Профессия телохранителя одна их старейших и почетнейших специальностей. Начавшись как ритуальная служба сопровождения избранных особ ― вождей, патрициев и фараонов, ― она трансформировалась в одно из самых массовых, рискованных и востребованных обществом ремёсел.

Журнал «Хранитель» знакомит своих читателей с основными вехами её становления и трансформации.

Первые упоминания о телохранителях датированы III веком до нашей эры. Древний египетский папирус сохранил описание ритуала следования почётного эскорта, сопровождающего фараона в храм солнца ― Ра. Богоподобную особу охраняли сначала близкие фараону люди, соплеменники, а затем эту миссию возложили на пришлых ― воинственные племена абиссинов, кочевников-шерденов, филистимлян и воинов-африканцев…

Их экипировка соответствовала характеру задания (служба при дворе, сопровождение фараона на охоте или в бою, пешим, конным) и, понятно, возможностями оружейной технологии тех лет. Например, шердены носили набедренную повязку и вставали у трона повелителя с круглым щитом, украшенным изображением солнца, и мечом. Голову стража прикрывал шлем в виде опрокинутой чаши.

Африканские стражи вооружались луками и метательными палками. Египтяне выделялись серповидными мечами с длинной рукояткой…

Воспитание стража начиналось с младых ногтей в составе регулярных, линейных подразделений. А на завершающем этапе их «специализацией» занимался начальник придворной стражи. Он знакомил их с расположением дворца, регламентом и распорядком двора и нюансами отношений с приближёнными фараона.

Прежде чем стражи заступали на почётную службу, им приходилось пройти суровую боевую школу. Они постигали одиночную подготовку, развивались физически, осваивали тактику боевых действий в пешем и конном бою. Их испытывали изнурительные марши в пустыне с полной выкладкой и скудными запасами еды и питья. Ленивых и нерасторопных подвергали физическим наказаниям.

Из числа самых отважных и искусных бойцов выбирали  знаменосца фараона. Вероятнее всего, он и был главным телохранителем, поскольку в бою находился рядом с повелителем, держал стяг, управлял колесницей и прикрывал его от опасности.

Египтянам неоднократно приходилось вступать в схватки с персами. Цари династии Ахемидов (IX-VI в. до н.э.) также как и фараоны почитались богоподобными. Охранял их корпус «бессмертных». По данным древнегреческого историка Геродота, число «бессмертных» оставалось неизменным ― 10 000 человек.

Первую тысячу «бессмертных» составляла персидская знать. Это был прообраз гвардии. О степени их преданности говорит такой эпизод. Однажды, во время морского похода персидский флот был застигнут бурей. Царский корабль стал катастрофически крениться. Чтобы вернуть судну остойчивость, «бессмертные» пожертвовали собой. Они, поклонившись государю, бросались в штормовое море и погибали в его волнах…

Нечто подобное корпусу «бессмертных» учредил и Крит II. Во главе этой самой боеспособной части стоял хазарапат. Его экипировка  напоминала скифскую: коротка куртка, шаровары, на голове ― островерхий башлык, на поясе ― меч-акинак, а в руках жезл ― символ распорядителя приёмов во дворце…

В обязанности хазарапата, помимо обеспечения безопасности повелителя и поддержания порядка при дворе, входило управление сокровищницей, контроль за ситуацией внутри Персии, на её рубежах и за пределами государства.

Несмотря на известную искушенность в военном деле, в IV веке до н.э. Персия была  покорена Александром Македонским. Эллины до той поры не были знакомы с организацией службы телохранителей. В Элладе вооруженным было всё население. При соблюдении принципов военной демократии все граждане защищали страну и её властелина, военного вождя. Утвердившись на Востоке, Александр объявил себя Сыном Бога Солнца и позаимствовал многое из персидской системы охраны. К слову, Александр осмыслено перенимал всё, что могло способствовать победе над противником. Его личную безопасность нередко обеспечивали и соплеменники, и персы, и даже амазонки.

В знаменитом романе Ивана Ефремова «Таис Афинская» рассказывается об одном неудачном покушении на возлюбленную царя. «Полуиндеец, замерев, провожал глазами царицу амазонок, удалявшуюся вместе с Александром в другой квартал, где улица была ещё шире и многолюдней.

― Эн аристера! (Слева!)

Люди вздрогнули от резкого вопля темнокoжей ама­зонки. Царица мгновенно прикрылась щитом. Громко стукнул тяжелый, с силой брошенный нож. Лошадь чер­ной амазонки сделала рывок налево, раздвинув толку. Прежде чем кто-либо успел схватить нападавшего, он уже лежал на земле с копьем, глубоко всаженным в ямку над левой ключицей ― удар, от которого не было спасения. Таис узнала выучку храма Кибелы.

