В советский и постсоветский период более чем трёхсотлетней истории флота российского трудно, пожалуй, найти иную яркую личность флотоводца нежели адмирал Николай Кузнецов. В его служебной карьере были и головокружительный взлёт, и падение, связанное с необоснованными обвинениями. А затем повторное возвращение на государственный корабельный мостик.

Этот по-настоящему русский человек родом из русской северной глубинки и статью своей, и стойким характером, упорством пошёл, видать, в предков своих. В поморов, на утлых лодьях задолго до норвежцев и англичан открывших, а потом и освоивших далёкий Грумант (Шпицберген).

О характере и принципиальности адмирала Кузнецова говорит хотя бы такой известный факт. Ещё за сутки до гитлеровской агрессии против СССР он, нарком ВМФ, под свою ответственность приказал перевести флот в высшую боевую готовность. Для того времени на фоне известного успокоительного, а по сути дезориентирующего тассовского заявления о том, что Германия якобы не собирается нападать, это был поступок. Флот встретил первые воздушные бомбардировки врага во всеоружии — плотным огнём зенитной артиллерии, дав противнику достойный отпор.

…Николай Герасимович Кузнецов родился 24 (11 по ст. стилю) июля 1904 года в крестьянской семье в деревне Медведки ныне Архангельской области. Он рано начал трудовую жизнь — после смерти отца в 1915 году. В 1919 году добровольно вступил в Северо-Двинскую военную флотилию. Чтобы стать военмором, пришлось прибавить себе недостающие два года. После окончания в 1926 году военно-морского училища в Ленинграде (с отличием) начал службу на Чёрном море, на крейсере «Червона Украина».

Но ещё в училище курсант Николай Кузнецов дважды участвовал в дальних практических плаваниях на легендарном крейсере «Аврора». Второй такой поход (1924) вокруг Скандинавии длился целых три месяца — с заходами в норвежские и шведские порты Гетенберг, Берген, Тронхейм и длительными стоянками в Мурманске и Архангельске. Когда не так давно мне довелось побывать в Бергене, норвежцы показали место в гавани, где стояла тогда «Аврора». С волнительным чувством прошёл по набережной, где когда-то шагал будущий нарком. И увидел картину местного художника, запечатлевшего пребывание крейсера в бергенском порту…

Так что на флот Кузнецов пришёл, уже имея за плечами солидную морскую практику. Неудивительно, что после окончания в 1932 военно-морской академии способный, волевой и очень грамотный по тем, да и по нынешним временам офицер получил под своё начало «Червону Украину».

Вскоре организация службы на корабле была признана лучшей в ВМФ. Именно в то время во флотскую практику и теорию вошло понятие «система Кузнецова», то есть совокупность его методов боевой подготовки. Не случайно командующий Черноморским флотом флагман флота 2 ранга Иван Кожанов назвал Николая Герасимовича «самым молодым капитаном 1 ранга всех морей мира». Ему тогда едва перевалило за тридцать.

В предвоенные годы Кузнецов, совершенствуя свои командные, боевые и навигационные навыки, участвовал в длительных походах. Побывал в Турции, Германии, Франции, Англии, Греции, Италии. И везде внимательно присматривался, как организована флотская служба и учёба. Потом, уже в войну, кое-кто из его знакомых офицеров флотов ряда этих стран будет действовать уже как противник…

Но первый боевой опыт Кузнецов приобрел ещё до начала Второй мировой — в Испании, где он пробыл с августа 1936 по июль 1937 года. Туда его направили с ответственной миссией руководителя советских моряков-добровольцев. Официально Николай Герасимович занимал пост военно-морского атташе, но в то же время был главным военно-морским советником республиканцев.

Первый заместитель командующего, командующий Тихоокеанским флотом, нарком ВМФ (апрель 1939). Таковы ступени быстрого взлёта Кузнецова после возвращения на Родину. Возглавляя флот всё многотрудное время Великой Отечественной, Николай Герасимович показал себя новатором военно-морской мысли и дела, крупным стратегом, организатором взаимодействия между ВМФ, сухопутными войсками и авиацией.

