9 693
Равные права – неравные возможности
Когда речь заходит о социальном положении ветеранов боевых действий, Валерий Александрович Востротин никогда не ссылается на положительные результаты или хотя бы подвижки в его улучшении, связанные с деятельностью возглавляемого им Московского городского отделения Всероссийской организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО».
Убежден: нельзя сравнивать несопоставимые возможности для решения социальных проблем ветеранов, проживающих в крупных муниципальных образованиях и в глубинке. Хотя и в возглавляемом им отделении проблем у ветеранов немало.
Сам он родом из небольшого уральского городка Касли, расположенного среди живописных озер Иртяш, Большие Касли, Малые Касли, Киреты и Сунгуль, в 138 км от Челябинска. И, быть может, поэтому тема социального положения ветеранов, проживающих в сельских и городских поселениях, ему как-то по-особенному близка. Корни малой родины обязывают.
По долгу военной службы я не раз бывал в тех местах, откуда Валерий Александрович родом. Уверен, что красота уральской природы, богатство недр, широта уральского характера нашли отражение не только в шедеврах каслинского чугунного литья, ставших культурным достоянием России. Ее отпечаток – прежде всего в людях, его земляках, да и в нем самом. В действиях и поступках на протяжении всей его военной биографии, да и сейчас, все сродни талантливым рукам уральских мастеров, в которых оживает и холодный металл, и скульптурная композиция из чугуна наподобие знаменитого каслинского феникса. Все обретает энергию и темперамент. Казалось бы, традиции уникального российского промысла и секреты каслинских мастеров ничего общего не имеют с его служебной и общественной деятельностью. Да нет же, как любит говорить сам Валерий Александрович, все в этой жизни предопределено и взаимосвязано.
Его военное прошлое – тому подтверждение. В боях в Афганистане дважды был тяжело ранен. После второго ранения, всем смертям назло, выжил чудом – выходила жена Ирина. Шутит. Благодаря ей дважды возрождался из «пепла», как птица феникс. Как будто и впрямь творцы каслинского шедевра напророчили, что будет среди их земляков сильный и волевой человек, способный одолеть недуг и возродиться, и которому присвоят звание почетного гражданина города Касли.
Валерий Александрович стал генералом в 37 лет, одним из самых молодых в Советском Союзе послевоенного периода. Профессионал-десантник «побывал» во всех «горячих точках» бывшего СССР, дважды в Чечне, Косове, в Африке. О нем как военном сослуживцы говорят, что он один из тех, кто умел ценить и беречь жизнь солдата при выполнении сложных боевых задач. А еще, что доступен, прост в общении, отзывчив, душа любой компании. Успел сняться в фильмах «Черная акула», «Путь». Его любимый герой – прославленный генерал Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов, портрет которого всегда висит над рабочим столом в его кабинете. У двух генералов много общего. Оба вошли в историю как народные герои. Обоих считают балагурами. По признанию близких людей, от Востротина бьет не просто искрометное, а огнеметное веселье. Валерий Александрович пишет стихи, научился играть на гармошке, подаренной друзьями на день рождения. В народе говорят: если человек талантлив – он талантлив во всем. И это в полной мере относится к нему.
Сопричастность, сопереживание... К сожалению, с подобными качествами души все реже и реже встречаешь людей такого ранга. А в «каслинском фениксе» Валерии Александровиче Востротине, скорее наоборот, эти качества обретают еще и государственность. Все происходящее вокруг он воспринимает близко к сердцу. Ему, как и герою фильма «Белое солнце пустыни» Павлу Верещагину в исполнении Павла Луспекаева, за державу обидно.
Вот и болит душа у генерал-полковника за братьев по оружию, живущих в глубинке, многие из которых в сегодняшние дни экономического кризиса едва сводят концы с концами. У него всегда под рукой статистика состояния социального положения ветеранов, причем дотошно отражающая каждую подвижку к улучшению или ухудшению. Любая цифра, факт бедственного положения бывших военнослужащих становится предметом обстоятельного разговора с единомышленниками на Совете Московского городского отделения Всероссийской организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО», среди бывших военных – депутатов Государственной Думы. Но боевой генерал не занимается критиканством. Это не его. Он, как в бою, ищет выход, чтобы без серьезных потерь преодолеть проблему. И тем более безвозвратных. Афганистан научил многому.
