Впервые за последние два года в Санкт-Петербурге состоялся международный экономический форум. Он продлился со 2 по 5 июня. Для обсуждения важнейших вопросов, заключения договоров и демонстрации инновационных технологий на нем собрались самые крупные компании России. В рамках форума исполнительный директор АО НПП «Радар ммс» Иван Анцев побеседовал с корреспондентом ТАСС. Он рассказал о привлечении БПЛА для доставки денежных средств, документации и почтовых отправлений. По его словам, вскоре многие российские города будут оснащены «умными» технологиями.

Анцев рассказал, что понятие «цифрового города» включает в себя большое количество интеллектуальных элементов. Это транспорт, медицина, здания и т. д. Компания «Радар ммс» работает над этим уже свыше 15 лет. Первые разработки относились к интеллектуальным ЖК, бизнес-центрам, производственным мощностям, инфраструктуре и т. п. На сегодня 500 проектов внедрены в жизнь. В частности, их детищем является платформа Smart Unity, основанная на IoT – «интернете вещей».

Постепенно подобные системы нашли свое место в инфраструктуре городов. Интеллектуальными стали освещение, автобусные остановки, вокзалы, учебные заведения и даже системы обеспечения безопасности, в которые входят видеокамеры с функцией идентификации граждан. Весь комплекс базируется на одной платформе. Благодаря этому снижаются расходы на ТО и происходит экономия ресурсов на 20-30%. В масштабах страны это далеко не маленькие суммы.

Smart Unity дает возможность разрабатывать продукты различной степени сложности. Это и уже ставшие обычными «умные» дома, и многокомпонентные комплексы интеллектуальных городов. С ее помощью через единые диспетчерские центры передается и компонуется информация, приходящая с различных объектов. Помимо сложных цифровых систем, в компании налажен выпуск различных механизмов (датчиков, сенсоров и т. п.), имеющих в своей основе технологию «Умный город». Их можно внедрить повсеместно, так как при производстве учтены все протоколы и международная стандартизация.

Все это предназначено для улучшения жизни жителей городов, так как они платят за услуги ЖКХ, но качество часто оставляет желать лучшего. С помощью умных систем проекта «Энергосервис» удается за месяц снизить траты на коммуналку до 7%. В свою очередь, поставщики услуг экономят на потреблении ресурсов и обслуживании. За 2-3 года система вполне себя окупает.

Если говорить об установке интеллектуального оборудования в новостройках, то их стоимость увеличивается примерно на 15% по сравнению с традиционными домами, но оно окупает себя за 3-5 лет. Это происходит за счет снижения энергопотребления и обслуживания, а также экономии на вентиляции и кондиционировании. Интеллектуальные системы сами диагностируют себя и при выявлении нарушений сигнализируют. Это позволяет отказаться от большого штата работников, занимающихся обслуживанием систем освещения, кондиционирования и т. д. Достаточно иметь пару сотрудников, которые вполне справятся с несколькими объектами.

Корреспондент поинтересовался интересом зарубежных компаний к продукции компании. Анцев на это ответил, что в иностранных государствах также имеется востребованность в интеллектуальных системах. Так, в Малайзии проходит тестирование интеллектуального освещения трасс. Размещенные в стране особые фонари объединены с системой IoT. Они осуществляют слежение за потреблением энергии и приносят заметную экономию, обеспечивая поток транспортных средств дорожкой света длиной до 3 км и выключаясь при отсутствии движения. Они с успехом заменяют сотни обычных осветительных приборов. Их использование способствует снижению аварийности, так как водителям далеко виден приближающийся транспорт. У умных фонарей также имеется функция фиксации нарушения скоростного режима и резких остановок ТС.

Помимо Малайзии, проекты работают в Казахстане, Турции и Италии. Итальянцы и турки закупили Smart Unity. Их специалисты прошли обучение и в дальнейшем перешли к самостоятельной реализации программ.

Так как ассортимент оборудования для Цифрового города на данный момент еще находится на стадии формирования, оно пока не идет за рубеж. Малайзия – пилотный проект.

