Автомобильный транспорт, значительно потеснив железнодорожный, стал одним из главных перевозчиков России. На малые и средние расстояния, грузы небольших партий, как правило, перевозятся автотранспортом, при этом дороги и их инфраструктура не развиваются, потому что никак не связаны между собой.

Если зимой основной проблемой на дорогах является гололед, снежные завалы и плохая видимость, из-за чего значительное число автолюбителей оставляют своих «железных коней» в гаражах, то весной ситуация в корне меняется. На дорогах становится на порядок больше машин, нежели в зимнее время. В регионах, где особо остро стоит проблема недофинансирования дорожного строительства и недоброкачественности услуг подрядных организаций по строительству и ремонту дорог, подобное увеличение числа автолюбителей может вести к значительному увеличению количества ДТП по причине неудовлетворительного состояния дорог. По оценкам различных дорожных ведомств (ГИБДД, РосДорНИИ, Минтранс) от года к году количество ДТП, совершенных из-за плохого качества дорог в России колеблется от 18-ти до 30%.

Эксперты считают, что каждое четвертое ДТП прямо или косвенно связано с состоянием дорог.

Решение о разработке проекта принято на Президиуме Генерального совета партии («О Партийном Проекте Всероссийской политической партии «Единая Россия» «Безопасные дороги») от «15 » февраля 2007г. Всероссийская добровольная акция «Я за безопасные дороги» — часть партийного проекта «Безопасные дороги».

Электоральная эффективность проекта - чрезвычайно высокая, т.к. тема проекта входит в число жизненно важных тем из за больших потерь, населения погибшими (33,3 тыс. чел в 2007 г.) и ранеными (292,2 тыс. чел. в 2007 г.); огромного экономического ущерба (только от плохих дорог -1800 млрд. руб. (оценка С. Иванова)

 Специалисты-транспортники отмечают, что безопасности много не бывает. Потому что транспорт является всегда травмоопасным механизмом, поэтому в любой стране, в том числе и в нашей, вопросы безопасности, тем более в последние годы, придается очень большое значение. Так как она является многокомпонентной, то можно сказать о безопасности – это состояние дорог, состояние транспорта, те приспособления в транспорте, которые влияют на безопасность, внешнее окружение дорог.

Есть понятия – активная и пассивная безопасность. Пассивная – это то, что относится к комплексу технических мероприятий: поддержание подвижного состава в надлежащем состоянии, состояние дорог, а безопасность активная – это то, что связано непосредственно с участниками движения, с людьми – водитель, пассажир (или сотрудник охраны), пешеход, работа с ними.

 Многие частные охранные предприятия (ЧОПы) среди видов своей деятельности указывают на предоставление услуг по сопровождению грузов, перевозимых автомобильным транспортом. Отметим отдельные аспекты организации и осуществления сопровождения, в целом связанные с низким качеством дорог и слабостью соответствующей инфраструктуры.

 Планируя охрану груза, перевозимого автомобильным транспортом, руководитель охранного предприятия (или его заместитель по этому направлению) решает большой круг комплексных задач с целым рядом величин: оптимальное количество сотрудников, маршрут, договорные обязательства, организация связи и т.п.

В частности, организуя сопровождение большегрузных автомобилей сотрудниками частных охранных предприятий, руководитель обязан предусматривать и обозначать на информационной карте прохождения маршрута не только места стоянок (долговременных и кратковременных), расположение постов ГИБДД, нахождение АЗС на маршруте следования, но и учитывать качество дорог на различных отрезках маршрута.

Низкое качество основных, и тем более, второстепенных дорог, приводит к тому, что сопровождаемая большегрузная машина вынуждена снижать, а в отдельных случаях – значительно, скорость движения.

Качество дорог может быть низким по целому ряду причин, одними из которых являются:

- естественный износ дороги (в т.ч. по вине строителей и эксплуатационников);

- воздействие значительных природных явлений;

- результат преднамеренных действий группы потенциальных преступников.

Последние, как показывает имеющаяся статистика, выбирают для нападения, главным образом, места на дорогах, где сопровождаемый автомобиль совершает остановку и/или замедляет движение. Таким образом, количество преступлений такого вида на дорогах является прямым следствием их низкого качества.

В книге Н.Краюшенко «Сопровождение грузов (технологии и организация)» указано, что «специалисты отмечают самые различные виды рисков, которым подвергаются перевозимые грузы. Одни говорят об износе оборудования, другие – о риске повреждения транспортных средств, третьи – о плохих погодных условиях. Но все едины в том, что криминал на дорогах является главным риском».

Ответственный за организацию сопровождения обязан также из-за низкого качества участков ряда дорог, особенно в снежное и дождливое время года, предусматривать наличие у группы сопровождения дополнительных финансовых средств на значительные задержки в движении основного и сопровождающего транспортных единиц.

Целесообразно в промежуточных пунктах движения, по окончании таких участков дороги, внести в Инструкцию сопровождающему охраннику (или в памятку водителю) требование выхода на связь с руководителем направления (оперативным дежурным).

Дополнительным требованием к организации маршрута является учет добавочного времени при прохождении трассы с участками дорог низкого качества, что приводит, в конечном счете, к увеличению затрат при обеспечении перевозок и их сопровождении.