Далеко не все ветераны живут в областных, краевых и республиканских центрах, в столичном мегаполисе, где созданы региональные отделения не только Организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО», но и других крупных ветеранских, близких по духу, объединений. Из тысячи ветеранских организаций, объединяющих почти 6-миллионную армию ветеранов силовых структур, можно выделить около 20 крупных, которые стали заметной общественно-политической силой в стране. О них говорят, к ним прислушивается власть. Это Всероссийская общественная организация ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО», Общероссийская общественная организация ветеранов войны и военной службы, Российский Союз ветеранов войны в Афганистане, Ассоциация ветеранов боевых действий органов внутренних дел и внутренних войск России, Национальная ассоциация объединений офицеров запаса Вооруженных Сил (МЕГАПИР), Комитет по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств – участников СНГ, Координационный Совет Международного союза «Содружество общественных организаций ветеранов (пенсионеров) независимых государств, Всероссийская общественная организация морских пехотинцев «Тайфун», Общероссийская общественная организация семей погибших защитников Отечества, Всероссийская организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы «Инвалиды войны» и др.
Остальные, расположенные в малых городах и населенных пунктах, городских и сельских поселениях, как правило, варятся «в собственном соку», и власть о них вспоминает только в ходе проведения очередных юбилейных и военно-мемориальных мероприятий. Чаще всего эти организации отражают статусные или профессиональные интересы однополчан, ветеранов видов и родов войск, силовых структур и ведомств, военнослужащих, выполнявших воинский и служебный долг за пределами Родины, работников военных и других, профильных военно-промышленных предприятий, акционерных обществ и учреждений, учебных военных заведений и населенных пунктов. Отсутствие должного внимания к ним только усугубляет ситуацию в социальной сфере ветеранов. К такому выводу В.А. Востротин пришел не случайно. Как говорится, суть проблемы знает изнутри. Сам родом из глубинки.
А ведь именно там, в глубинке, пар социальной напряженности начинает срывать крышку котла «социалки» 2,5 миллиона военных пенсионеров, 1 236 000 участников боевых действий и более 450 тысяч инвалидов, получивших ранения и контузии в ходе военной службы, в их числе 19 933 инвалидов боевых действий.
О проблемах «глубинки» он знает, как говорится, адресно и точечно. Являясь депутатом Государственной Думы 4-го и 5-го созывов, членом фракции партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», членом Комитета Государственной Думы по безопасности, Валерий Александрович Востротин научился бережно относиться к информации, поступающей из регионов. Особое внимание – письмам ветеранов боевых действий, инвалидов, членов семей погибших защитников Отечества. Ни одно не остается без внимания. И здесь видит главное – не депутатским запросом отреагировать, а по возможности сам или через доверенных лиц встретиться с заявителем, помочь на месте «разрулить» возникшую проблему. Живет и работает депутат в соответствии с аксиомой – общественное мнение всегда впереди закона.
Ему, как государственному человеку, доступна любая информация. Но если для одних она просто «принял к сведению», то для Востротина такая информация – всегда повод для размышления, основа для разработки предложений, обоснования инициатив для внесения поправок и дополнений в федеральные законы.
Недавно на рабочий стол депутата В.А. Востротина лег документ ограниченного распространения – информационно-аналитический отчет за 2009 год Пенсионного фонда Российской Федерации о социальных проблемах ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий. Отработал его, как всегда, «от корки до корки», с карандашом в руках, делая пометки. Пришел к выводу, что власть в федеральном центре, в регионах и муниципальных образованиях в целом знает истинную картину положения вещей для принятия решительных мер по улучшению всей системы социального обеспечения ветеранов. Но вот проблем в условиях кризиса прибавилось.
К примеру, для ветеранов боевых действий средний размер назначенной пенсии – 3177 рублей. Он ниже прожиточного минимума. Для инвалидов боевых действий средний размер пенсии – 5228 рублей, размер ежемесячной денежной выплаты – 3832 рубля.
