Выполнение телохранителями своих функциональных обязанностей связано с определенным риском для их жизни и здоровья, а экстремальная ситуация может возникнуть в любой момент. К сожалению, многие недооценивают важность психологической подготовки в процессе формирования грамотного, высокопрофессионального сотрудника.

Как правило, вся огневая подготовка сводится к поражению бумажных мишеней, определению достоинств пробоин и подсчету суммы выбитых очков. В лучшем случае, выставляются оценки. И занятие на этом заканчивается. Многие же стрелки не осознают, что оружие предназначено для ведения огня на поражение, т. е. что выстрел будет производиться в человека, который может получить серьезное ранение или умереть. Оружие всегда было и остается «орудием технологичного умерщвления живых существ», и это профессиональный смысл любого оружия. Абсолютное большинство стрелков, даже практикующих боевую стрельбу, в полной мере не осознают этих положений.

На стрелке лежит тяжкий груз ответственности за его действия. Далеко не каждый человек способен произвести выстрел на поражение, поскольку это сильнейшая стрессовая ситуация и огромная нагрузка на психику.

Можно научить любого сотрудника охраны делать первый выстрел в пределах 1 с, но сколько времени понадобится ему в экстремальной ситуации для принятия решения? Кроме того, нужно быть морально готовым выстрелить в человека. Поэтому весь процесс огневой подготовки необходимо рассматривать гораздо шире, чем просто процесс овладения рядом технических приемов.

Если в процессе обучения пренебрегать психологической подготовкой, то за пределами тира вся техническая подготовка может остаться невостребованной. Обучение элементам техники стрельбы призвано привить устойчивые навыки гарантированного поражения цели в ограниченное время. Психологическая подготовка определяет способность быстрой оценки реальной обстановки и мгновенного принятия решения на открытие (или не открытие) огня. Результатом совокупности всех видов подготовки стрелка должны стать осознанные, грамотные и правомерные действия сотрудника охраны в реальных условиях огневого контакта.

В процесс подготовки профессионального стрелка обязательно должен быть включен такой учебный предмет, как психология оперативно-боевой деятельности. Особого внимания заслуживают следующие разделы: психологическая пригодность сотрудника охраны, развитие профессиональной наблюдательности, развитие профессионального самоконтроля. Инструктор по специальной огневой подготовке должен сам на высоком уровне владеть приемами быстрого снятия стрессовых состояний, снижения чувства страха, быстрой темновой адаптации органов зрения и тому подобным и обучать сотрудников.

Для определения профпригодности каждого сотрудника охраны с тем, чтобы подготовить из него стрелка высокого уровня, можно использовать профессиограмму, применяя для оценки следующие критерии:

  • стрессоустойчивость;
  • уровень тревожности;
  • гибкость поведения (креативность);
  • интеллект;
  • мотивация достижения, целеустремленность;
  • готовность к риску.

В качестве отдельных элементов психологической подготовки можно рассматривать такие разделы подготовки, как рукопашный бой, тяжелые физические нагрузки, прыжки с парашютом и т. п. Но наиболее эффективным приемом специальной психологической подготовки является проведение занятий в искусственно создаваемых дискомфортных условиях. Именно в таких условиях происходит привыкание стрелка к внешним раздражителям (громкая музыка, сирена, звуки стрельбы, мигающий свет, насмешливые или негативные комментарии за спиной и т. п.) и притупление внимания к ним, а это позволяет стрелку сосредоточиться на стрельбе. Эти приемы психологической подготовки необходимо как можно чаще использовать в учебно-тренировочном процессе.

Еще один прием психологической подготовки заключается в том, что при выполнении некоторых упражнений, например, при дуэльной стрельбе, на мишенях маркером пишутся имена стрелков. После окончания стрельбы, подойдя к мишеням, стрелки, невольно идентифицируя себя с мишенью, видят не абстрактные пробоины, а конкретные попадания.

Этот прием позволяет добиться от стрелка максимальной концентрации во время выполнения упражнения и четко осознавать возможные последствия огневого контакта.

Уверенность в своих силах и возможностях воспитывается подсознательно с ростом результатов в стрельбе и достижений стрелка, а также с доведением всех действий с оружием до автоматизма. Если стрелок не уверен в себе, то вряд ли от него можно ожидать хорошего результата и тем более точности в реальном боестолкновении. Важно только, чтобы уверенность не переросла в самоуверенность.

Обязательное условие личной уверенности — знание материальной части оружия, ТТХ, принципов устройства и взаимодействия частей и механизмов. Профессионалы при работе с оружием используют термин «оружейная культура». Такое обращение с оружием должно быть повседневной нормой. Доскональное знание своего оружия в критической ситуации  позволит быстро определить причину задержки и устранить ее.

Общим правилом тактической подготовки и обучения приемам стрельбы является обязательное сочетание отработки «техники» с психологической подготовкой стрелка. Реальную тактическую обстановку лучше характеризовать не словом «стрельба», а словом «перестрелка». Последняя отличается внезапностью возникновения «огневого контакта», его быстротечностью и напряженностью. Состояние стрелка значительно отличается от того, к которому он привык в тире.

Все эти условия в полной мере соответствуют задачам, выполняемым сотрудниками охраны. В этих условиях спортивные и описанные в наставлениях техники стрельбы неприемлемы. Реальную пользу приносит лишь базовая подготовка, доведенная до автоматизма. Простота, рациональность и эффективность действий становятся залогом успеха. А успех определяется быстрым поражением противника. Психологически важна способность и готовность в момент опасности немедленно перейти к решительным, агрессивным действиям. От степени полноты формирования устойчивого психологического статуса стрелка зависят эффективность его действий, возможность выполнения поставленной перед ним задачи и величина плановых потерь.

Планируя и осуществляя учебно-тренировочный процесс, необходимо помнить о комплексном подходе к обучению. Наряду с такими элементами подготовки, как тактика, техника, психофизиологические аспекты, не менее важными являются специальная физическая подготовка, оперативная, правовая и медицинская подготовка, соответствие вооружения и экипировки (они, безусловно, должны быть качественными и надежными) характеру выполняемых задач.

Основные направления подготовки стрелка:

  • правовое;
  • психологическое;
  • тактическое;
  • медицинское;
  • физическое;
  • техническое.

В реальной боевой ситуации даже небольшие пробелы в подготовке и отсутствие необходимого снаряжения могут стоить сотруднику жизни.