Доработанный проект по созданию в России единой информационной системы проверки сведений об абонентах операторов связи (ЕИС ПСА) Госдума может рассмотреть во втором чтении уже в феврале. Основная цель — сделать телефонный номер гражданина его полноценным идентификатором для получения финансовых услуг. Предстоящая работа не радует ни банкиров, ни операторов сотовой связи, но регуляторы не намерены отступать: система призвана снизить уровень мошенничества и сделать платежи прозрачнее.

На 31 января в Госдуме намечено совещание, на котором будут представлены поправки в закон «О связи» и ряд других законодательных актов с целью создания единой информационной системы проверки сведений об абонентах (ЕИС ПСА). Законопроект был принят весной прошлого года в первом чтении, сейчас он доработан с учетом замечаний участников рынка, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи), Банка России, Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга), Федеральной Службы Безопасности (ФСБ), а также правительства ко второму чтению. Основной целью является создание единой информационной системы проверки сведений об абонентах операторов связи — юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Эта система должна сделать номер телефона полноценным идентификатором получателя в первую очередь финансовых услуг.

«Ключевой проблемой при использовании в качестве идентификатора номера телефона является то, что до 70% телефонных номеров пользуются не те, на кого они зарегистрированы»,— поясняет глава Национального совета по финансовому рынку Андрей Емелин.
Поэтому предполагается ввести понятие пользователя абонентского номера не только для юридических лиц, но и для граждан. Любой абонент будет вправе проинформировать оператора связи, что у него существует пользователь номера, приобретенного абонентом, и этот номер будет закреплен уже за ним. «Тогда для идентификации и получения удаленных финансовых услуг будет достаточно сверки с оператором связи через единую информационную систему проверки сведений об абонентах (ЕИС ПСА) Фамилию Имя Отчество, номера паспорта и номера телефона»,— поясняет глава Национального совета по финансовому рынку Андрей Емелин.

В течение двух лет предполагается подключить к системе все банки и всех операторов связи. Операторы связи по запросу будут проводить проверку номера. Максимальные тарифы за услугу будет устанавливать правительство. Оператор системы будет определяться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с Центральным Банком (ЦБ).
Пользователями единой информационной системы проверки сведений об абонентах (ЕИС ПСА) станут Центральный Банк (ЦБ), Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи), Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), кредитные организации, операторы платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры, а также операторы услуг информационного обмена, некредитные финансовые организации, операторы связи, коллекторы. Операторов связи законопроект обязывает подключиться к единой информационной системе проверки сведений об абонентах (ЕИС ПСА), проводить проверки данных в своих базах и вносить в них изменения, связанные с использованием номеров.

«Здесь «обязаловки» не должно быть, это должно быть право, которым может воспользоваться любой институт»

В «Теле2» указали, что концептуально не поддерживают законопроект, который предусматривает неоправданно избыточное регулирование и введение обязательного посредника между операторами и банками. В МТС обратили внимание, что «операторов хотят обязать проверять всю абонентскую базу не реже раза в год». «Это значит, что в отсутствие полностью оцифрованной базы паспортов граждан Российской Федерации в единой информационной системе (ЕИС) не исключены случаи, когда операторы будут вынуждены отключать абонентов от услуг связи, несмотря на корректность предоставленных персональных данных»,— отметили «Теле2» и МТС. «Текущая версия законопроекта несет риск государственного регулирования тарифа на подобный вид взаимодействия и риски информационной безопасности, что может нарушить права абонентов»,— отметили в «МегаФоне».

Банкиры также выступают за сохранение действующего порядка. «Система не должна нести дополнительные риски и перестраивать технологические процессы банков, а также не должна подменять сложившийся рынок легального обмена информацией между банками и операторами»,— указали в Сбербанке. Предусмотренный законопроектом механизм проверки абонентского номера клиента станет работоспособным лишь при условии актуализации операторами связи своих информационных баз, отмечают в Банке «Финансовая корпорация Открытие». «Сим-карты, оформленные на физических лиц, активно используются малым и средним бизнесом,— добавляют в Московском Кредитном Банке (МКБ).— Сейчас банки не проверяют — договор сотовой связи заключен на самого клиента или третье лицо, и проводить такую проверку проблематично».

«Впрочем, знакомых с ситуацией, Центральный Банк (ЦБ) и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи) поддерживают проект. Прямое взаимодействие с крупнейшими операторами по силам только 20% банков из топ-100, более мелкие кредитные организации этого позволить себе не могут, как и региональные операторы связи, а законодательное регулирование должно обеспечивать равные права граждан и равные возможности бизнеса независимо от размера банка или оператора»,- считает глава Национального совета по финансовому рынку Андрей Емелин. По словам заместителя начальника департамента информационной безопасности Центрального Банка (ЦБ) Артема Сычева: «Хотя сейчас незначительное количество мошеннических операций с подменой сим-карт, их число может возрасти по мере расширения использования номера мобильного телефона как идентификатора клиента или операции».
Эксперты обращают внимание на техническую непроработанность проекта.

По словам эксперта по информационной безопасности Cisco (Американская транснациональная компания, разрабатывающая и продающая сетевое оборудование, предназначенное в основном для крупных организаций и телекоммуникационных предприятий) Алексея Лукацкого: «Взаимодействие операторов с банками не напрямую, а черед посредника в лице единой информационной системы проверки сведений об абонентах (ЕИС ПСА), может замедлить процесс проведения операций. Впрочем, если технические сложности удастся преодолеть, то внедрение единой информационной системы проверки сведений об абонентах (ЕИС ПСА) поможет в борьбе с теневыми операциями — сделает более достоверной информацию обо всех отправителях и получателях платежей».