Еще мгновение ― и разъярённые гетайры ворвались в толпу, давя лошадьми всех, кто не успел увернуться. Они окружили верёвкoй группу зрителей около убитого и погнали в боковую улицу. Двух, которые попытались пе­репрыгнуть веревку, тут же закололи. Ни малейшего испуга не отразилось на лице царицы. Она беспечно улыбнулась Александру…».1

В свою охрану Александр Македонский отбирал лучших воинов. «Профессиональное тестирование» полководца было жестким. Претендента могли, например, втолкнуть в помещение со львом и наблюдать за его реакцией. Если воин при встрече с хищником краснел, его принимали в свои ряды, а если бледнел, то изгоняли с позором. Дело в том, что древние обнаружили такую закономерность, что у краснеющих (от прилива крови к голове) в минуты опасности резко повышается сообразительность, а у бледных реакция скована и они пассивны в критических ситуациях…

В республиканский период своей истории Рим не знал института телохранителей. Охрана первых лиц государства возлагалась на ликторов, которые оберегали сенат и высших магистратов государства. Вооружены они были фасциями ― связкой  прутьев со вставленным внутрь топориком. Оружие служило одновременно средством казни и телесного наказания, а функции ликторов сводились к обязанностям  почётного караула и исполнителей приговоров. Во II веке до н.э. охрану полководцев и императоров осуществляла преторианская когорта от слова «претор» ― полководец. Изначально титул императора был военным званием и соответствовал современному рангу генералиссимуса. Костяк преторианской когорты составляли соратники и приближённые охраняемого лица. В качестве телохранителей так же привлекались гладиаторы.

Во время гражданской войны между Марком Антонием и Октавианом Августом в качестве телохранителей привлекали центурионов.

Октавиан Август, став первым римским императором 23 г.-14 до н.э.), увеличил число когорт преторианцев до девяти (по тысяче человек в каждой). Эти когорты  стали регулярным подразделением охраны императора. Три когорты постоянно находились в Риме, а шесть других в провинциях Италии. Комплектовали преторианцев сначала только из итальянцев. Они имели ряд преимуществ перед другими родами войск. Срок службы них исчислялся 16 годами (вместо 20 у линейных частей гарнизонов); годовое жалование почти вдвое превышало содержание обычных легионеров. Каждой когортой командовал трибун, а всеми когортами управлял префект.

На префекта возлагалась ответственность за безопасность внутренних и внешних пределов империи. Зная механизм политической власти,  обладая достаточно большим силовым потенциалом, преторианцы впоследствии стали заметно влиять на политику Рима. Низвергая одних и возводя на трон других императоров. Помимо преторианских когорт при императорe формировался отдельный, не подчинённый префекту корпус телохранителей, набиравшийся преимущественно из племён бетавов и yбиев.

Экипировка преторианцев состояла из кованного, покрытого чеканкой нагрудника, поножей, шлема, украшенного перьями, короткого римского меча, копья и дротиков. В бою они являлись ядром войска, выделялись  отменной выучкой и преданностью императору. Со временем преторианцы стали набираться из жителей провинций и потеряли прежнее значение. При императоре Константине Великом (306-337 гг.) преторианцы были распущены. Их сменил корпус дворцовой стражи ― доместики.

Римский опыт защиты первых лиц государства унаследовала Византия. Базилевсы Константинополя однако делили отряды на более мелкие подразделения, чтобы исключить их влияние на расстановку политических сил, на судьбу престола. В личную охрану императора Византии входила варяжская стража, состоящая из норманнов, англов, саксов, данов. В корпусе служили представители знатных родов. Так, будущий норвежский король Харальд III(1046-1066 г.г.) отслужил десять лет в личной охране императора Византии. В этом корпусе служили и славяне.

Национальные особенности института охраны накладывают своеобразный отпечаток на выучку стражей, приёмы защиты первых лиц, организационные структуры. Так, в Японии в период междоусобиц каждый правитель провинции обладал личной охраной. В трактате «Будусесинсю» подробно описаны правила службы воинов ― буси или самураев. В параграфе «Сопровождение» говорится: «Когда воин… сопровождает своего господина, очень важно до заката расспросить местных жителей, отметить все близлежащие холмы, рощи, усыпальницы и храмы и сориентироваться по ним, определить, в каком направлении от их жилища находится открытое место и каково состояние дороги… Ибо долг самурая состоит в том, чтобы быть бдительным и внимательными и всё время думать о том, как сослужить службу,... для которой он назначен». По своей сути ― это должностная инструкция телохранителя того времени. Во многом, кстати, не потерявшая своего значения и для наших дней. «Бдительность и ещё раз бдительность!» ― вот нестареющий лозунг охраны.

В 1506 году в Ватикане создана охрана Папы Римского ― швейцарская гвардия. Предыстория её такова. В Средние века швейцарские наёмники прекрасно зарекомендовали себя как стойкие и умелые воины, а главное ― очень преданные своему господину. Они ни при каких условиях не переходили на службу к противнику.

