ФАС планирует провести анализ правоотношений, которые возникают при участии действующих в России поисковых сервисов. Представители ФАС РФ заявили, что ведомство сейчас рассматривает дело Яндекса. В связи с ним она планирует проанализировать все доступные поисковые сервисы – как относящиеся к России, так и зарубежные.

Сотрудники антимонопольной службы считают, что все участники рынка должны иметь равный доступ к услугам сервисов поиска, а поисковики обязаны его предоставлять без всякой дискриминации. Это послужит внедрению новых технологий и развитию здорового соперничества, а также даст возможность появлению на рынке новых субъектов, в том числе из категории среднего и малого бизнеса. 

Дело Яндекса

В августе ФАС получило заявление от интернет-сервисов Профи.ру, ivi, ЦИАН, Туту.ру, Avito, Zoon, Drom.ru, 2ГИС с жалобой на действия Яндекса. В нем указывалось, что он пользуется своим лидерством в ущерб конкурентам. Сервисы указывали, что Яндексом используются определенные виджеты, так называемые колдунщики, появляющиеся на верхних строчках страницы результатов. На них посетители находят необходимые им сведения (объявления, билеты, фильмы и т. п.) без перехода на конкретные страницы. 

Онлайн-сервисы считают, что туда невозможно попасть никому, кроме относящихся к Яндексу сервисов. В результате отвлекается внимание пользователя от других приложений, а компании теряют трафик. 

Представители Яндекса на это отвечали, что данные виджеты – мировые стандарты отрасли, и не имеют прикрепления к первым строкам поиска. У них нет никаких преимуществ. 

Российская ФАС в феврале этого года дала Яндексу 30 дней на прекращение продвижения ее сервисов (Вертикали, Кинопоиска, Маркета, Медиасервиса) и снижения позиций остальных участников рынка в выдаче.

Помимо этого, Яндекс должен был дать другим компаниям недискриминированный доступ к механизмам продвижения в поиске и опубликовать условия его предоставления. 

Эти требования не были исполнены, и 13 апреля против Яндекса было возбуждено дело. В случае выявления нарушений антимонопольного законодательства компании могут назначить наказание в виде штрафа от оборота (выручки). 

Конкурентная борьба в эпоху цифровизации экономики

Артур Рохлин, партнер юридической компании «Инфралекс», участник Ассоциации антимонопольных экспертов, отметил, что к возбуждению дела против Яндекса привел интерес ФАС к образованию и эволюционированию интернет-технологий. Свидетельство особого внимания к этой сфере – создание «пятого антимонопольного пакета», регулирующего развитие конкуренции в эпоху всеобщей цифровизации, и в том числе экономики. Эксперт отметил, что оценить конкуренцию было сложно всегда, а особенно на новых современных рынках, где стандартная методика работает неполноценно. Рохлин уверен, что возбуждение дела против Яндекса имеет важное значение и способно дать толчок к расширению практики устранения нарушений антимонопольного законодательства в инновационных сферах.