Среди большого разнообра­зия бронеавтомобилей есть машины, которые именуются по-разному, но вне зависимости от названия имеют одно предназначение: служить незаметной, но надежной защи­той людям, которые занимают наивысшее положение в обще­стве или в силу своих полномо­чий исполняют обязанности, связанные с большой степенью риска. Далее мы попытаемся обозреть этот сегмент рынка бронированных машин и по­нять, чем он отличается от дру­гих. Естественно, не забыв упо­мянуть и об исторических кор­нях его возникновения.

 Одним из первых бронеавтомобилей неза­метного снаружи бронирования был изготовлен  в Америке по заказу не Прези­дента, не крупного бизнесмена и вообще не очень-то почитаемого в обществе чело­века. Его сделали по заказу знаменитого гангстера Аль Капоне!

Да иначе было и нельзя: условия жизни диктовали условия бизнеса - официально­го и не очень. И наоборот.

Бронемашина была создана на базе авто­мобиля Cadillac модели 341 выпуска 1928 года. Она имела, помимо всего самого луч­шего от Cadillac, незаметную снаружи за­щиту салона броней толщиной в 6,3 мм, пулестойкие стекла, устройство для поста­новки дымовой завесы путем сброса мо­торного масла в выхлопную трубу. Просто и надежно. И если вдруг все это не поможет, а погоня близка, то в полу имелся люк, че­рез который на дорогу можно было сбро­сить уж если не гранату, то специально за­точенные шипы в форме треугольной пи­рамидки: как их ни бросай, а сверху всегда окажется один шип, он и пробьет колесо преследующей машины.

Пулестойкие стекла задних дверей имели бойницы диаметром 75 мм; заднее броне­стекло было выполнено откидным - для применения имеющегося на борту арсена­ла. Весьма неплохая комплектация для первой машины такого типа. Почти все это до сих пор и применяется.

Еще через пару лет по заказу Аль Капоне был изготовлен бронированный Cadillac с 16-цилиндровым двигателем. Эта модель дебютировала в 1930 году и являлась по тем временам самой престижной не толь­ко в Америке, но и во всем мире. Оба эти бронеавтомобиля сохранились до наших дней - они экспонируются в музеях США и Канады. А на первом образце еще успел поездить в конце 1930-х годов Президент США Ф.Д. Рузвельт (после неудачного на него покушения).

Почти в это же время и в Европе появился первый бронеавтомобиль на базе самой мощной по тем временам модели от Mercedes Benz – 460 Nurburg (W08) 1928 года выпуска; о владельце или заказчике исто­рия умалчивает. Данных о деталях брони­рования мне также не удалось найти.

Затем эстафету подхватили люди, по дол­гу службы обязанные бороться с гангсте­рами, - полицейские, а также "сильные мира сего": президенты, политики... Не стал исключением и японский импера­тор Хирохито, заказавший себе броневик на самом престижном шасси от Mercedes Benz модели 770 К.

Это авто имело помимо качественного бронирования одну не пов­торенную впоследствии никем деталь: вме­сто трехлучевой мерседесовской звезды ра­диатор украшала хризантема - символ им­ператорской власти в Японии. Хотя в архи­ве DaimlerChrysler имеется фото, где этот бронеавтомобиль представлен и с мерсе­десовской звездой.

Позднее подобные машины (незаметного снаружи бронирования) стали появляться в гаражах многих вождей и правителей, да ещё и в нескольких экземплярах. Президент Америки Франклин Делано Руз­вельт во время путешествия в 1933 году по Флориде неожиданно попал под обстрел в Майами. Несмотря на то, что покушавшийся на него Джузеппе Зангара расстрелял все патроны в барабане револьвера, прези­дент лишь чудом не пострадал. Ему пришлось расстаться с любимым открытым Packard Twelve темно-синего цвета и пере­сесть на аналогичную модель, но закрытую и бронированную. С тех пор все президен­ты США обязаны использовать бронеавто­мобили, как и другие виды защиты.

Уже тогда, на заре бронирования, стали возникать первые конфликты между служ­бами охраны и бронировщиками, с одной стороны, и капризами Уважаемых персон - с другой. Многие пожелания последних шли вразрез с пониманием безопасности для данного типа бронеавтомобиля. Про­изводители оказались поставленными пе­ред нелегким выбором: угодить богатым господам или сделать так, как хочет служ­ба безопасности, причем хочет вполне обоснованно и резонно. Иногда машины оказывались результатом компромисса между этими двумя подходами.

Гитлер, разъезжая по стране и выступая на многочисленных митингах, любил использо­вать в качестве трибуны открытые автомо­били. Они же позднее использовались и в его триумфальных парадах. К концу 1930-х годов он имел в своем гараже бронирован­ные Mercedes Benz 770K (W150), как лимузин с закрытым кузовом, так и с открытым - каб­риолет F. Несмотря на то что кузов модели 770К Каbriolet был с откидным верхом, он имел бронезащиту бортов толщиной в 10 мм; защиту с тыла выполняла высоко подня­тая спинка заднего сиденья (с бронеплитой); имелась противоминная защита пола, пуле­стойкие стекла толщиной в 35 мм, а также ступенька-подиум высотой почти в 20 см, позволявшая низкорослому (165 см) "вождю" возвышаться над защитным лобовым сте­клом и иметь более величественный вид. Автомобиль с мощным двигателем в 155 л.с. при массе в 3478 кг мог разгоняться до 145 км/ч, а при кратковременном использо­вании компрессора (230 л.с.) - до 170 км/ч.

