Карен Шахназаров, продюсер, сценарист, кинорежиссер, с 1998 г. гендиректор «Мосфильма», трехкратный лауреат Госпремии России, общественный деятель, часто принимает участие в дискуссиях политического характера, участвуя рейтинговых популярных передачах. Его оценки, рассуждения, мысли и позиция относительно определенных событий, в частности, что касается карабахского вопроса, не всегда вызываю понимание и поддержку у многих представителей армянского сообщества. Но отрицать то, что режиссер компетентен во многих сферах и его отношение к ряду ситуаций вызывает интерес и понимание большой аудитории. Недавно он дал эксклюзивное интервью армянскому изданию «АЗГ», в котором ответил на самые актуальные в наше время вопросы.

В ходе беседы корреспондент отметил события, произошедшие 09.11.2020 г., когда азербайджанской стороной трижды были нарушены соглашения, касающиеся прекращения боевых действий. Азербайджан обстреливал Нагорный Карабах и ряд армянских районов в ночное и дневное время, что привело к разрушениям и жертвам среди обычного населения. Почему эти договоренности не были выполнены?

Шахназаров пояснил свою точку зрения. Он говорит, что действительно существует территориальная проблема Азербайджана, которая была признана в частности Арменией. Естественно, оставить ее не разрешенной Азербайджан не мог, и попытка возвратить свои территории – это закономерность, которая когда-нибудь бы да была осуществлена. Было бы неправильно полагать, что эта неопределенность могла бы продолжаться вечно. Скорее всего, руководство страны решило, что в настоящий момент решение проблемы с применением оружия является наиболее удобным. Прежде всего с арены самоустранилась Америка, которая озабочена внутренними вопросами, а именно выборами президента страны. Второй момент – ситуация с Европой. Здесь тоже свои проблемы, связанные с пандемией коронавируса. К тому же, азербайджанское правительство не могло не заметить некоторую прохладу в отношениях России с Арменией, как и факт, что руководство последней начало посматривать в сторону Запада. В связи с этим Азербайджан с поддерживающей его Турцией и выбрали это время, чтобы нанести удар, и, как стало понятно, достаточно удачный. Карен Шахназаров считает, что Армения упустила свой шанс решить территориальный вопрос мирным путем, отыскать, хоть и не простой, но компромисс. В любом случае Армения должна была подготовиться к тому, что ее оппонент будет пытаться найти выход из положения при помощи оружия. Но на практике ни руководство страны, ни люди к такому повороту событий готовы не были.

У режиссера спросили, следил ли он за военными событиями и, что думает по этому поводу. Возможно, он увидел ошибки, допущенные Арменией, которые и привели к ее капитуляции, на что тот дал свой ответ.

С его слов следует, что он действительно наблюдал за ситуацией. Режиссер отметил, что ожидал лучшей военной подготовки, как Армении в целом, так и Нагорного Карабаха в частности. Он говорит, что не является военным экспертом, но и ему понятно, что достаточной подготовки к войне там не наблюдалось. Он считал, что Нагорный Карабах укреплен настолько, что сможет противостоять любой атаке. К тому же, местность к этому располагает. Это же не пустыня в Сирии. В реальности же есть стойкое ощущение, что для Армении вместе с Карабахом такой исход событий стал неожиданностью. Например, успешные атаки дронов. Такое впечатление, что этот момент вообще не учитывался армянским военным командованием. Разведка не сработала на все сто процентов. Жители Карабаха, конечно же, защищались, только, видно, у противника подготовка была намного лучше.

Отряды добровольцев и армия Арцаха противостояли не только войскам Азербайджана, но и Турции, воевали с наемниками из Сирии. И в этих условиях мировые правозащитные сообщества практически ничего не предприняли для того, чтобы предпринять действия, направленные на решение данного вопроса. Режиссер прокомментировал и этот факт.

Он рассказал, что высказывал уже свое мнение по поводу того, что Армения давно и безосновательно питает иллюзию относительно помощи Запада и его защиты, если такая понадобится. И это стало одной из причин проигрыша в данной войне – неоправданной надежды и ожидания помощи. Почему-то была уверенность, что могучая французская и американская диаспора армян не допустит такого положения дел. Действительно, помощь от диаспоры всегда есть, но ее возможности не безграничны, так как серьезного влияния ни на прессу, ни, тем более, на политических деятелей она не имеет. Западный мир к Армении относится вполне нормально, но более значимым союзником с геополитической точки зрения для него остается Турция, которая сдерживает Иран. И даже то, что между Турцией и Западом в наши дни наблюдаются некоторые разногласия, это положение дел не меняет. Поэтому в ситуации с Карабахом именно иллюзии и сыграли с армянским правительством злую шутку. Да и помощи от диаспоры сейчас тоже не наблюдается, хотя она и могла бы оказать материальную поддержку народу.