В России на уровне городских администраций сейчас идет согласование включения некоторых областей в проект. Российский премьер-министр Мишустин считает необходимым оборудовать интеллектуальными фонарями все автомагистрали страны.

На сегодняшний день основной упор в цифровизации дорожного движения делается на интеллектуальное освещение, паркинги и метеостанции: 

  • На умных парковках для граждан предусмотрены удобная форма оплаты, показ числа имеющихся мест и умное освещение.
  • Умные автоматизированные метеостанции предоставляют в режиме реального времени правдивую информацию обо всех изменениях погодных условиях. Помимо этого они могут рекомендовать коммунальщикам необходимое количество химического реагента для посыпки дорог или число снегоуборочных машин, требующихся для расчистки территории.
  • Расположенные на побережье современные метеостанции осуществляют контроль температуры, давления и влажности, а также наблюдают за течениями, волнением моря и скоростью ветра. Это существенно облегчает работу морякам. Подобные системы в настоящее время размещены в Ханты-Мансийске, Нижнем Новгороде, Самаре и Новокуйбышевске. Ведутся работы и в ряде других регионов. После внедрения метеостанции должны быть объединены в общий инфоцентр.

Большие перспективы для осуществления проектов компании в столице. Но пока для их осуществления недостаточно технологических мощностей. К тому же в Москве имеется своя специфика.

Анцев уверяет, что в плане «Цифрового города» у «Радар ммс» практически нет конкурентов. А вот проектами по интеграции в сфере «Умных городов» занимается большое количество компаний.

Разработанное командой ПО является универсальным. Оно подходит для оборудования интеллектуального загородного дома или квартиры. Система позволяет перевести в автоматический режим свет, отопительную систему, обеспечение безопасности и различные мультимедиа. Однако в последнее время этому направлению уделяется меньше внимания по причине его не слишком большой популярности у населения.

В основном сейчас более востребованы дешевые точечные элементы: розетки, колонки, лампочки и т. д. Ими можно управлять с помощью пульта, но они не объединены в одну систему. Их нельзя назвать умным домом. В это понятие входит целый комплекс систем: кондиционеры, отопление, вентиляция, освещение, различные электронные устройства. Для управления и анализа применяется ИИ. Система сама распознает владельца и приспосабливается под его образ жизни, так как является самообучаемой. Она понимает, когда надо включить свет, какую поставить музыку и т. п. Система может оповещать через мессенджеры о приходе детей из школы. Эти незаметные мелочи позволяют вывести жизнь на новый уровень комфорта.

Корреспондент спросил, можно ли использовать данные технологии в военной сфере. Анцев ответил, что технологии постоянно переходят из одной сферы в другую – это мировой тренд. Так, интеллектуальные системы идентификации сейчас используются в оборонке, а комплексы управления – в создании беспилотников. Применяемые алгоритмы одинаковы для всех инженерных устройств. На данный момент БПЛА уже стали частью «Цифрового города». Этот элемент внедряется повсеместно: в логистике, картографии, поиске природных ресурсов, доставке различных грузов и даже денег. Коллектив компании активно разрабатывает это направление. Для выполнения различных заказов используются дроны и созданные командой устройства. Так, для Газпрома выполняется доставка грузов и ведется разведка месторождений.

Особой востребованностью сейчас стали пользоваться услуги по трансферу в районы с трудной доступностью. В некоторых регионах, чтобы добраться по дороге в нужное место, требуются часы, а БЛА преодолевает расстояние за минуты. Это позволяет значительно экономить топливо, ресурсы и время.

Вместе со Сбербанком была осуществлена пробная переброска документации и денег в Челябинской и Самарской областях. Представители банка передавали сотрудникам компании опечатанные контейнеры. Они размещались на беспилотнике, который летел в заданное место. Там их забирали инкассаторы, а БЛА летел обратно.