 Для швейцарских гвардейцев, как утверждают историки, Микеланджело создал  сине-оранжевый мундир. Условия набора гвардейцев таковы: все кандидаты должны быть католиками, пройти обязательную военную службу в рядах национальной швейцарской армии и иметь безупречный послужной список. Контракт в швейцарской гвардии подписывается на два года. А по окончании контракта гвардейцев ждут престижные предложения от служб безопасности банков, бизнес-структур, правоохранительных органов, Интерпола и т.д. К слову, будни современных швейцарских гвардейцев при дворе Папы Римского интересно описал в своём романе Дэн Браун «Ангелы и демоны».

Подразделения личной охраны существовали и у Наполеона. Императорская гвардия создана в 1804 г. Основой её послужили части гвардии Директории и Законодательного собрания, объединённые в 1799 г. в Консульскую гвардию. В 1805 г. численность гвардейцев составляла 7000 человек. Императорская гвардия состояла из пеших и конных гренадёров и егерей, двух эскадронов жандармов, одного эскадрона мамлюков (набранного в Египте) и «итальянского батальона».

К 1812 г. гвардия подразделялась на Старую, Среднюю и Молодую. На поле боя гвардия выполняла роль ударного резерва. Кроме того, в её составе имелись национальные гвардейцы, батальон инструкторов Фонтенбло и воспитанники (так называемая гвардия Римского короля). Элитой из элит являлась Старая гвардия, где служили ветераны походов Наполеона. Во время вторжения в Россию численность Императорской гвардии составляла 56 тыс. человек.

Предтеча службы телохранителей на Руси была княжеская дружина. Этот, говоря современным языком, спецназ сопровождал князя постоянно. И в мирное и в военное время. Воинское ремесло в дружине было поставлено настолько превосходно, что многие чужеземные государи приглашали на службу русских витязей.

К концу XVI века на Руси появилась личная охрана царя ― рынды. Они  выставлялись  у трона, у входа в палaты и облачались в ферязь белого цвета из бархата или атласа горностаевой опушкой, в шаровары и сафьяновые сапожки. В руках стражи  небольшой топорик. С середины XVII века русских князей, а потом  царя охраняли не только дружинники, но и тюрские воины ― нукеры во главе со своими ханами.

 При Петре I из «потешных полков» были созданы гвардейские воинские части. В гвардию отбирали, воспитывали и обучали военному ремеслу лучших представителей русского народа: дворян и крестьян, приглашали наставниками опытных и способных офицеров из армий других стран. В 1700 г. официально получили звание «гвардейских» Преображенский и Семёновский полки. В гвардии, как правило, служили и члены царской семьи.

 В 1862 году Александр II создал лейб-гвардейскую роту Его Императорского Величества, которая обеспечивала безопасность Императора и его семьи. Это произошла сразу после покушения на монарха в Зимнем дворце. Вместе с гвардейцами особу Его Императорского Величества сопровождали горцы (преимущественно чеченцы, ингуши, черкесы). Николая II охранял Гвардейский казачий полк, в котором проходили службу только Георгиевские кавалеры.

После октябрьского переворота руководство Советского государства охраняли латышские стрелки,  курсанты пулемётных курсов, батальон охраны. В 1936 г. для охраны первых лиц СССР был создан Отдел охраны ГУГБ НКВД. А в 1954 г. его перепрофилировали и переподчинили руководству 9-го Управления КГБ при СМ СССР.

Не будет преувеличением сказать, что в своё время эта служба считалась одной из самых лучших структур мира по обеспечению безопасности первых лиц государства. Отрадно и то, что в рядах современных государственных структур и организаций, отвечающих за безопасность крупных предпринимателей и бизнесменов, во главе ЧОПов, сыскных и детективных агентств стоят люди, прошедшие суровую школу «девятки», многие из них являются консультантами и, мы надеемся, будут нашими авторами.

B начале 90-х годов, во времена перестройки, в нашей стране начался резкий процесс расслоения людей на богатых и бедных. Состоятельные люди в срочном порядке обзаводились телохранителями, считая, что бодигарды устрашающих размеров в их окружении ― гарантия безопасности и знак престижа. Требования к телохранителю были соответствующими: он должен был обладать внушительными размерами и уметь драться…

Последующий вскоре за этими метаморфозами криминальный передел собственности и власти заставил сильных мира сего изменить свой взгляд на свою тень. Возникла большая потребность в настоящих профессионалах риска. Людях, способных в любой нештатной ситуации оградить нанимателя от беды. Следуя за ним незаметной, ненавязчивой тенью. Тень, но не бесплотная, а напротив ―  наполненная большим запасом профессиональных навыков,  виртуозно владеющая приёмами единоборства и готовая ради клиента на всё.

11 марта 1992 г. в нашей стране был принят Закон РФ N° 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», который легализовал возможности оказания услуг по охране, в том числе охране физических лиц и придал новый импульс развитию старейшей специальности в сфере безопасности. Надо сказать, что в последние годы негосударственный (частный) охранный российский бизнес, не смотря на ограничения и препятствия, живёт и набирает собственный опыт в работе.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Иван Ефремов. Таис Афинская. Том пятый книга третья. М.: Молодая гвардия, 1989. С.293-294.