Наступивший 2006 год можно по праву назвать годом надежд и серьезных изменений рынка охранных услуг и обеспечения коммерческой безопасности в нашей стране.

Ключевыми событиями года должны стать прогнозируемое вступление России в ВТО и начало работы реформированной системы вневедомственной охраны МВД РФ.

Что произойдет и как изменится рынок охранных услуг с приходом мировых и европейских норм и стандартов, новых технических и технологических решений и структурных изменений системы государственного влияния и лоббирования на данном рынке? На эти и многие другие вопросы должна ответить Пятая Всероссийская Конференция «Индустрия безопасности России в 2006 году. Перспективы, тенденции, проблемы».

Накануне конференции подавляющее большинство профессионалов и аналитиков безопасности разделилось на два диаметрально противоположных лагеря.

Первая группа, в которую вошли достаточно авторитетные представители негосударственных структур безопасности, такие как Николай Краюшенко, Евгений Карабанов, Анатолий Евдокимов, не без оснований полагают, что приход крупных западных охранных компаний активизирует рынок, будет способствовать ускорению снижения доли вневедомственной охраны и подконтрольным ей ГУПов в структуре оказываемых коммерческих услуг и в дальнейшем приведет к вытеснению Департамента государственной защиты имущества из этого сегмента рынка.

По оценкам экспертов близких к этой группе, оборот отечественного рынка охранных услуг достигает 5 млрд. долларов в год. Из них — один миллиард падает на долю московских ЧОПов, 800 млн. $ — остальных российских, 1,2 млрд. $ — доля УВО, оставшаяся часть — технические средства безопасности. Доля Управления вневедомственной охраны (преобразовано в ДГЗИ и ФГУП «Охрана») на сегодняшний день достигает 25% общего оборота охранных услуг. Среди негосударственных охранных предприятий, которых только в Москве более 4000, явных лидеров нет. Никто не контролирует даже более 1%. Сфера охранных услуг — это рынок средних и малых предприятий. Для них монопольное положение УВО означает потерю стимула к развитию. А для того, чтобы компания могла занять достойное место на рынке, надо вложить от 15 до 17 млн. долларов, таких инвестиций на сегодняшний день в России нет и придти они могут только из-за рубежа.

Оппоненты не менее обоснованно заявляют, что приход таких «монстров» (Falck, Securitas, Securicor и проч.) не активизирует рынок и не приведет к полному исчезновению «карликовых» предприятий, наводнивших страну, и предоставляющих низкокачественные услуги по «бросовым ценам». По имеющейся у экспертов этой группы информации дело обстоит наоборот. Securicor вот уже несколько лет как свернул свое участие в российском рынке, Falck, прикупив Wakenhut, угомонился и тоже перестал проявлять активность, Securitas вообще не проявлялся и в ближайшие годы не собирается что-либо делать в России. И причин такому безразличию несколько — прежде всего, это не сложившаяся нормативно-правовая база, нестабильность в развитии сегмента рынка и самое главное — наша славянская ментальность, которую западные специалисты считают главной угрозой своему бизнесу.

Как бы опровергая эти предположения, с декабря 2005 года на рынке охранных услуг Северо-западного направления начинает работу охранная компания «ТУРВАТИИМИ-БАЛТИКА» — совместный проект финских компаний «Turvatiimi Pbl», «Urmas Rinne Security Consulting Ltd», «Argo Sec Consulting Group Ltd» и Российской Охранно-сыскной Ассоциации «Балтика».

Важнейшим направлением деятельности компании является пультовая охрана. Инвестиции на начальном этапе составят более 1,5 миллионов Евро. Основная масса средств будет использована на приобретение материальных активов — оборудования для пультовой охраны, автомобилей, специальных средств, подготовки персонала, открытия офисов (опорных пунктов) в Санкт-Петербурге и области.

Несмотря на то, что по российской традиции «цыплят по осени считают», сам факт говорит о многом.