Подобные совместные проекты также прорабатываются Почтой России. Сейчас идет изучение предполагаемых маршрутов и оценивается их выгодность.

На вопрос корреспондента о безопасности использования БЛА для перевозки денег Анцев пояснил, что в крупном бизнесе налажена система безопасности, в том числе для обеспечения сохранности грузов. Примером может служить применение химзащиты в контейнерах. Да и сами беспилотники надежно защищены. Их маршруты и заданная высота постоянно изменяются, чтобы у преступников не было возможности ими завладеть. С земли дроны вообще невозможно проследить, так как их высота не менее полукилометра, а беспилотники-вертолеты поднимаются на 4000 метров. «Радар ммс» берется предоставить услугу и сделать это безопасным способом.

Если говорить об экономической выгодности, то ее нетрудно доказать с помощью простых расчетов:

  • Час работы используемых в местах с трудной доступностью вертолетов равен минимум 100 тысяч рублей. Сюда входит оплата труда пилота, стоимость топлива и обслуживание. Причем загруженность не учитывается.
  • Для беспилотника этот показатель составляет 5-30 тысяч рублей. Экономия очевидна.

Согласно действующему законодательству, использовать БЛА над населенными пунктами запрещено. Это ограничивает их внедрение. Данный вопрос сейчас находится на стадии проработки.

Компания имеет все необходимое для организации безопасных перевозок по воздуху. Сейчас вопрос развития этого направления активно разрабатывается совместно с министерством транспорта и Росавиацией.

Анцев не сомневается, что будущее за беспилотниками. Крупнейшие компании, такие как Google, Amazon, DHL активно внедряют это логистическое направление. Китайские БЛА, осуществляющие грузоперевозки, летают на расстояния до 2000 км.

Корреспондент поинтересовался о планах компании – планируется продавать продукцию или оказывать сервисные услуги. На это Анцев ответил, что компаниям из регионов не слишком выгодно приобретать БЛА в собственность, потому что это требует содержание штата профессионалов для их эксплуатации и обслуживания. Им целесообразно заказывать отдельные услуги, которые готовы оказывать специалисты «Радар ммс». В последнее время особенно активно разрабатываются беспилотники-вертолеты. Это направление развития кажется особо перспективным.

О курьерской доставке пока речь не идет, так как над городом летать не разрешается, а в сельской местности надо просчитывать экономическую сторону.

Дальность доставки на сегодняшний день зависит от пожеланий заказчика. Для расстояний свыше 1000 км могут использоваться беспилотные вертолеты и самолеты, но это уже требует специальных условий.

Компания разрабатывает разные БЛА: электрические, конверторы, типа самолетов и вертолетов. Также планируется делать гибридные беспилотники, хотя здесь имеется ряд особенностей технического и научного плана. Пока не удается снизить вес конструкции из-за наличия двигателя и аккумулятора.

В конце этого года планируется выпустить полностью электрический аппарат вертолетного типа и конвертоплан.

Также большие перспективы имеет разработка БЛА весом 600 кг для базирования на воде. Особенно это важно для добывающих компаний. С помощью беспилотников они смогут доставлять грузы на морскую платформу. Уже идет отработка посадки дронов на поверхность воды. Через 1-1.5 года планируется начать доставлять грузы в море.

В компании разрабатываются аппараты, которые могут эксплуатироваться в различных температурных режимах – от –70 до +45°С. Поэтому в скором времени их использование будет возможно даже в Арктике.

В созданных тяжелых беспилотниках уже внедрен ИИ   для систем управления. Благодаря ему они способны двигаться в воздухе автоматически и самостоятельно облетать появляющиеся препятствия. Если меняются погодные условия или меняются планы,  система AI связывается с оператором и коррегирует маршрут.

Также в аппаратах имеются оптические и РЛ-средства интеллектуального видения, которые созданы для увеличения точности посадки и передвижения.

Внедрение искусственного интеллекта планируется использовать и в будущем. В заключение Анцин отметил, что все продукты компании позволяют заказчикам экономить ресурсы и средства.