Из 4 065 259 ветеранов, о жилищных условиях которых в фонде имеются сведения, 57,6 процента проживают в составе семьи, 23,7 процента проживают одиноко, 18,7 процента имеют близких, но проживают отдельно. Общее количество ветеранов, обеспеченных жильем, равно 3 515 357 человек, что составляет 71 процент от общей численности ветеранов в соответствии с базой данных Пенсионного фонда. А остальные?
Обеспечены телефонной связью 890 718 ветеранов (18 процентов). Состоят на учете для обеспечения спецавтотранспортом 25 125 инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий. За 9 месяцев 2009 года в 22 субъектах РФ был обеспечен 131 человек (0,52 процента). За этот же период в 17 регионах ветераны не получали услуг по социальному обслуживанию на дому, в 23 – услуг по стационарному обслуживанию.
За 9 месяцев 2009 года, ветеранам выдано путевок 30 376 (0,75 процента от общего числа потенциальных претендентов), стоимость путевки – 15 тысяч рублей.
В 43 регионах центрами занятости в 2009 году предоставлены услуги в ведении домашнего хозяйства 2500 ветеранам.
Анализируя эту статистику, Валерий Александрович делает вывод, что в целом за последние 5–7 лет сделано немало. Лично он голосовал в Думе 4-го и 5 созывов за восемь поправок и дополнений в Федеральный закон №5-ФЗ 1995 «О ветеранах», вместе с другими депутатами добивался предоставления льготным категориям населения в сельской местности равной с городскими жителями возможности получения единых мер социальной поддержки.
Однако признает, что сегодня значительная часть местных органов власти, прежде всего в сельских поселениях, не в состоянии обеспечить достойный уровень социального, медицинского обслуживания и патронажа ветеранов войны, боевых действий, инвалидов, членов семей погибших защитников Отечества.
В ходе подготовки к 20-й годовщине вывода советских войск из Афганистана и 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне при обращении в 2008 году к главам субъектов Российской Федерации он, как и другие члены Организационного комитета по подготовке к этим юбилейным датам, а также руководители региональных отделений ветеранских объединений встретили небывалое ранее понимание руководством регионов актуальности проблем ветеранов, проживающих в малых городах и сельских поселениях. Власть не только выразила готовность, но и на деле тогда приняла меры в целях обеспечения соответствующего качества их жизни и благоприятного социального самочувствия.
В то же время он отметил, что на активном претворении в жизнь многих социальных программ в регионах отрицательно сказывается сложная экономическая ситуация в стране. Бюджеты областей понесли серьезные потери. И без того несладкая судьба ветеранов «глубинки», несправедливо обделенных в правах и социальной поддержке, в отличие от ветеранов региональных центров, заметно отяготилась проблемами выживания.
К примеру, уровень социальной поддержки и региональные системы социального обеспечения сегодня значительно разнятся по наполнению. Они делят ветеранов на тех, кто из регионов-доноров, и тех, кто из дотационных, живущих в крупных городах и населенных пунктах и в сельских и городских малых поселениях, а также в кризисных 335 моногородах. Простите, несправедливо звучит, но на ветеранов первого и второго сорта.
По данным Общественной Палаты, очень тяжелое положение складывается в среде ветеранов, проживающих в сельской местности и малых городишках, типа Касли Челябинской области, численность населения которого 18,6 тысячи человек.
В этих муниципальных образованиях крайне затруднительно получение услуг социальной поддержки, особенно медицинской помощи. Здесь ветеран, имеющий показания к оформлению инвалидности, испытывает трудности при ее получении из-за удаленности территориальных органов медико-социальной экспертизы. Получение льготных лекарств, простой медицинской помощи, поездки в санаторий, реабилитационные центры и многое другое крайне затруднено. Социально-бытовые и санитарно-гигиенические услуги, такие как доставка на дом продуктов и лекарств, стрижка волос, стирка и химчистка одежды, обеспечение благотворительной помощью, ремонт жилья и ветхих строений, ветеранам сел и малых городских поселений оказываются в очень малом объеме. И все это происходит на фоне, когда в целом материальное положение ветеранов, инвалидов и членов их семей в нынешнее кризисное время ухудшилось, так как увеличилась стоимость коммунальных услуг, многих лекарств, продуктов питания, проезда на транспорте.
