В результате реформирования вневедомственной охраны появились три новые структуры, которые органично связаны между собой: Департамент государственной защиты имущества МВД России (ДГЗИ), Центр оперативного руководства деятельностью вневедомственной охраны (ЦОРДВО) и Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Охрана». Представляем вам интервью первых руководителей.
Начальник Департамента государственной защиты имущества (ДГЗИ) МВД России генерал-майор милиции Вадим Савичев:
Этот год для всех нас был очень сложным, так как реформирование нашей службы продолжается, и я бы назвал это одной из самых крупномасштабных реорганизаций, которое когда-либо происходило в подразделениях системы Министерства внутренних дел. Мы впервые создаем такую структуру в системе МВД как Федеральное государственное унитарное предприятие с сетью филиалов по всей России, с переводом более 100 тысяч работников с перезаключением всех договоров на обслуживание средств сигнализации, установленной на более 460 тысячах объектов, и почти 20 тысяч договоров на стационарную охрану объектов, которые раньше охранялись вневедомственной охраной. Добавлю к этому перезаключение договоров с квартиросъемщиками на обслуживание и монтаж технических средств.
Для обеспечения этого процесса нам пришлось очень серьезно переработать нормативную правовую базу, подготовить ряд проектов законодательных и правительственных актов. Немало также подготовлено проектов приказов, которые уже подписаны министром, а часть из них, как говорится, на выходе.
В рамках реформирования до конца 2005 года стоит задача по изменению организационно-штатного построения подразделений вневедомственной охраны. При таком ритме работы руководителям на местах скучать просто некогда. Кроме того, на них возложен и ряд дополнительных функций по оказанию помощи в создании филиалов ФГУПа. В ряде приоритетных задач, стоящих перед вневедомственной охраной, — профилактика имущественных преступлений, обеспечение антитеррористической устойчивости охраняемых, в первую очередь, особо важных объектов, объектов повышенной опасности, жизнеобеспечения и жилого сектора. Достигается это, прежде всего, высокой технической оснащенностью подразделений службы, внедрением новых технических средств ОПС. Ведущая роль в этом направлении деятельности принадлежит научно-исследовательскому центру «Охрана».
При активном взаимодействии с рядом отечественных предприятий НИЦ «Охрана» внедряет новые технические средства, которые позволяют совершенствовать процесс охраны как жилого сектора, так и объектов особой важности, повышенной опасности, автотранспорта, нефтегазопроводов и других объектов.
Когда в июне этого года проходила рабочая встреча с руководителями государственных служб охраны МВД государств-участников СНГ, некоторые из них искренне признавались, что приобретали импортную технику, поскольку не были хорошо знакомы с продукцией, изготовленной нашими отечественными производителями. Развернутая же для них выставка стала настоящим открытием.
Это действительно так. Нам удается уже в течение десяти лет сохранять очень тесные взаимоотношения с отечественными предприятиями-изготовителями. Не только с теми, кто производит технику, разработанную нашими специалистами, но и с теми, кто сам участвует в разработке по тем требованиям, которые мы предъявляем к техническим средствам охраны.
Удалось ли в ходе реформирования сохранить личный состав?
Да, это, несомненно, очень большой плюс, что в процессе реорганизации кадры, в основном, остались верны службе и не разбежались.
Накануне профессионального праздника можете ли вы порадовать сотрудников сообщением о повышении их денежного довольствия в ближайшее время?
Определенное повышение в этом году уже было. Я имею ввиду ежемесячное денежное поощрение для каждого сотрудника ОВД. Кроме того, повышен процент выплат за сложность и напряженность. С нового года предполагается дальнейшее повышение денежного довольствия на 15%, это уже заложено в проекте Федерального бюджета на 2006 год.
Хотел бы подчеркнуть, что тут нельзя рассматривать отдельно сотрудников милиции от сотрудников других силовых министерств, так как у нас всегда были единые принципы подхода к денежному довольствию. Сейчас уже разработан проект закона о правоохранительной службе, который идет в развитие закона о федеральной государственной службе. Там будут разработаны единые принципы подхода к денежному довольствию, к назначениям и перемещениям сотрудников всех силовых министерств. А определенные изменения в структуре приведут к постепенному повышению денежного довольствия.
Что хотели бы вы пожелать сотрудникам в столь непростое для службы время?