Шахназарову задали вопрос и по поводу того, ожидал ли он настолько трагических и жестоких последствий для народа Армении. Ведь, согласно Трехстороннему соглашению, ряд территорий, которые были во владении армян, вернулись в состав Азербайджана. В Арцахе сейчас массово депортируют людей, которые покидают свои населенные пункты, сжигают дома, находясь в не самом лучшем состоянии и не имея никакой определенности.

Он ответил, что, действительно, это все достаточно печально. Только проигравший во всех случаях принимает те условия, которые выдвигает победившая сторона. Пока сложно прогнозировать жизнь тех людей, которые захотят остаться. Но, он считает, что в том случае, если бы правительство Армении изначально пошло на уступки, пусть и серьезные, такой трагедии, как сейчас, можно было бы и избежать. Искать решение вопроса необходимо было еще до того, как азербайджанская сторона пошла в наступление. После поражения в военном конфликте добиться соглашения, приемлемого для армянской стороны, практически невозможно. По всем законам жанра условия диктует именно победитель. Здесь важно понимать один момент. Если бы не было вмешательства со стороны России, последствия данного конфликта для Карабаха оказались бы намного тяжелее и печальнее. При самом благоприятном прогнозе населению пришлось бы полностью выселиться, так как вся территория перешла бы к Азербайджану. Также, общественный деятель отметил, что он не относится к сторонникам Пашиняна, что связано и с необдуманностью его решений и практически отсутствием готовности к военному противостоянию страны. Тем ни менее, Шахназаров считает, что в ситуации с подписанием Трехстороннего соглашения он поступил правильно. В противном случае для страны это могла бы быть настоящая катастрофа.

Последний вопрос корреспондента затронул и историю семьи, рода известного режиссера и общественного деятеля. Когда-то он сказал, что испытывает гордость от того, что имеет армянские корни, носит свое имя, а особенно фамилию. Последняя имеет арцахское происхождение и звучит в оригинале Мелик-Шахназаров. Хранятся у него и документы, датированные началом девятнадцатого столетия. В них прадед режиссера, который был на тот момент начштаба армии России, после присоединения Карабаха к Российской Империи, обратился к императору с просьбой вернуть его семье принадлежащие ей ранее земли и признать право на Мелик-Шахназаровых на владение ими. Просьба была удовлетворена Николаем I. Он же определил границы владений в Шуши. Эти документы передают старшие сыновья семьи из поколения в поколение. В связи с этим у режиссера спросили, что он чувствовал после того, как в 1992 г. Шуши освободили и в наши дни, после того, как Шуши потеряли.

Карен Шахназаров подтвердил информацию и отметил, что по линии отца его корни действительно уходят в Карабах. Он поведал, что до двадцатого столетия Шуши, город-крепость, был важным экономическим центром и культурным объектом не только для Арцаха, но и для Закавказья в целом. Он пояснил, что его отец был рожден в семье адвоката и юриста в Баку, где и прошли его детство и юность, воевал во времена ВОВ и был неоднократно награжден за заслуги. Уже в послевоенный период он отучился в Бакинском университете и переехал в Москву, где после аспирантуры познакомился и женился на русской девушке, маме Карена. Уже после создания семьи он занимал разные ответственные посты. В конце своей карьеры он работал в Кремле – был советником М. Горбачева. Отца не стало в 2001 г. Шахназаров пояснил, что за последними событиями он следит очень внимательно и, естественно, переживает. Несмотря на это, он является российским гражданином, русским и советским кинорежиссером. И родиной своей он считает Россию, так как вся его жизнь прошла именно в этой стране. Он добавил, что все его предки служили СССР и России и он поступает аналогичным образом, насколько это возможно. Режиссер говорит, что народ Армении сейчас оказался в крайне сложной, ситуации, но, чтобы страна могла развиваться, следует искать другие пути. Как бы там ни было, но развитие Армении возможно исключительно в случае компромисса и взаимных уступок с Азербайджаном. Он отметил, что не является сторонником регулярных войн и столкновений в Нагорном Карабахе. По его мнению, Армения достаточно небольшая страна, соседская среда которой не самая благоприятная. И, чтобы жить и развиваться необходимы договоренности с соседями. Армяне обязаны понять, альтернативы миру не существует и важно предупредить возникновение новых войн. Кроме этого, Армения обязана понять и еще один момент – единственным настоящим сотрудникам ее остается Россия. Конечно, у великого государства в данном регионе есть и собственные интересы. Да и рассчитывать на то, что Армения для России станет единственным союзником, тоже не стоит. Но именно Россия протянула в этой ситуации руку помощи (в очередной раз), тогда как США и Франция, на которых полагались многие, не стали ничего предпринимать ни в разгар военного конфликта, не после его завершения. Там считают, что этим они окажут помощь непосредственно России. В любом случае делать какие-то выводы и заключения придется Армении.