К началу осени в северную столицу должна окончательно перебазироваться Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Корреспондент ТАСС во время проведения МЭФ побеседовал с руководителем компании Алексеем Рахмановым. Они обсудили вопросы востребованности круизных судов и кораблей без экипажа, заключения контракта с «Водоходом», выбора оснащения ледоколов.

Глава ОСК рассказал, что переезд сейчас идет по плану, но пока еще он не завершен из-за не законченного по вине подрядчиков строительства. На данный момент в Санкт-Петербург переведено примерно 50% сотрудников. К концу лета должны быть подготовлены оставшиеся рабочие места. Первым будет переведен отдел, обеспечивающий гостайну. В город перейдет столько работников, сколько необходимо для функционирования бизнеса. На перевод компании было затрачено довольно много денег. Это связано с положенным по закону выделением субсидий сотрудникам для поиска жилья и переезда семей. Отказались работать на новом месте около 10-12% работников. 

На вопрос о планах компании и сумме имеющихся заказов Рахманов сообщил, что для оценки портфеля гражданских контрактов используется воронка продаж, которая учитывает потенциальные возможности заключения соглашений. Верхняя часть показывает около 800 миллиардов рублей, средняя – 460-480 миллиардов. За 2021 год должно быть выпущено двадцать кораблей для гражданского использования стоимостью 93 миллиарда рублей. Прибыль составлит около 4% или немного меньше при работе с госкомпаниями. Это связано с особенностями образования цен в государственном оборонном заказе. Множество гражданских заказов, которые имеют больший риск, снижают ожидаемый доход в пределах 1-2%. 

В этом году власти страны помогли ОСК решить проблемы с кредитами. На деле это снижает долю процентов платежей в чистом доходе в сравнении с прошлым годом. В общем, никаких особых изменений не ожидается. 

По поводу проблемы прекращения иностранными государствами отношений с ОСК ее глава заявил, что по военным заказам импакт практически нулевой и имеются проблемы по гражданским судам. Это относится почти к половине заказов. Причина этого заключается в желании заказчиков видеть в продукции много оборудования импортного производства. Хотя в последнее время наметилась положительная тенденция в связи с реальным началом действия постановления правительства №719, подтверждающего производство продукции промышленными предприятиями на территории РФ. 

Ранее имелись разногласия по вопросу ледокольного флота с Росатомом. По этому поводу велись переговоры, в ходе которых были обсуждены понятные экономические предложения. Сотрудникам ОСК удалось доказать, что обеспечивается хорошая утилизация и конкретные скидки по стоимости. И это не является замещением импорта и удорожанием. Качество выпускаемых кораблей зависит от их оборудования, и компания будет понемногу переходить на качественное отечественное оснащение.

Рахманов рассказал о передаче завода «Море». Она будет осуществляться в соответствии с указаниями российских властей. Традиционно на это требуется примерно 6 месяцев. Скорее всего, для начала работы будет оформлено соглашение доверительного управления, хотя оно может не дать включить мобилизацию всех имеющихся возможностей для расширения. 

Рахманов поделился новостями о строительстве судов. На «Лотосе» начато строительство двух дноуглубительных кораблей совместно с голландскими партнерами. Другие суда подобного типа будут закладываться в зависимости от финансирования из бюджета. 

До конца июня должен быть заключен рамочный договор по поводу круизного лайнера с «Водоходом». Компания нормально относится к желанию партнера сделать бронь на построечные места, так как это выгодно всем. ОСК выигрывает, так как получает возможность планирования на долгосрочную перспективу.

Рахманов надеется, что в их продукции заинтересованы многие компании, так как это дает им возможность работать на разных российских морях: Каспийском, Балтийском, Черном, Азовском, на Камчатке. 

Сейчас парк круизных лайнеров насчитывает примерно 150 кораблей. Большинство из них (примерно 80%) скоро пересекут 40-летний рубеж. Это сказывается на их эксплуатации, так как с возрастом ухудшается качество металла, из которых они построены, что чревато негативным исходом. Глава ОСК считает, что оптимальный срок службы кораблей – 35 лет. Вывод ясен – необходимо срочное обновление. Для этого требуется поддержка государства. 

Также важной задачей является расширение географии судоходства. Надо осваивать моря, которые находятся рядом. 

Большие перспективы глава ОСК видит в разработке кораблей, не требующих присутствия экипажа на борту. Все уже давно поняли, что будущее за беспилотниками. Однако скорость введения их в эксплуатацию во многом зависит от готовности шипинговых компаний рисковать. По мнению Рахманова, скорее всего это произойдет примерно через 5 лет. 

В текущем году компания планирует принять участие во всех конкурсах, которые будут проводиться. 

Ремонтные работы на «Адмирале Кузнецове» и «Адмирале Нахимове» продолжаются. Пока особых сдвигов нет. Работы немного отстают от графика из-за срывов поставок части оснащения, но в компании надеются завершить ремонт в установленный срок. 

На вопрос о доработке программы кораблестроения к 2050 году Рахманов ответил, что работа над этим на 90% будет проведена во время разработки очередного проекта. 

Насчет проблемы импортозамещения для усовершенствования военных кораблей собеседник сказал, что пока не решено, чем заменить электронную составляющую. На данный момент налажено производство газотурбинных установок на российском предприятии «ОДК-Сатурн». В ОСК создаются свои центры компетенций при взаимодействии с партнерами. Пока не все дается легко. Рахманов считает, что необходимо провести тщательную подготовку, прежде чем объявлять о достигнутых успехах. Сейчас в штатном режиме ведется работа по созданию инновационного фрегата 22350М. 

Глава компании отметил, что все производства, входящие в ОСК, в скором времени смогут выпускать корабли для гражданского флота. Сейчас выгодно ориентироваться на них и заполнять ими стапельные места, пустующие при отсутствии военных заказов. Для стабильности производства необходимо «выравнивать потоки», равномерно распределяя нагрузки. 

Рахманов рассказал, что одна из любимых тематик – ведение работ под водой. В этой связи компания собирается заняться строительством автоматического комплекса для обеспечения безопасности арктического шельфа.

Работы начнутся тогда, когда поступит заказ. Вначале надо будет тщательно поработать над проектом, а потом начинать строительство. Эта тема натолкнула компанию на мысль о создании на базе ОСК центра, специализирующегося на вопросах робототехники.