В первую очередь, конечно же, стойкости. Но еще мне также хотелось, чтобы они чувствовали гордость за свою службу. Знали о том, что руководство страны и министерства понимают значимость вневедомственной охраны и всячески нас поддерживают. Что сейчас задачи подразделений, несмотря на вывод части работников из состава вневедомственной охраны и перевод их во ФГУП, ни в коем случае не сужены, а наоборот — расширены в плане повышения уровня защиты граждан и объектов от террористических проявлений.
Служба будет развиваться. Причем разработан ряд новых проектов нормативно-правовых актов, которые будут определять объекты, подлежащие обязательной охране. Это достаточно большой перечень. Создаются новые технические регламенты по обеспечению безопасности государственных объектов, независимо к каким министерствам и ведомствам они относятся. Разрабатываются и новые технические средства для того, чтобы повысить надежность охраны объектов и квартир, а также облегчить труд наших сотрудников и работников на ПЦО.
Расширяется взаимодействие с другими государственными органами, которые обеспечивают охрану имущества. И в первую очередь — с ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти. Наша задача — не только обеспечить контроль за их деятельностью, но и взаимодействие по обеспечению безопасности объектов и оказание практической помощи.
Еще бы хотелось, чтобы руководители подразделений на местах чаще и больше показывали возможности нашей службы, используя при этом и рекламу, и средства массовой информации. В работе должны присутствовать наступательность и здоровый азарт, способствующий дальнейшему развитию нашей службы.
Начальник центра оперативного руководства деятельностью вневедомственной охраны (ЦОРДВО) МВД России полковник милиции Валерий Жилинский:
— Центр оперативного руководства деятельностью вневедомственной охраны согласно приказу МВД России от 23 апреля 2005 года № 308 является правопреемником Главного управления вневедомственной охраны МВД России. Это подразделение, непосредственно подчиненное Департаменту государственной защиты имущества Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Основными задачами ЦОРДВО являются: организация охраны имущества юридических и физических лиц подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации; участие в разработке и реализации мер по упорядочению и совершенствованию охраны имущества юридических и физических лиц; организационно-методическое руководство и совершенствование деятельности подразделений вневедомственной охраны.
Несмотря на реформирование и кардинальную реорганизацию вневедомственной охраны, это не отразилось на службе. Наоборот, результаты работы подразделений за 8 месяцев этого года свидетельствуют о том, что основные показатели превысили результаты аналогичного периода прошлого года. Увеличилось количество охраняемых объектов и квартир граждан соответственно на 4 и 6%.
Более чем на 40% сократилось количество допущенных краж из охраняемых объектов, а надежность охраны составляет одну допущенную кражу на 230 тысяч охраняемых квартир.
План доходов федерального бюджета перевыполнен более чем на 2,5 миллиарда, а дебиторская задолженность по доходам по сравнению с прошлым годом сократилась на 345 тысяч рублей.
Работая в системе единой дислокации, мы тоже превысили показатели прошлого года: по выявленным преступлениям — на 7%, по количеству лиц, задержанных за их совершение, — на 14%, в дежурные части горрайорганов внутренних дел доставлено более 3-х миллионов граждан за различные правонарушения.
Продолжается техническое перевооружение нашей службы. Так, для охраны перевозимых грузов в некоторых регионах и в МКЦ внедряются в практическую деятельность современные средства охраны автотранспортных средств, обеспечивающие контроль их местоположения как с помощью радиопеленга «Аркан», так и с использованием спутникового позиционирования — «Алмаз», «Арго-Страж».
Конечно, реорганизация прежней структуры и появление новой не прошли безболезненно. В настоящее время штат ЦОРДВО укомплектован на 85%. Но я считаю, при грамотном проведении кадровой политики этот вопрос вполне решаем. Тем более, что в настоящее время появляются новые направления нашей деятельности. Так совсем недавно в нашей структуре появился отдел по организации комплексной охраны имущества и антитеррористической устойчивости объектов, что позволит на должном уровне решать актуальные на данный момент задачи органов внутренних дел Российской Федерации.
Пользуясь случаем, хочу отметить те региональные Управления вневедомственной охраны, которые в текущем году добились наилучших результатов в работе:
- Башкортостан (Гаврилов А.М.)
- Бурятия (Краснов А.И.)
- Татарстан (Зарипов Н.С.)
- Кемерово (Кель Ю.В.)
- Курган (Пермяков А.Д.)
- Свердловск (Ларин В.А.)
