За последние месяцы Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, Председатель Правительства России Владимир Владимирович Путин предприняли конструктивные шаги, сделали заявления, высказали предложения, которые должны кардинально изменить отношение государства к армии и ветеранам. Прежде всего Верховный Главнокомандующий ВС РФ Дмитрий Медведев потребовал «обеспечить высокий уровень социальной поддержки военнослужащих и членов их семей, а также военных пенсионеров». Первые лица государства заявили, что в стране успешно идет военная реформа, которая предусматривает с 1 января 2012 года существенные изменения в оснащении Российской армии современным вооружением и повышение денежного довольствия военнослужащих. 11-04-2011. Анатолий СКРИПКА, член Центрального Совета Организации, ветеран боевых действий. "Боевое братство". Пенсии уволенных в запас офицеров и прапорщиков при этом увеличатся в полтора раза. Владимир Путин приступил к формированию Координационного совета по делам ветеранов при Правительстве РФ. Подобные представительные органы он рекомендовал создать при всех правительствах субъектов Российской Федерации. Под их личный контроль будет взята проблема обеспечения жильем действующих и отставных офицеров. Подписано Постановление Правительства о государственной Программе «Доступная среда». Она коснется 13 млн. инвалидов Российской Федерации. Объем ее финансирования 74 млрд. рублей. На этом уровне разворачивается работа во всех министерствах и ведомствах, субъектах Российской Федерации. Минздравсоцразвития опубликовал приказ, которым утвердил новые формы документов, подтверждающих инвалидность. Министерство обороны РФ рассмотрело вопрос о приобретении в 2011 году 70–75 тысяч квадратных метров жилья в «Новом Ступине». Губернатор Московской области Борис Всеволодович Громов утвердил программу по повышению качества жизни граждан пожилого возраста. Ее цель – совершенствование механизмов социальной поддержки ветеранов. Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин на встрече с представителями ветеранских организаций сообщил, что городское руководство выделяет на их поддержку почти 350 миллионов. Помимо этого, Правительство Москвы направляет около 11 млрд. рублей на восстановление социальных учреждений, восьми пансионатов для ветеранов, 17 центров социального обслуживания. Это далеко не полная лента новостей этого плана. Что это – своевременные шаги к изменению всей государственной политики по отношению к ветеранам? Или предвыборная конфетка для военного электората? Или ответ на протестные акции и выступления офицеров, военных пенсионеров, прозвучавшие на офицерском собрании офицеров запаса Москвы и Центрального федерального округа, на митингах в столице на Поклонной горе, проведенных по инициативе Союза десантников России, на Пушкинской площади в Москве и площади Ленина в Санкт-Петербурге с призывом удвоить пенсии, решить жилищные проблемы военнослужащих. Я думаю, что это и то, и другое. Вместе с тем надо особо отметить, что острейшее противоречие между особенной ролью военных в нашей стране и существующим ныне крайне низким уровнем материального вознаграждения за их ратный труд наконец-то осознано властью в полной степени. Масштаб намеченных мер и реальные шаги дают повод не сомневаться, что власть готова восстановить социальную справедливость по отношению к офицерам, военным пенсионерам, ветеранам и инвалидам боевых действий. Сегодня в России численность ветеранов составляет около 28 млн. человек – почти четверть всего населения России. Это фронтовики Великой Отечественной войны, труженики тыла, участники локальных войн и вооруженных конфликтов. Главные проблемы сегодняшних ветеранов – низкий уровень пенсий, который в некоторых регионах не дотягивает до прожиточного минимума, несвоевременное обеспечение достойным жильем, плохие социально-бытовые условия, высокие цены на основные группы товаров первой необходимости. Ветеранам не хватает должного внимания и уважения в обществе, в том числе и со стороны близких людей. В самом бедственном положении из ветеранов оказались сегодня инвалиды боевых действий. Но даже несмотря на всеобщее признание этого очевидного факта, некоторые федеральные чиновники продолжают вести политику экономии на этой беднейшей группе людей. Не секрет, что наша страна готовится к ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов. Однако 12 октября 2010 года Государственная Дума ФС РФ приняла в первом чтении законопроект №443101-5 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»», отменяющий действующие размер и порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации. Принятие данного законопроекта вызвало справедливый протест со стороны инвалидов и общественных организаций, так как совершенно очевидно, что его вступление в силу приведет к снижению уровня жизни инвалидов. Главный аргумент вносимой поправки – сокращение расходов федерального бюджета и тот факт, что «самостоятельно приобретаемые инвалидами средства реабилитации, как правило, обладают дополнительными потребительскими функциями, не имеющими отношения к целям реабилитации». Уверен, данное утверждение –сомнительное. Трудно представить себе инвалидную коляску, обладающую излишними параметрами или деталями, которые не оказывают