Среди большого разнообразия бронеавтомобилей есть машины, которые именуются по-разному, но вне зависимости от названия имеют одно предназначение: служить незаметной, но надежной защитой людям, которые занимают наивысшее положение в обществе или в силу своих полномочий исполняют обязанности, связанные с большой степенью риска. Далее мы попытаемся обозреть этот сегмент рынка бронированных машин и понять, чем он отличается от других. Естественно, не забыв упомянуть и об исторических корнях его возникновения.
Одним из первых бронеавтомобилей незаметного снаружи бронирования был изготовлен в Америке по заказу не Президента, не крупного бизнесмена и вообще не очень-то почитаемого в обществе человека. Его сделали по заказу знаменитого гангстера Аль Капоне!
Да иначе было и нельзя: условия жизни диктовали условия бизнеса - официального и не очень. И наоборот.
Бронемашина была создана на базе автомобиля Cadillac модели 341 выпуска 1928 года. Она имела, помимо всего самого лучшего от Cadillac, незаметную снаружи защиту салона броней толщиной в 6,3 мм, пулестойкие стекла, устройство для постановки дымовой завесы путем сброса моторного масла в выхлопную трубу. Просто и надежно. И если вдруг все это не поможет, а погоня близка, то в полу имелся люк, через который на дорогу можно было сбросить уж если не гранату, то специально заточенные шипы в форме треугольной пирамидки: как их ни бросай, а сверху всегда окажется один шип, он и пробьет колесо преследующей машины.
Пулестойкие стекла задних дверей имели бойницы диаметром 75 мм; заднее бронестекло было выполнено откидным - для применения имеющегося на борту арсенала. Весьма неплохая комплектация для первой машины такого типа. Почти все это до сих пор и применяется.
Еще через пару лет по заказу Аль Капоне был изготовлен бронированный Cadillac с 16-цилиндровым двигателем. Эта модель дебютировала в 1930 году и являлась по тем временам самой престижной не только в Америке, но и во всем мире. Оба эти бронеавтомобиля сохранились до наших дней - они экспонируются в музеях США и Канады. А на первом образце еще успел поездить в конце 1930-х годов Президент США Ф.Д. Рузвельт (после неудачного на него покушения).
Почти в это же время и в Европе появился первый бронеавтомобиль на базе самой мощной по тем временам модели от Mercedes Benz – 460 Nurburg (W08) 1928 года выпуска; о владельце или заказчике история умалчивает. Данных о деталях бронирования мне также не удалось найти.
Затем эстафету подхватили люди, по долгу службы обязанные бороться с гангстерами, - полицейские, а также "сильные мира сего": президенты, политики... Не стал исключением и японский император Хирохито, заказавший себе броневик на самом престижном шасси от Mercedes Benz модели 770 К.
Это авто имело помимо качественного бронирования одну не повторенную впоследствии никем деталь: вместо трехлучевой мерседесовской звезды радиатор украшала хризантема - символ императорской власти в Японии. Хотя в архиве DaimlerChrysler имеется фото, где этот бронеавтомобиль представлен и с мерседесовской звездой.
Позднее подобные машины (незаметного снаружи бронирования) стали появляться в гаражах многих вождей и правителей, да ещё и в нескольких экземплярах. Президент Америки Франклин Делано Рузвельт во время путешествия в 1933 году по Флориде неожиданно попал под обстрел в Майами. Несмотря на то, что покушавшийся на него Джузеппе Зангара расстрелял все патроны в барабане револьвера, президент лишь чудом не пострадал. Ему пришлось расстаться с любимым открытым Packard Twelve темно-синего цвета и пересесть на аналогичную модель, но закрытую и бронированную. С тех пор все президенты США обязаны использовать бронеавтомобили, как и другие виды защиты.
Уже тогда, на заре бронирования, стали возникать первые конфликты между службами охраны и бронировщиками, с одной стороны, и капризами Уважаемых персон - с другой. Многие пожелания последних шли вразрез с пониманием безопасности для данного типа бронеавтомобиля. Производители оказались поставленными перед нелегким выбором: угодить богатым господам или сделать так, как хочет служба безопасности, причем хочет вполне обоснованно и резонно. Иногда машины оказывались результатом компромисса между этими двумя подходами.
Гитлер, разъезжая по стране и выступая на многочисленных митингах, любил использовать в качестве трибуны открытые автомобили. Они же позднее использовались и в его триумфальных парадах. К концу 1930-х годов он имел в своем гараже бронированные Mercedes Benz 770K (W150), как лимузин с закрытым кузовом, так и с открытым - кабриолет F. Несмотря на то что кузов модели 770К Каbriolet был с откидным верхом, он имел бронезащиту бортов толщиной в 10 мм; защиту с тыла выполняла высоко поднятая спинка заднего сиденья (с бронеплитой); имелась противоминная защита пола, пулестойкие стекла толщиной в 35 мм, а также ступенька-подиум высотой почти в 20 см, позволявшая низкорослому (165 см) "вождю" возвышаться над защитным лобовым стеклом и иметь более величественный вид. Автомобиль с мощным двигателем в 155 л.с. при массе в 3478 кг мог разгоняться до 145 км/ч, а при кратковременном использовании компрессора (230 л.с.) - до 170 км/ч.