Не всем ведомо, что именно наркому Кузнецову принадлежит идея бомбардировок Берлина дальними морскими бомбардировщиками. Первые удары по столице рейха лётчики-балтийцы авиационного полка под командованием полковника Евгения Преображенского нанесли уже в начале августа сорок первого. Они вызвали в стане врага настоящий шок.

Н.Г.Кузнецов проявил себя и как выдающийся военный дипломат, организатор военно-морских поставок по ленд-лизу. На фотографиях военной поры его можно видеть за столом заседаний Крымской и Потсдамской конференций рядом со Сталиным, Жуковым, государственными и военными деятелями Запада, определявшими в то время ход войны и устройство послевоенного мира.

За военные заслуги Кузнецов в победном сорок пятом был удостоен звания Героя. А годом ранее он стал первым обладателем высшего воинского титула в ВМФ — Адмирал Флота Советского Союза. В послевоенное время велика роль Кузнецова и в создании современного атомного флота, в определении путей его развития и в совершенствовании военно-морской стратегии.

Несмотря на то, что нарком (после войны — военно-морской министр) вышел из самой гущи народной, он был настоящим военным интеллигентом. Начитан, эрудирован, свободно владел немецким, французским, испанским языками, а позже освоил и английский. Военные и жизненные испытания, пережитая после войны несправедливость не ожесточили его душу. Все, кто работал с адмиралом (мне довелось беседовать с некоторыми из тех, кто служил под его началом), отмечают глубокую человечность, тёплое отношение к людям, высокую порядочность Николая Герасимовича.

Так что вполне логично, что имя Кузнецова ныне носит крупнейший на нашем флоте корабль — тяжёлый авианесущий крейсер (ТАКР) или если проще — авианосец. Полное наименование корабля — «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Его краткая истории такова. В 1978 году в СССР было принято решение о создании пятого отечественного авианесущего корабля с самолётами Су-27К, Су-25 и Як-141 (50 ед.) с катапультным взлётом и вертолётами Ка-27. По существу это был уже практически новый корабль.

В отличие от предшественников «Кузнецова» вооружили дюжиной противокорабельных крылатых ракет морского базирования большой дальности (комплекс «Гранит»), которые разместили под полётной палубой. Противовоздушная оборона обеспечивалась четырьмя зенитными ракетными комплексами «Клинок» и восьмью комплексами ближнего рубежа «Каштан», а также шестью 30-мм артустановками (шестиствольными). Имеются также два комплекса противолодочной защиты «Удав-1». В 1989 году на полётной палубе корабля совершили первые посадки и взлёты самолёты МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ.

Авианосец, входящий в состав Северного флота, вступил в строй в 1990 году. Его водоизмещение превышает 55000 т. Наибольшая длина 300 м, ширина 65 м. Мощность энергетической установки составляет 4х50000 л.с., что обеспечивает кораблю максимальную скорость хода около 29 уз. Дальность плавания экономическим ходом равна 7000 миль. А предназначен корабль для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок противника и для авиационного прикрытия оперативных соединений кораблей.

В июле командир капитан 1 ранга Александр Шевченко вывел свой корабль в Баренцево море. Его экипаж отрабатывал задачи одиночного плавания. А молодые лётчики, которые накануне вернулись с тренировочной базы палубной авиации в крымском городке Саки, отрабатывали полёты с палубы. Десять дней, проведённые в море, стали серьёзным экзаменом для тех матросов, старшин, мичманов и офицеров, которые недавно влились в экипаж. В их числе и посланцы Московской области, которая шествует над кораблём и посылает туда служить лучших призывников.

Но июльский выход «Адмирала Кузнецова» в море — это своего рода репетиция очень серьёзного дальнего похода. В сентябре нынешнего года корабль с именем выдающего флотоводца на борту ушёл в дальний поход в район Атлантического океана…