влияния на ее функциональность. Отмена 100-процентной компенсации стоимости приобретаемого средства лишит многих инвалидов боевых действий возможности полноценной адаптации. Как результат принятие законопроекта подорвет доверие к руководству страны. Ветеранская общественность обращается к депутатам Государственной Думы, в первую очередь к тем, кто является членом Всероссийской организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО», приступить к незамедлительной корректировке этих статей и не допустить ущемления и без того скудных размеров социальной поддержки инвалидов боевых действий. А именно: – средний размер пенсии инвалидов боевых действий – 5228 рублей; – ежемесячная денежная выплата в размере 3396 рублей (с 1 апреля 2010 года); – право на обеспечение жильем инвалидов боевых действий органами государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляется только тем, кто встал на учет до 1 января 2005 года. Невольно напрашивается вопрос: «А как быть тем, кто встал в очередь после 1 января 2005 года. Неужели опять нужно вмешательство Президента России, как в случае с ветеранами Великой Победы. Сегодня 80 процентов ветеранов военной службы получают пенсию 7–8 тысяч рублей, а старшины, прапорщики и мичманы – 4–5,5 тысячи рублей. И все это происходит на фоне нарастания общей социальной напряженности, когда 20 миллионов российских граждан имеют доход ниже прожиточного минимума, который сейчас составляет 5518 рублей. Вот и представьте после знакомства с конкретной статистикой соцподдержки, как живется инвалиду в России. Плохо! Но ведь радеют о них неустанно чиновники, особенно Минздравсоцразвития РФ! И ходить далеко не надо за доказательствами «заботы о благе» социально незащищенных. Достаточно ознакомиться с Федеральной целевой программой социальной поддержки инвалидов на 2006–2010 годы». В ней чиновники четко прописали: «Инвалиды – одна из малоимущих и социально уязвимых категорий населения России, и ей надо уделять особое внимание». Да и цели программного документа очень правильные: создание условий и предпосылок для роста числа реабилитированных инвалидов и обеспечения их интеграции в общество; увеличение количества инвалидов, ежегодно возвращающихся к труду, общественной и бытовой деятельности, включая инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы; повышение уровня и улучшение качества их жизни. Как же на деле они реализованы? Показатель реабилитации инвалидов к 2010 году достиг 6,5 процента количества ежегодно переосвидетельствуемых лиц; возвращено к трудовой, общественной и бытовой деятельности около 800 тыс. инвалидов, в том числе 20,85 тыс. инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы. Экономический эффект, который получило государство вследствие реализации Программы, составил примерно 3,5 млрд. рублей ежегодно. Много это или мало, не берусь судить. Да и как его определяли? Одно мне ясно – кардинально в жизни инвалидов боевых действий ничего не поменялось. Находясь в госпиталях с ранениями, травмами, они надеялись, что после честно и мужественно выполненного ими служебного долга государство проявит достойную заботу о них. Увы, надеждам многих так и не суждено было сбыться в ходе реализации очередной пятилетней Программы. Так что инвалидам боевых действий, а их, по данным Общественной палаты Российской Федерации, свыше 120 тысяч человек, остается уповать, что новая Программа окажется более результативной. Эффективность проводимых реабилитационных мероприятий в прошлой пятилетке оказалась не на высоком уровне. Ежегодно лишь в 3–5 процентах случаев удалось восстановить трудоспособность и устранить ограничения жизнедеятельности для инвалидов, что не дало возможности подавляющему большинству из них вернуться в трудовой деятельности, самостоятельно обеспечивать приемлемый уровень достатка для себя и своей семьи, преодолеть барьер малообеспеченности. В этой связи мне вспоминается пример (опубликованный в СМИ) лечения и реабилитации американских военнослужащих, потерявших конечности в ходе военных действий в Афганистане, в госпитале Уолтера Рида в Вашингтоне. В руки врачей пострадавший попадает в течение трех дней после ранения. Уже спустя 3–5 недель он имеет протез. Специальные методики измерения позволяют подогнать его с точностью до десятых долей миллиметра. Пациент находится под присмотром медиков около двух лет: сначала курс в госпитале, потом в поликлинике. Медикам серьезно помогают родственники пациентов. В результате семья видит, что на этапе выписки их близкий человек – не списанный из жизни инвалид, а вполне дееспособный и самостоятельный представитель общества. Самый сложный этап – психологическая реабилитация, которая также проходит под контролем врачей, специалистов-психологов и семьи. Система реабилитации в этом госпитале дает эффективные результаты. Многие его пациенты после завершения курса вновь возвращаются к военной службе или активной жизни в обществе. А вот пример из нашей жизни. «В недалеком прошлом и в нашей стране была разработана и практиковалась достойная система реабилитации, – вспоминает ветеран боевых действий генерал-лейтенант запаса Иван Григорьевич Черных. Мне на себе пришлось ее испытать. В 1985 году, находясь в спецкомандировке в Анголе, был контужен. Врачи быстро «поставили на ноги». Год 1995-й. В ходе выполнения задач в условиях вооруженного конфликта на территории Северного Кавказа получил множественное осколочное ранение. Врачи долго боролись за мою жизнь, извлекли 27 осколков. Но «заштопали» меня тогда как следует! Огромное спасибо хирургам, врачам и медсестрам. Они вернули меня к жизни, я снова встал в строй». Эти два примера по спасению человеческой жизни объединяет не только профессионализм военврачей двух государств и забота о реабилитации пациентов. Мне кажется, главное здесь – в организации государственной заботы о лечении и реабилитации людей, ценой своей жизни и здоровья, защищающих интересы страны. Так вот в нынешнее время ее-то как раз и не хватает. И прежде чем налаживать систему реабилитации инвалидов боевых действий нужно как можно быстрее реанимировать систему государственной заботы о людях в погонах силовых министерств и ведомств. Причем создавать новую систему реабилитации инвалидов не надо. Она у нас была на хорошем современном уровне и сегодня до конца еще не разрушена. Менять прежде всего необходимо суть государственного отношения к этой категории ветеранов. Только при таком подходе решение проблемы реабилитации инвалидов, создания условий для возвращения граждан к полноценной трудовой деятельности и тем самым достижения ими экономической независимости будет полностью соответствовать приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации и реально обеспечивать снижение уровня бедности в стране. Сегодня уже можно сказать, что отсутствие постоянной должной государственной заботы привело к тому что принятый в 1995 году Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не обеспечил в последующие годы кардинальных изменений в решении проблем этой социальной группы населения. В настоящее время лишь 15 процентов инвалидов трудоспособного возраста вовлечены в профессиональную деятельность. Для создания в стране полноценной системы комплексной реабилитации инвалидов и интеграции их в общество были необходимы инвестиции в научно-технические проекты и координация усилий органов государственной власти различных уровней и общественных объединений. Но этого в той мере, как предполагалось, не произошло. Для повышения качества и увеличения объема услуг по реабилитации и интеграции инвалидов боевых действий в современном обществе требовались решительные меры по созданию сети реабилитационных центров для инвалидов боевых действий во всех восьми федеральных округах, совершенствованию деятельности учреждений медико-социальной экспертизы, формированию системы комплексной многопрофильной помощи во всех ныне действующих военных госпиталях, обеспечению инвалидов беспрепятственным доступом к объектам социальной инфраструктуры, расширению производства современных технических средств реабилитации. Но, к сожалению, все эти задачи полностью не выполнены, а в некоторых случаях даже не созданы условия для их реализации. Негативное влияние здесь оказали ухудшение социально-экономической ситуации в стране в связи с мировым кризисом, крупные техногенные аварии и экологические катастрофы, активизация террористических организаций, рост числа боевых травм и ранений военнослужащих при защите конституционного строя России. В результате приходится констатировать, что проблемы реабилитации и интеграции ветеранов боевых действий с ограниченными возможностями пока решаются государством крайне медленно. Власть и социальные службы не удовлетворяют жизненных потребностей инвалидов. А это означает, что до 80 процентов военных и сотрудников правоохранительных органов, получивших ранения в ходе выполнения боевых задач и уволенных со службы по состоянию здоровья сегодня по-прежнему остро нуждаются в качественной и полноценной реабилитации. Многие воины-интернациалисты, участники боевых действий по восстановлению конституционного порядка на территории Чеченской Республики, вернувшись домой, так до сих пор и остались один на один со своими проблемами. Некоторые из них от отчаяния пытаются избавиться от душевной боли с помощью алкоголя, наркотиков. Усугубляет ситуацию начатая военная реформа медицинской службы Вооруженных Сил РФ, в результате которой инвалиды боевых действий могут лишиться законного права на получение медицинской помощи в военно-медицинских учреждениях. Сокращение количества госпиталей и военных поликлиник приведет к тому, что инвалидам в отдельных регионах в поисках помощи придется преодолевать расстояния от 300 до 2000 километров. Надо думать, как и кем будут предоставляться услуги бесплатного протезирования, лекарственного обеспечения для этой категории граждан. В стране функционирует 221 реабилитационный центр для инвалидов, в их числе всего девять для инвалидов боевых действий, когда, по оценкам специалистов, необходимо иметь до 2500 реабилитационных учреждений. По крайней мере для инвалидов боевых действий их необходимо иметь в каждом субъекте Российской Федерации. Особое место в организации реабилитации инвалидов боевых действий занимает Московский Дом Чешира, которым руководит Юрий Иванович Науман. За восемнадцать лет с момента его открытия оказана помощь более полутора тысячам ветеранам. О его проблемах узнало все общество и наверное поэтому ситуация меняется к лучшему. И еще. Существующие