Члены комиссии Мосгордумы по безопасности, спорту и молодежной политике рекомендовали столичному парламенту отклонить законопроект «О мерах по достижению нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях в городе Москве».

Председатель комиссии МГД по безопасности, спорту и молодежной политике Кирилл Щитов, фракция партии «Единая Россия»:

«Внесенным законопроектом предлагается урегулировать отношения, которые возникают в связи с наделением органов государственной власти полномочиями в сфере организации дорожного движения. Вместе с тем, законопроект не учитывает комплекс уже существующего законодательства, как федерального, так и городского, которое направлено на обеспечение безопасности дорожного движения. В выступлениях мы слышали про дублирование норм федерального законодательства, иных правовых актов, что противоречит Закону города Москвы № 25.

Кроме того, выступающие отметили неопределенность источников и порядка исполнения новых видов расходов, отсутствие конкретных мер, которые обеспечивают нулевую смертность от ДТП, что не позволит достигнуть те благие цели, ради которых разработан данный законопроект.

С учетом позиции профильных органов власти, с учетом заключения Государственно-правового управления Аппарата Мосгордумы комиссия рекомендует Думе отклонить законопроект «О мерах по достижению нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях в городе Москве». 

Депутат Московской городской Думы Дарья Беседина, фракция партии «Яблоко»:

«Законопроект направлен на реализацию в городе программы «Ноль смертей», или «Vision Zero». В России существует стратегия безопасности дорожного движения, которая принята Правительством РФ. Я предлагаю законопроект, который поможет нам реализовать эту стратегию и резко снизить, а в идеале довести до нуля количество смертей и тяжелых травм в результате ДТП на улицах города.

Философия «Vision Zero» состоит из трех принципов: смерть и увечья человека на дорогах недопустимы, люди могут ошибаться, среда должна быть такой, чтобы ошибка не приводила к смерти или увечьям. Системный подход к снижению смертности до нуля изобретен в середине 90-х годов в Швеции. В 1997 году шведский парламент принял концепцию «Vision Zero», и за 10 лет в этой стране смертность в транспортных авариях снизилась вдвое.

К сожалению, мы в Москве пока далеки от этого. В 2017 году на дорогах в городе погибло 492 человека, в 2018 году – 458, в 2019 году – 443 и за 10 месяцев 2020 года – 297. Социальный риск в Москве составляет 3,5 погибших в ДТП на 100 тыс. населения.

Ключевой момент в снижении смертности на дорогах – создание стратегии, основанной на принципах «Vision Zero». Для этого города формируют специальные комиссии «task force», которые определяют долгосрочную стратегию и краткосрочные мероприятия. В состав таких комиссий должны входить не только чиновники, а все, кто имеет отношение к решению проблемы: транспортные проектировщики, представители органов правопорядка, врачи-травматологи, представители образовательных организаций, профильных НКО и СМИ, освещающих ДТП и формирующих информационную повестку. Это нужно для того, чтобы выработать наиболее действенную долгосрочную стратегию и контролировать ее исполнение. Работа комиссии полностью подотчетна обществу.

Мой законопроект предполагает создание именно такой «task force». Сейчас у нас уже существует комиссия по безопасности дорожного движения. Законопроект изменит ее функционирование. Повысится статус комиссии. Сейчас она формируется Правительством Москвы. Предлагаю формировать ее по-новому: треть состава также будет предложена Правительством Москвы, треть – Мосгордумой и треть – Общественной палатой столицы. Это позволит учесть все мнения.

Комиссия принимает государственную программу города Москвы по сокращению количества дорожно-транспортных происшествий и снижению ущерба от них. Госпрограмма позволит реализовать федеральную стратегию на практике.

Государственный доклад о состоянии безопасности дорожного движения в столице готовит Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Комиссия либо принимает его, либо возвращает его на доработку. Доклад нужен, чтобы в обществе была дискуссия, а работа комиссии была прозрачной.

Принятие законопроекта позволит урегулировать порядок принятия комплексных схем организации дорожного движения и других документов в этой сфере. Повысится правовая определенность».

Начальник 1-го отдела Управления ГИБДД ГУ МВД России по городу Москве Вадим Погодин:

«Само наименование законопроекта не совсем соответствует целям и задачам, которые в нем определены. В названии звучит, что мы должны стремиться к нулевой смертности, но сам законопроект практически сведен к регулированию действующих нормативных актов. Целесообразнее в них внести изменения.

В Москве существуют программы по снижению аварийности, реализуемые совместно с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и ГИБДД. В целом у нас идет стабильное снижение аварийности и количества смертей. По итогам 11 месяцев этого года социальный риск в Москве составляет 2,6. Это наименьшее значение в Российской Федерации. Москва остается одним из самых безопасных городов.

Не совсем верно говорить, что принятие документа, не содержащего конкретные меры, как-то кардинально повлияет на ситуацию. Если точечно воздействовать на проблему, то надо идти по пути внесения изменений в действующие нормативные акты и работать на той платформе, которая сейчас дает плоды и довольно позитивно влияет на аварийность в городе».