Феноменальные показатели даже для се­годняшнего дня. Кроме того, комплектация включала в себя радиоприемник, отопитель салона, часы, мощную оптику из семи фар, электропривод замков дверей с места води­теля или с заднего дивана плюс отделку са­лона натуральными кожами и деревянны­ми панелями ценнейших пород. Кроме вышеуказанной защиты, парадные автомобили, предназначенные для величе­ственного и неспешного движения, осна­щались специальной "медленной" переда­чей и увеличенной до 30 литров системой охлаждения двигателя. Закрытый вариант модели 770К имел за­щиту посерьезнее: броню - от 9 до 17 мм по периметру, защиту пола от мин, защи­ту потолка; колесные диски изготавлива­лись из тонкой брони, как и защитные ко­жухи запасных колес, если они устанавли­вались. Да и сами колеса имели внутри 20-секционные раздельные камеры. Сте­кла использовались многослойные, тол­щиной 40 мм, а общий вес автомобиля составлял около 4500 кг. Как и все диктаторы, одержимые манией преследования. Гитлер никогда не сообщал о выбранном им маршруте, и лишь в последний мо­мент водитель узнавал, куда и как ему ехать.

Автомобили сопровождения (2-3 машины) были аналогичны брониро­ванным, что сбивало с толку. С начала войны с СССР дело ограничивалось ко­мандой в 18 человек со стрелковым ору­жием и приличным боезапасом; позднее, когда угроза стала нарастать, штат был увеличен до 30 человек, и вооружение стало включать в себя фаустпатроны! Кроме вышеперечисленного, все населен­ные пункты по маршруту следования спе­циально зачищались и подготавливались к проезду кортежа. Сотрудники нескольких спецслужб имели различные задачи по контролю за ситуацией: от предваритель­ного посыпания обочин дороги песком (для определения следов) до патрулирова­ния собаками.

Ну а уж после всего сделанного и выставле­ния многочисленных постов появлялся сам кортеж на скорости не более 50-60 км/ч, со­провождаемый машинами охраны с вися­щими на подножках и готовыми спрыгнуть в любой момент сотрудниками охраны. Приветствующему населению категориче­ски запрещалось бросать цветы не только любимому вождю, а вообще в направле­нии движении кортежа. Кроме вышеперечисленных броневиков, немцы могли выбирать: от небольшого 2-дверного седана Mercedes Benz модели 540 до трехосного модели G4. Это, смотря кому и куда нужно было переместиться с макси­мальной защитой без танков или броне­транспортеров, то есть без большого шума.

Интересный исторический момент: многие авторы статей о броневиках Уважаемых людей пытаются противопоставить Стали­на и Гитлера, их окружение, их машины, их систему охраны и т.д. Повторюсь еще раз: цель данной статьи - не политика, а лишь точное, в меру сил и возможностей, иссле­дование исторических фактов и персон, имеющих к ним отношение.

Принципиальные различия в подходе за­щиты Первых лиц лежат как бы на поверх­ности, но, повторяю, лишь на поверхности - это то, что видно окружающим; остальное скрыто от них почти навсегда, так как принципы и детали работы охраны никто никогда не разглашает.

Так что же на поверхности?

Принцип Сталина: быстрая езда по персо­нально им в последний момент выбран­ному маршруту с двумя-тремя машинами сопровождения. Машина всегда закрытая и максимально защищенная. Езда проис­ходит на предельной скорости со сменами положения машин в пути. Охрана воору­жена стрелковым оружием высокой мощ­ности. Посадка в машине или на заднем сиденье, или на откидном у перегородки. Одновременное движение нескольких по­добных кортежей с аналогичными маши нами. По маршрутам, даже потенциаль­ным, по которым он мог и не поехать, де­журили сотрудники охраны и снайперы. После войны по мере наращивания произ­водства отечественных бронированных ЗиС-115 И.В. Сталин поделился ими с рядом руководителей дружественных стран. Мно­гие из этих машин уцелели и до сих пор на ходу.

Принцип Гитлера: осторожная езда по пер­сонально выбранному им маршруту с дву­мя-тремя машинами сопровождения. Ма­шина закрытая или открытая, достаточно защищенная. Производилась смена положения машин в пути, имелась охрана со стрелковым оружием. Тотальная зачистка маршрута следования, иногда нескольких маршрутов.

Чего только стоит его цитата: "Я смог спо­койно повсюду разъезжать лишь после того, как дал указание никогда не проез­жать на красный свет". Неспешная езда в открытом автомобиле ему была просто необходима после пережитой в ходе пер­вой мировой войны газовой атаки, в связи с мучившими его иногда приступами удушья.

Он никогда не подгонял водителей, безо­пасность движения для него была важнее безопасности от возможного покушения. Можно продолжать довольно длинный список президентов, королей и... упомя­нув Джона Ф. Кеннеди и спорный приказ о снятии защитного прозрачного верха с его открытого автомобиля, о неаргумен­тированном изменении маршрута следо­вания, можно привести еще не один спорный пример. Любопытно, что, несмо­тря на печальный опыт предшественни­ков, капризы Уважаемых пользователей бронеавтомобилей продолжаются и по сей день.

Идея нескольких кортежей успешно ис­пользуется и поныне; пример тому лидер Ливии - Муамар Каддафи, который использует до 28 однотипных машин, движущихся кортежами на высокой скорости с одними и теми же номерными знаками, водителями в униформе, как две капли воды похожими друг на друга, с вертолетами сопровождения, но никто не знает, где и когда поедет он Сам.

 

Журнал «Бронеавтомобили»