специальные учреждения профессионального образования в регионах позволяют удовлетворить потребности в обучении только 20 процентов нуждающихся инвалидов. В связи с этим особенно острой является проблема их трудоустройства. В настоящее время работу имеют не более 15 процентов инвалидов боевых действий трудоспособного возраста. Возможности инвалидов в удовлетворении потребностей в передвижении, общении, приобщении к культурным ценностям, занятиям физкультурой и спортом также остаются пока ограниченными. Продолжает оставаться актуальной проблема обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Проведено согласование нормативно-технической документации только на 95 образцов изделий реабилитационной техники, что составило лишь 23 процента от существующей потребности. Как видите, ситуация в области реабилитации ветеранов боевых действий сложная. Она является постоянным источником нарастания социальной напряженности в ветеранской среде. Надо признать, что региональные отделения Всероссийской организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО», как и другие ветеранские объединения, никогда не были в стороне от проблем инвалидов боевых действий, но и четко не выделяли ее в отдельное, самостоятельное направление работы. Она требует к себе пристального внимания и организации взаимодействия с парламентскими политическими партиями, с органами государственной и исполнительной власти всех уровней. Такой подход откроет реальные возможности для принятия практических мер социальной поддержки. Не без горечи скажу, что некоторые наши региональные отделения оказались в стороне от мероприятий, направленных на создание инвалидам необходимых условий для осуществления эффективной реабилитации и реинтеграции в полноценные социальные, профессионально-трудовые и семейно-бытовые отношения. Для тех, кто еще не приступил вплотную к организации в регионе целенаправленной и повседневной работы по социальной, медицинской и реабилитационной поддержке инвалидов боевых действий, я бы предложил начать ее с изучения и анализа действующего федерального и регионального законодательства, местной социальной программы поддержки инвалидов, с уточнения через органы соцобеспечения, координационные советы по делам ветеранов (во многих регионах действующие или создаваемые при главах субъектов Российской Федерации) социального положения этой категории граждан. Неплохо бы эту полученную информацию через средства СМИ довести до общественности и ознакомить руководство региона, вместе обсудить неотложные меры по изменению ситуации. Особую роль в области координации совместных действий региональных отделений в решении этой проблемы в федеральных округах должны на себя взять заместители Председателя Организации в обозначенных округах, институт которых был утвержден на IV съезде. Игорь Высоцкий, Константин Стоян, Надыр Ибрагимов, уже приступили к планированию работы в этом направлении. Есть надежда, что она будет эффективной. Неплохо бы привлечь к решению этих проблем региональные общественные палаты, которые уже сегодня активно работают в 60 субъектах Российской Федерации. В них трудятся нашим 45 представителей, которые могут выступить с предложением обсудить эти вопросы на очередном заседании. На него и пригласить ответственных сотрудников всех министерств и ведомств, служб региона, от которых в той или иной степени зависит социальное положение инвалида. Совместно принять программу действий. Конечно, обсуждать эту проблему и определять на перспективу мероприятия тактичнее всего и правильнее было бы в рамках региональных подпрограмм «Социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы». Конечная цель нашей деятельности, осуществляемой в первую очередь нашими представителями в органах законодательной и исполнительной власти всех уровней (а это более 700 только членов Всероссийской организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО») – создание на государственном уровне системы комплексной реабилитации граждан, уволенных с военной службы и из правоохранительных органов, пострадавших при выполнении задач в условиях боевых действий и при проведении контртеррористических операций и ставших инвалидами, усиление их социальной защищенности и улучшение качества жизни. Идикаторами эффективности этой работы должны стать: возврат к трудовой, общественной и бытовой деятельности инвалидов боевых действий и военной травмы; осуществление дополнительных реабилитационных мероприятий; состояние восстановительной терапии; профессиональное обучение инвалидов; организация отделений восстановительного лечения на базе военных госпиталей, медицинских учреждений региона; забота об оснащении современным медицинским оборудованием реабилитационных и лечебно-профилактических учреждений региона. Кто как не ветеранская общественность должна отслеживать и подвергать общественной экспертизе действенность принимаемых федеральной и региональных программ социальной поддержки инвалидов! Система реабилитации инвалидов боевых действий невозможна без государственного отношения к этой категории ветеранов. И хорошо, что к пониманию этой истины пришли все: и руководство страны, и общество. Впереди у нас большая и напряженная работа. http://mgobb.ru/content/reabilitaciya-nuzhna-ne-tolko-invalidam