Предпринимаемые МВД РФ административные меры по ограничению прихода на рынок охранных услуг иностранных компаний, на наш взгляд, не принесут желаемых результатов, так как они осуществляются нерыночными инструментами. Забывают чиновники о том, что по правилам ВТО страна-участница организации не вправе ограничивать приход на внутренние рынки иностранных компаний из государств — членов всемирного торгового «клуба». Не учитывается ими и тот факт, что все крупные компании, как правило, работают по всему миру с одной юридической компанией, с одной консалтинговой компанией, с одной охранной структурой. Это концепция многих крупных международных компаний. Им нравится, например, «Group4» — они с ней и работают, нравится им, допустим, «Артур-Андерсон» — они с ним и работают по всему миру.

Насколько западные охранные структуры готовы работать в России — это другой вопрос. Уже сегодня есть одна западная структура, которая работает в русском варианте уже два года. Они «скупили» сильных менеджеров, работавших до этого в различных охранных и детективных предприятиях, обеспечили высокий уровень оплаты труда для персонала, привнесли свою систему отбора и подготовки кадров, адаптировали свой бизнес к российской действительности. И как результат, эта структура работает здесь уже в интересах пяти иностранных компаний. При этом все мы должны отдавать себе отчет в том, что наши охранные предприятия не смогут выйти на западный рынок, так как ни одна из них не прошла и не пройдет международную сертификацию.

Рассмотрим более подробно состояние рынка охранных услуг и негосударственных структур безопасности в нашей стране и основные тенденции его развития, которые, на наш взгляд, являются определяющими в ближайшие годы.

Тот факт, что в России частный охранный бизнес как самостоятельный сегмент рынка полностью сформировался, не отрицает ни один эксперт — это было задекларирована еще на Первой Всероссийской конференции в 2002 году. Однако было бы ошибочным воспринимать частный охранный бизнес в качестве установленной раз и навсегда системы и структуры безопасности. Как и в любом другом бизнесе, здесь существуют определенные законы, тенденции развития.

Общая ситуация в индустрии безопасности в отдельных сегментах рынка

Прежде чем приступить к анализу, следует определиться с понятием «охрана». В узком смысле «охрана» предполагает, прежде всего, физическую защиту жизни и собственности от конкретных и явных угроз.

Соответственно охранные услуги предоставляются в двух формах: физическая защита и защита с помощью технических средств. Это рынок охраны в узком понимании. В широком понимании охрана тесно связана с безопасностью, которая, помимо сдерживания прямых физических угроз в отношении граждан и собственности, подразумевает защиту интересов по всем направлениям, включая экономическое и информационно-правовое обеспечение.

Все субъекты охранной деятельности по форме собственности можно разделить на две группы: государственные и негосударственные.

Среди государственных структур на рынке охранных услуг действуют вневедомственная охрана МВД, ведомственная охрана федеральных министерств и ведомств, государственные унитарные охранные предприятия.

При 16 ведомствах и министерствах созданы государственные унитарные предприятия по охране собственных объектов за счет ведомственного бюджета. В законе «О ведомственной охране» пролоббирована возможность работы таких служб с боевым оружием на рынке коммерческих услуг.

Ориентировочный штат подразделений ведомственной охраны по оценкам экспертов составляет примерно 200-250 тыс. сотрудников охраны, более точных данных нет, так как эти структуры до последнего времени не в полной мере подлежали контролю МВД.

К негосударственным субъектам охраны относятся частные охранные предприятия (ЧОПы), службы безопасности юридических лиц (СБ) и штатные сотрудники организаций: контролеры, сторожа, администраторы и т.п.

Сегодня о полноценной конкуренции на российском рынке охранных услуг говорить не приходится. В первую очередь, потому, что весьма значительное место на рынке занимает государственная структура — МВД, которая одновременно является регулятором (в его ведении находится лицензионно-разрешительная система) и активным участником этого рынка.

Как показывает статистика, сегодня охранный бизнес — один из самых динамично развивающихся в России видов коммерческой деятельности и одновременно самый консервативный в развитии. Это обусловлено тем, что о развитии рынка судят по количественному росту охранных предприятий и охраняемых объектов, забывая об экономической, технической и технологической сторонах дела.

Самое значимое изменение на рынке охранных услуг ожидается в связи с изменением статуса охранного бизнеса. Эксперты рынка полагают, что реформа ведомственной и вневедомственной охраны может привести к резкому оттоку сотрудников МВД и перераспределению объектов охраны. Может произойти и объединение интересов в рамках трехсторонних договоров на оказание услуг.