Начальник правового управления Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Олег Зайцев:

«Цели и задачи в сфере безопасности дорожного движения обозначены в Указе Президента РФ № 204: к 2024 году необходимо обеспечить снижение смертности в результате ДТП в 3,5 раза по сравнению 2017 годом, до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тысяч населения. Москва последовательно проводит политику в сфере безопасности дорожного движения, принимает меры, направленные на снижение количества ДТП и смертности от них.

С нашей точки зрения, представленный законопроект бессодержательный и фактически представляет компиляцию норм и отдельных положений федеральных законов и правовых актов Москвы. Так, в городе давно и успешно функционирует комиссия по безопасности, в состав которой входят в том числе представители ГИБДД. На городском уровне принимаются меры, направленные на повышение безопасности дорожного движения. Создание дублирующей комиссии внесет сумятицу. Это будет неэффективное расходование бюджетных средств. Очень широкий состав может привести к принятию неэффективных решений. 

В свою очередь, мы просим поддержать городские инициативы, которые представляются нам важными и нужными для принятия на федеральном уровне. Они могут привести к реальным результатам в сфере безопасности дорожного движения. Так, предлагаем внести в Кодекс РФ об административных правонарушениях ответственность за превышение скорости на величину от 10 до 20 км в час. Сейчас ее нет. По дворам можно безнаказанно ездить со скоростью 40 км в час».

Начальник отдела по работе в очагах аварийности ГКУ ЦОДД Правительства Москвы Яна Мерцалова:

«Ценности, которые заявлены в законопроекте, полностью поддерживаем. Человеческая жизнь – ключевой показатель эффективности нашей работы.  Для этого отделом реализуется целый ряд программ.

В частности, разрабатывается стратегия скоростного каркаса Москвы, которая приведет в соответствие типологию дорог и скоростные режимы на них. Это амбициозный проект, который позволит снизить смертность на дорогах. Кроме того, работает межведомственная группа, на которой регулярно рассматриваем тяжкие ДТП. По итогам принимаем решения о проведении инфраструктурных мероприятий.

На данный момент подготовлена Программа развития транспортного комплекса Москвы. Скорее всего, в следующем году она будет представлена Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.  В документе как раз заложены ценности и подходы «Vision Zero».

Одной инфраструктурой проблемы смертности не решить. Мы активно взаимодействуем с органами федеральной власти по вопросу снижения нештрафуемого порога и повышения штрафов за нарушение ПДД. Просим нас поддержать и подключиться к этой работе. Цели у нас общие».

Старший помощник Прокурора города Москвы по взаимодействию с представительными (законодательными), исполнительными органами, органами местного самоуправления Ирина Залужная:

«Представленный законопроект Прокуратурой города Москвы в установленном порядке изучен. Норм, содержащих коррупциогенные факторы, не выявлено. Однако ряд положений нуждается в приведении в соответствие с федеральным законодательством.

Предмет законопроекта не соответствует его содержанию. По всему тексту осуществлены достаточно масштабные дублирования федеральных законов. При этом дублирование целесообразно только в целях логичности и содержательности самого текста. Полномочия Правительства Москвы переписаны из трех федеральных законов, при этом встречается внутренняя несогласованность.

Что касается участия общественных объединений в осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, стоит отметить, что указанные общественные отношения уже урегулированы федеральным законодательством. Статья законопроекта не просто дублирует, а существенно расширяет права общественных объединений. При этом права, обязанности и статус общественных объединений – это исключительное ведение Российской Федерации. Ряд положений законопроекта не содержит механизмов их реализации».

Член комиссии МГД по безопасности, спорту и молодежной политике Наталия Метлина, постоянное депутатское объединение «Моя Москва»:

«Разделяю боль автора законопроекта, который заставляет еще раз задуматься о безопасности дорожного движения. Но голосовать буду против.

Как пояснил докладчик, в основе программы «нулевой смертности» лежат два этических принципа: нетерпимость к гибели или тяжелому травмированию людей и недопустимость отношения к подобным авариям как к неизбежному злу автомобилизации.

Давайте возьмем самую громкую аварию, произошедшую за последнее время. Это, конечно, история с артистом Ефремовым. Разве можно сказать, что она мало освещалась в СМИ? Разве приговор 8 лет лишения свободы не заставляет задуматься и остановить многих, кто, выпив, решает сесть за руль?

В своем докладе вы говорите, что сегодня депутаты не имеют возможности влиять на ситуацию. А мы прекрасно знаем, где у нас «горячие» точки. Для того, чтобы снизить аварийность в них, могут подключиться депутаты Мосгордумы. Так, я изменила движение на Введенского, 23 по просьбам жителей и скорректировала режим светофора на Теплом Стане. Мы можем принимать участие в принятии таких решений. Для этого совершенно не обязательно создавать специальные комиссии.

Самый важный вопрос. Существует огромное количество штрафов для автомобилистов, но я никогда не слышала, что нужно увеличивать штрафы для пешеходов. А повышение ответственности пешеходов, на мой взгляд, является ключевым фактором, который снизит аварийность».

 

Ссылка на источник