На вопрос, что делать, чтобы снять напряжение в этой ветеранской среде, Валерий Александрович высказывает предложения, лаконичные и продуманные, как боевой приказ.
Положение ветеранов и инвалидов, проживающих в «глубинке», прежде всего в сельских поселениях, требует, как отмечает депутат В.А. Востротин, скорейшего решения проблем на законодательном и экономическом уровнях. Здесь ветераны должны иметь возможность полностью реализовать свои права наравне с живущими в крупных административных центрах.
Определяющим для депутата стало стремление добиться повсеместного соблюдения конституционных и гуманитарных прав ветеранов, поднять и укрепить их социальный статус, что положительно, как он считает, скажется на улучшении морального состояния общества, укреплении национального самосознания, будет способствовать увеличению продолжительности жизни ветеранов и навсегда устранит имеющееся территориальное неравенство в получении этой группой населения социальных услуг и мер социальной поддержки. Для решения таких задач в стране должна появиться структура, способная отстаивать интересы ветеранов, координировать деятельность государства и общественных объединений во всех сферах социальной, общественно-политической, культурно-воспитательной деятельности. Она должна работать во имя конкретного человека, с честью и достоинством в свое время выполнившего воинский и гражданский долг, защищая интересы государства, его территориальную целостность, закон и правопорядок.
В.А Востротин предлагает разработать комплексную целевую программу социально-экономической поддержки ветеранов боевых действий, ветеранов военной службы, военных пенсионеров проживающих в малых городских и сельских поселениях. Ключевыми направлениями программы должны стать: безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, ведения личного подсобного и фермерского хозяйства; создание прогрессивных финансовых схем поддержки индивидуального малоэтажного домостроения для индивидуального предпринимательства.
И еще в его планах – добиться увеличения размеров компенсации за санаторно-курортное лечение военных пенсионеров и членов их семей и обеспечить авансирование оплаты проезда к месту лечения. А то ведь получается как в русской народной сказке «Лиса и журавль»: «журавль стук-стук носом по тарелке – ничего не попадает, а лиса никак достать не может угощения: не лезет голова в кувшин», – так и муниципальные чиновники от соцобеспечения: путевкой «угостили», да поехать сельскому ветерану и его супруге не на что. К сожалению, откликнулась такая «забота» затаенной горькой обидой.
Депутат настаивает на необходимости создания в регионах четкого планирования работы выездных диспансерных групп, обязательности стационарного обследования и лечения ветеранов в военных госпиталях. Работа эта, замечает он, не проводилась годами, и все это привело к резкому падению качества жизни ветеранов, прежде всего на селе, значительному увеличению опасных заболеваний, к снижению продолжительности жизни. Необходимость оживления работы в этом направлении, поясняет Валерий Александрович, обусловлена начатой реформой медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации, в результате которой 2,5 млн. военных пенсионеров будут лишены возможности воспользоваться установленным законом правом на получение медицинской помощи в военно-медицинских учреждениях (ВМУ). В отдельных регионах ближайшие к месту жительства военных пенсионеров ВМУ будут находиться на расстоянии от 300 до 2000 километров. Надо думать, как и кем будут предоставляться услуги бесплатного протезирования, лекарственного обеспечения.
Нас, ветеранов, окрыляет и вселяет надежду только одно – что в лице таких представителей законодательной власти, как Валерий Александрович Востротин, мы находим поддержку и защиту наших, ветеранских, интересов. Остается надеяться, что он вместе с депутатами Государственной Думы – членами Всероссийской организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО» Л.Б.Серебровым, Д.В.Саблиным, И.В.Бариновым, В.С. Груздевым, С.Ю. Осадчим, И.Ю. Фахретдиновым, А.М. Розуваном, другими депутатами – представителями силовых структур составляет единое целое и единую команду от ветеранского движения России, которая думает о будущем. А сам депутат, как бы закрепляя мою уверенность, говорит: «Если не думаешь о будущем, у тебя его не будет. Так что давайте работать сообща и на перспективу».
Начальник информационно-аналитического управления
Аппарата Центрального Совета Всероссийской организации
«БОЕВОЕ БРАТСТВО» А.М. СКРИПКА