 Значительным риском при обеспечении грузовых перевозок является серьезная поломка машины из-за низкого качества дорог. Это обстоятельство приводит к необходимости иметь в наличии (или нанимать) резервное автотранспортное средство соответствующей грузоподъемности, а также резервную группу сотрудников охраны для её сопровождения.

В данном случае происходит значительная потеря времени на ожидание резервного транспорта и перемещение на него сопровождаемого груза. Здесь важны вопросы организации эвакуации и сервиса (ремонта) на дорогах, в т.ч. организация шиномонтажа для большегрузных машин и т.д.

Особое внимание сопровождающему груз охраннику (и, естественно, водителю) следует обращать на действия находящихся рядом «заинтересованных» лиц при размещении автомашины на разгрузку (стоянку, мойку, заправку и т.п.). Особенно важно это делать в условиях ограниченного пространства для перемещения машины и, соответственно, наблюдения. Это может происходить среди других машин или искусственных препятствий. К таким действиям вынуждает отсутствие промежуточных, охраняемых терминалов и гостиниц для водителей и охранников. Кроме того, нет системы временного хранения груза на период поломки автомашины, особенно холодильных или вакуумных камер.

В докладах профильных ведомств Правительству РФ было указано, что более 60% федеральных дорог не соответствует нормативным требованиям. Нормативы у нас распространяются только на дорожное покрытие (полотно дороги), в вопросах придорожной инфраструктуры нет никаких нормативных актов. Планировалось трассу Москва-Рига полностью оборудовать необходимой инфраструктурой, но только воз и ныне там. Придорожные кафе и рестораны не обеспечивают безопасность припаркованному автотранспорту, а нередко являются точками придорожного рэкета, водители и охранники предпочитают останавливаться вблизи постов ГИБДД, но и это не гарантирует безопасности. В ряде случаев следует отметить отсутствие на федеральных и основных региональных трассах оборудованных и охраняемых временных стоянок для большегрузных автомобилей перед большими городами. На таких стоянках водитель (а при необходимости и сопровождающим сотрудником охраны) должен уточнить маршрут движения по крупному городу, выяснить места заправок, приема пищи и т.п. Эти временные стоянки, так называемые «отстойники», могут являться местами нападения преступных групп, которые специализируются на разбойных действиях.

В Инструкции сотруднику охраны (а по возможности, и в памятке водителю) должен быть отражен основной порядок действий и соподчиненности при движении и остановках, в т.ч. при ЧС.

Профессиональные водители, автолюбители и просто жители столичного мегаполиса могли заметить, что в последнее время тематика качества дорог нашла свое отражение в новостных лентах ведущих телевизионных каналов. Эксперты нашей редакции, деятельность которых связана с регулярным сопровождением перевозок по маршруту «Москва – Санкт-Петербург», подтверждают, что эта тема стала актуальной как никогда. Дорога от столицы в 4-5 полос в ближайшем Подмосковье превращается в шоссе с 1-2 полосами, которые тянутся почти до самой «северной столицы». На этом пути из-за однополосного движения и невысокого качества дороги на некоторых участках и происходят (почти каждый день) дорожно-транспортные происшествия. Эти ДТП не стремятся показывать тележурналисты. Пропускная способность и качество таких трасс весьма далека от показателей аналогичных дорог европейских государств.

Трасса «Москва - Санкт-Петербург» не рассчитана на такой поток машин (в первую очередь, большегрузных), который, по словам ответственных руководителей Минтранса России, увеличится в ближайшие годы в 1,5 – 2 раза.

Понятно, что передвижение по такой трассе большегрузных машин отрицательно влияет на скорость перемещения легкового транспорта и приводит к тяжелым последствиям в сфере безопасности, указанным ранее в этом материале.

Самостоятельным разделом, требующим отдельного рассмотрения, является недостаточная освещенность отдельных опасных участков автомобильных дорог, в первую очередь федерального значения. Отсутствие освещения, в определенной степени является причиной ДТП, связанных с гибелью людей. Чаще это происходит в тех случаях, когда отсутствует машина сопровождения с группой охраны или когда в отдельной машине отсутствует вооруженный сотрудник охраны.

В некоторых регионах особую тревогу вызывает состояние уличной сети муниципальных образований. С момента передачи этой сети в ведение муниципальных образований часто никакие ремонтные работы просто не проводятся, по этой причине улицы с асфальтобетонными покрытиями разрушены почти до основания. Подобная же ситуация складывается с дорожными знаками, ограждениями безопасности и уличным освещением.
Только когда дорожники осознают, что каждая их халатность неумолимо приведет к судебному иску и крупным денежным выплатам, они, наконец, станут работать цивилизованно – своевременно, качественно и с использованием современных технологий.

 В дополнение к этим ситуациям следует учитывать тот факт, что заинтересованные лица, находящиеся в сговоре с преступной группой заранее оповещают ее о типе груза, маршруте движения, условиях инфраструктуры, состоянии дорог и т.п. Это в значительной мере облегчает ее преступные действия.

 Сегодня достаточно много автотрасс федерального значения находится в состоянии законсервированного строительства, начатого во времена М.Горбачева. Но, по сути, они брошены, их финансирование прекращено.

Сейчас в России пришли к пониманию того, что без широкой поддержки всего народа невозможно ни эффективное внедрение нового законодательства, ни проведение в жизнь единой государственной политики в любой области, включая и безопасность на дорогах.