно упреждать возможные угрозы в будущем. В первую очередь в сфере экономической безопасности.
Новый масштаб бизнеса ставит качественно иные задачи и проблемы перед предпринимателем, в том числе и в сфере безопасности. И здесь не обойтись без профессионалов. Небольшие предприятия по мере развития будут активнее прибегать к услугам ЧОПов, так как это экономически целесообразнее, чем создание собственной службы безопасности. Со стороны малого и среднего бизнеса все больше будут востребованы комплексные услуги, а также консалтинг и аудит в сфере безопасности, направленные на построение системы по предупреждению текущих и (особенно) перспективных рисков по всем направлениям: физической, экономической и информационной безопасности, безопасности персонала. Предприниматели будут обращаться к услугам профессионалов еще на нулевой стадии бизнеса, до появления реальных угроз безопасности. Сегодня с этой задачей способны справиться немногие охранные предприятия России хотя бы потому, что сектор информационно-аналитических услуг начал формироваться не так давно, и пока не накоплен опыт решения подобных сложных задач. Кроме того, здесь потребуются специалисты несколько иного уровня и качества — очевидно, что квалификации выходцев из правоохранительных и силовых структур в большинстве своем будет недостаточно для решения подобных задач. Развитие рынка настоятельно требует появления новой генерации менеджеров среднего и высшего уровня, способных реализовывать инновационные программы безопасности в условиях быстро меняющегося рынка заказчика.
Тем не менее у специалистов охранного рынка есть время подготовиться к новым запросам клиентов. Обозначенная тенденция касается будущих запросов со стороны бизнеса в перспективе на 3-5 лет.
Продолжение следует