Феноменальные показатели даже для сегодняшнего дня. Кроме того, комплектация включала в себя радиоприемник, отопитель салона, часы, мощную оптику из семи фар, электропривод замков дверей с места водителя или с заднего дивана плюс отделку салона натуральными кожами и деревянными панелями ценнейших пород. Кроме вышеуказанной защиты, парадные автомобили, предназначенные для величественного и неспешного движения, оснащались специальной "медленной" передачей и увеличенной до 30 литров системой охлаждения двигателя. Закрытый вариант модели 770К имел защиту посерьезнее: броню - от 9 до 17 мм по периметру, защиту пола от мин, защиту потолка; колесные диски изготавливались из тонкой брони, как и защитные кожухи запасных колес, если они устанавливались. Да и сами колеса имели внутри 20-секционные раздельные камеры. Стекла использовались многослойные, толщиной 40 мм, а общий вес автомобиля составлял около 4500 кг. Как и все диктаторы, одержимые манией преследования. Гитлер никогда не сообщал о выбранном им маршруте, и лишь в последний момент водитель узнавал, куда и как ему ехать.
Автомобили сопровождения (2-3 машины) были аналогичны бронированным, что сбивало с толку. С начала войны с СССР дело ограничивалось командой в 18 человек со стрелковым оружием и приличным боезапасом; позднее, когда угроза стала нарастать, штат был увеличен до 30 человек, и вооружение стало включать в себя фаустпатроны! Кроме вышеперечисленного, все населенные пункты по маршруту следования специально зачищались и подготавливались к проезду кортежа. Сотрудники нескольких спецслужб имели различные задачи по контролю за ситуацией: от предварительного посыпания обочин дороги песком (для определения следов) до патрулирования собаками.
Ну а уж после всего сделанного и выставления многочисленных постов появлялся сам кортеж на скорости не более 50-60 км/ч, сопровождаемый машинами охраны с висящими на подножках и готовыми спрыгнуть в любой момент сотрудниками охраны. Приветствующему населению категорически запрещалось бросать цветы не только любимому вождю, а вообще в направлении движении кортежа. Кроме вышеперечисленных броневиков, немцы могли выбирать: от небольшого 2-дверного седана Mercedes Benz модели 540 до трехосного модели G4. Это, смотря кому и куда нужно было переместиться с максимальной защитой без танков или бронетранспортеров, то есть без большого шума.
Интересный исторический момент: многие авторы статей о броневиках Уважаемых людей пытаются противопоставить Сталина и Гитлера, их окружение, их машины, их систему охраны и т.д. Повторюсь еще раз: цель данной статьи - не политика, а лишь точное, в меру сил и возможностей, исследование исторических фактов и персон, имеющих к ним отношение.
Принципиальные различия в подходе защиты Первых лиц лежат как бы на поверхности, но, повторяю, лишь на поверхности - это то, что видно окружающим; остальное скрыто от них почти навсегда, так как принципы и детали работы охраны никто никогда не разглашает.
Так что же на поверхности?
Принцип Сталина: быстрая езда по персонально им в последний момент выбранному маршруту с двумя-тремя машинами сопровождения. Машина всегда закрытая и максимально защищенная. Езда происходит на предельной скорости со сменами положения машин в пути. Охрана вооружена стрелковым оружием высокой мощности. Посадка в машине или на заднем сиденье, или на откидном у перегородки. Одновременное движение нескольких подобных кортежей с аналогичными маши нами. По маршрутам, даже потенциальным, по которым он мог и не поехать, дежурили сотрудники охраны и снайперы. После войны по мере наращивания производства отечественных бронированных ЗиС-115 И.В. Сталин поделился ими с рядом руководителей дружественных стран. Многие из этих машин уцелели и до сих пор на ходу.
Принцип Гитлера: осторожная езда по персонально выбранному им маршруту с двумя-тремя машинами сопровождения. Машина закрытая или открытая, достаточно защищенная. Производилась смена положения машин в пути, имелась охрана со стрелковым оружием. Тотальная зачистка маршрута следования, иногда нескольких маршрутов.
Чего только стоит его цитата: "Я смог спокойно повсюду разъезжать лишь после того, как дал указание никогда не проезжать на красный свет". Неспешная езда в открытом автомобиле ему была просто необходима после пережитой в ходе первой мировой войны газовой атаки, в связи с мучившими его иногда приступами удушья.
Он никогда не подгонял водителей, безопасность движения для него была важнее безопасности от возможного покушения. Можно продолжать довольно длинный список президентов, королей и... упомянув Джона Ф. Кеннеди и спорный приказ о снятии защитного прозрачного верха с его открытого автомобиля, о неаргументированном изменении маршрута следования, можно привести еще не один спорный пример. Любопытно, что, несмотря на печальный опыт предшественников, капризы Уважаемых пользователей бронеавтомобилей продолжаются и по сей день.
Идея нескольких кортежей успешно используется и поныне; пример тому лидер Ливии - Муамар Каддафи, который использует до 28 однотипных машин, движущихся кортежами на высокой скорости с одними и теми же номерными знаками, водителями в униформе, как две капли воды похожими друг на друга, с вертолетами сопровождения, но никто не знает, где и когда поедет он Сам.
Журнал «Бронеавтомобили»