Однако эта мера не решает главного вопроса — разграничения сфер деятельности частных и государственных охранных структур.

Казалось бы, еще совсем недавно вневедомственная охрана являла собой единственный оплот профессионализма и реальной охраны собственности. Но в последние годы этот государственный институт несколько растерял свои базовые качества. Может, не нужно его было реформировать?

Увы, реформы давно назрели и даже перезрели. Главной причиной создавшейся ситуации стало то монопольное положение, которое вневедомственная охрана занимала многие годы.

Известно, что монополизм любой структуры не побуждает ее к поиску новых прогрессивных решений. В результате вневедомственная охрана, по сути «проспала» новые технологии безопасности, стала экономически невыгодной из-за громоздкости управленческого аппарата, решения множества милицейских проблем за средства потребителей услуг.

Новые рыночные структуры, быстро осваивая эти технологии, выстраивали правильную ценовую политику и постепенно завоевывали авторитет у платежеспособных клиентов. На этой основе они теснили вневедомственную охрану даже в привычных для нее разделах безопасности. А тут еще потеря государственной поддержки монопольного положения. Как только она пропала и люди в погонах потеряли льготы, материальные преимущества, былой вес в обществе, так начался отток кадров в альтернативные структуры.

В итоге вневедомственная охрана стала терять заказчиков, которые уже не могли мириться с тем уровнем качества и спектром услуг, который она могла предложить. Конечно, не все новые структуры способны составить достойную конкуренцию вневедомственной охране. Это зависит и от уровня технического оснащения, которым владеет данная структура, и от наличия у нее квалифицированного персонала.

Как выглядит сегодня реформированная система вневедомственной охраны?

Это, прежде всего, многоуровневая система, состоящая из Департамента государственной защиты имущества как структурного подразделения Центрального аппарата МВД России, Центра оперативного руководства вневедомственной охраны и Федерального государственного унитарного предприятия «Охрана».

Создание Департамента государственной защиты имущества МВД РФ и выделение из его состава Центра оперативного руководства деятельностью вневедомственной охраны, по мнению некоторых аналитиков, усложнило структуру управления и сделало ее более громоздкой и экономически необоснованной.

Центр оперативного руководства деятельностью вневедомственной охраны согласно приказу МВД России от 23 апреля 2005 года № 308 является правопреемником Главного управления вневедомственной охраны МВД России. Основными задачами ЦОРДВО являются: организация охраны имущества юридических и физических лиц подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации; участие в разработке и реализации мер по упорядочению и совершенствованию охраны имущества юридических и физических лиц; организационно-методическое руководство и совершенствование деятельности подразделений вневедомственной охраны.

Несмотря на реформирование и кардинальную реорганизацию вневедомственной охраны, по утверждениям руководства Центра, это не отразилось на службе. Наоборот, результаты работы подразделений за 2005 год свидетельствуют о том, что основные показатели превысили результаты прошлого года. Увеличилось количество охраняемых объектов и квартир граждан соответственно на 4 и 6%. Более чем на 40% сократилось количество допущенных краж из охраняемых объектов, а надежность охраны составляет одну допущенную кражу на 230 тысяч охраняемых квартир.

Однако эти показатели не совсем корректны, так как основные мероприятия реформирования были проведены в октябре-ноябре месяце, когда закончилась основная работа по перезаключению договоров, выделение части сегмента рынка Федеральному государственному предприятию «Охрана» и в ее филиальные сети.

Впервые создана структура в системе МВД «Федеральное государственное унитарное предприятие» с сетью филиалов по всей России, с переводом более 100 тысяч работников, перезаключением всех договоров на обслуживание средств сигнализации, установленной на более 460 тысячах объектов, и почти 20 тысяч договоров на стационарную охрану объектов, которые раньше охранялись вневедомственной охраной.

По мнению руководителей МВД, ФГУП должно явиться своеобразной копилкой, которая будет, в том числе, финансировать дополнительные расходы государственных структур. Однако проведенное разделение денежных потоков показывает, что ФГУП «Охрана» оставлены в таких пропорциях, что ни о каком существовании данной коммерческой структуры говорить не приходится.

Продолжение следует