У нашей службы славная история, наша служба развивается, поэтому у нее есть будущее. Желаю ветеранам крепкого здоровья, а действующим сотрудникам — быть достойными продолжателями славных традиций нашей службы. Уверен, что и в условиях продолжающихся реформ наша работа по-прежнему будет гарантом спокойствия и безопасности государства и граждан России!
Временно исполняющий полномочия генерального директора ФГУП «Охрана» МВД России Николай Ивашевич:
Согласно Уставу, который был утвержден приказом МВД России и согласован с Росимуществом, ФГУП является коммерческой организацией. Однако мы, хотя и выделены из структуры вневедомственной охраны, по-прежнему являемся ее составной частью, поскольку все выполняем единую задачу, которую поставило государство перед МВД — охрана имущества и организаций. Мы не можем существовать без вневедомственной охраны, а у вневедомственной охраны не будет будущего без ФГУПа.
Как коммерческая организация, ФГУП не имеет никаких льгот. Это касается и помещений, которые получили филиалы от вневедомственной охраны. Мы их вынуждены использовать, как правило, на условиях аренды. Кроме того, и за коммунальные услуги, и за все, что вневедомственная охрана как государственное учреждение имеет определенные скидки, мы будем платить в полном объеме. А это, в свою очередь, будет серьезно влиять на нашу тарифную политику. Сейчас мы приняли в соответствии с решением руководства МВД России все договоры от вневедомственной охраны без изменения, кроме включения в наши услуги 18% НДС. Но наша расходная часть несопоставима с той расходной частью, которая была во вневедомственной охране. Поэтому, находясь в условиях самофинансирования, мы должны ставить вопросы о пересмотре тех тарифов, которые были по уровню ниже минимальных. По выстраиванию уровня рентабельности на местах предстоит большая работа: и организационная, и практическая. Никто не ставит вопрос о завышенных цифрах и сверхдоходах. Мы должны отдавать себе отчет, что многие охраняемые предприятия и объекты социально ориентированы. Наша позиция будет не круто меняться, а выверяться постепенно и обоснованно, но определенное повышение произойдет.
В целом на сегодняшний день создан 81 филиал ФГУПа. Назначены и утверждены директора, выданы все правоустанавливающие документы, завершился процесс государственной регистрации филиалов. Можно считать, что первостепенная задача, стоящая перед нами, выполнена. На решение второй задачи: прием объектов от вневедомственной охраны под физическую охрану ФГУПа большая часть регионов уже перешла в сентябре. И ее уже успешно решили в 20 субъектах Российской Федерации.
Назначенные директора филиалов, финансовые работники, сотрудники ВОХР — это, в основном, бывшие сотрудники вневедомственной охраны. Можно сказать, что при приеме на работу в новую структуру у них больше преимуществ, чем у остальных кандидатов?
Конечно, мы в этом заинтересованы, особенно на первом этапе, у нас только начат процесс комплектования — заполнено не более 10% должностей от потребности. Мы не можем принимать людей, не сведущих в организации работы филиалов, особенно, если это касается финансовой деятельности. На них возложен очень большой объем работы, и этот труд должен хорошо оплачиваться.
Николай Федорович, поскольку вы не отделяете ФГУП и вневедомственную охрану, чтобы вы накануне общего профессионального праздника хотели пожелать своим подчиненным?
Я бы хотел пожелать им больше оптимизма, не бояться трудностей. Они, конечно, есть — это объективная реальность. Каждое новое начинание не может происходить в идеальных условиях. Но эти трудности временные. Так, у нас были определенные опасения, что, не имея средств на первоначальное функционирование, будут проблемы с выплатой первой заработной платы. Но примеры тех, кто первыми начали формировать предприятие, — Республика Чувашия и Москва — говорят о том, что те финансовые средства, которые уже поступили по перезаключенным договорам, эти проблемы решили. А процесс, который идет сейчас по передаче предприятию функций обслуживания технических средств охраны, позволяет уже прогнозировать пусть и небольшую, но для нашей организации серьезную прибавку в доходах. И мы уже можем говорить о направлении этих средств для улучшения материально-технической базы предприятия, в первую очередь на оборудование рабочих мест работников, создание условий развития тех направлений, которые в короткие сроки примут ощутимый положительный результат. У нашего Федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» серьезные планы и, поверьте, они будут реализованы.
Редактор журнала «Охрана» Кохтачев Виктор Семенович