Депутат Андрей Луговой, представляющий в Госдуме РФ партию ЛДПР, предложил усилить меры наказаний для лиц, виновных в государственной измене. По его словам, которые он озвучил журналистам «Парламентской газеты», максимальное наказание за государственную измену должно предусматривать пожизненное заключение.

По словам депутата, за предательство, которое в нынешних условиях может привести к гибели россиян, пожизненное заключение выглядит вполне оправданно и обоснованно. Впрочем, члены Совета Федерации РФ настаивают на том, что в первую очередь в вопросах, касающихся государственной измены, необходимо стремиться к неотвратимости наказания, а не к его ужесточению.

Сигнал для предателей

В Уголовном кодексе РФ имеется статья 275, которая предусматривает наказание за государственную измену. По данной статье могут привлечь гражданина РФ, который виновен в одном из следующих преступлений;

- выдача иностранным представителям сведений, которые составляют государственную тайну;

- шпионаж;

- переход на сторону противника во время боевых действий;

- оказание любой помощи иностранным представителям, которые осуществляют деятельность, угрожающую национальной безопасности.

До недавнего времени переход на сторону противника не относился к государственной измене. Специальная военная операция вынудила законодателей внести соответствующие изменения, которые появились в УК РФ в середине этого лета. Кроме того, ряд изменений коснулись норм уголовного права, которые регулировали вопросы, связанные со шпионажем и конфиденциальным сотрудничеством с иностранными спецслужбами.

В настоящий момент максимальное наказание, предусмотренное за государственную измену, составляет 20 лет лишения свободы, которое сопровождается крупным штрафом. Депутат Луговой обратил внимание на то, что в советские времена такая деятельность подпадала под «расстрельную» статью. После того в как в 1997-ом году в России ввели мораторий, смертная казнь по всем статьям, ее предусматривающим, была заменена на пожизненное заключение. По какой-то неизвестной для депутата причине, такие изменения не коснулись статей, связанных с государственной изменой.

По словам депутата, в условиях проведения специальной военной операции, государственная измена может поставить под угрозу жизни не только военнослужащих, но и простых россиян. В таких условиях наказание на госизмену должно быть максимальным.

Депутат отметил, что многие идут на госизмену из желания обогатиться, или по собственной глупости. Ужесточение наказание должно стать хорошим сигналом для них. Количество желающих предать родину за деньги резко сократиться.

Луговой заявил, что законопроект уже практически завершен. Поскольку он затрагивает уголовное законодательства, перед принятием поправок их должны одобрить представители правоохранительных органов, а также Верховный суд РФ. По мнению депутата, уже до конца текущей осенней сессии Госдумы РФ, ему удастся внести проект закона на голосование.

Основное – неотвратимость

По мнению экспертов, в России применяются довольно жесткие меры наказания за преступления, связанные с государственной изменой. Однако, в большинстве случаев, такие «тяжелые» статьи УК РФ применяются крайне неохотно. За прошлый год в России по таким статьям были осуждены 17 россиян, каждый из которых получил реальный, а не условный срок.

В числе последних громких дел эксперты отметили судебное разбирательство в отношении Ивана Сафронова, который ранее являлся советником руководителя отечественной корпорации «Роскосмос». Следователям удалось установить, что Сафронов несколько лет активно сотрудничал с представителями одной из чешских спецслужб, которым передавал сведения, составляющие государственную тайну. Суд признал его виновным и назначил наказание в виде 22 лет лишения свободы. Отбывать наказание он будет в колонии строгого режима.

По словам Андрея Климова, который является главой одной из комиссий в Совете Федерации РФ, в первую очередь обращать внимание следует на практику применения подобных статей, а не на предусмотренное ими наказание.

Климов отметил, что не выступает в числе противников ужесточения наказания до пожизненного заключения за преступления, связанные с государственной изменой. Но сейчас такие статьи применяются крайне редко. Следователи сознательно меняют формулировки и переписывают обвинительные заключения, чтобы из них исчезли все признаки, по которым данное преступление можно квалифицировать в качестве государственной измены.

Климов заявил, что призывы к введению санкций против России, вполне можно расценивать в качестве государственной измены, поскольку граждане прямо призывают к действиям, наносящим огромный ущерб государственным интересам. К сожалению, по словам депутата, в таких случаях определение «государственная измена» не применяется.

Климов подчеркнул, что основной упор необходимо делать на неотвратимости наказания за государственную измену, а не на его жесткости. В первую очередь необходимо избежать случаев, когда лица, уличенные в госизмене, избегали наказания.