По информации газеты «Коммерсантъ», во время следствия по делу расхищения активов в банке «Воронеж» возникли некоторые сложности, за разъяснениями которых работники СК обратились в Центральный банк РФ. Вопрос встал о Сергее Швецове, первом заместителе председателя Центробанка, курирующем деятельность Московской биржи. Как стало известно следствию, по причине манипуляций, вызывающих подозрение, ЦБ в один момент был лишен облигаций федерального займа, именуемых «голубыми фишками», на полтора миллиарда рублей. Они были реализованы по заниженной стоимости некоей фирмой якобы по просьбе финучреждения «Воронеж». Вскоре после проведения операции она объявила процедуру банкротства. 

В ходе оперативных мероприятий сотрудниками правоохранительных органов было установлено, что высоколиквидные облигации ушли из актива банка моментально. Ценные бумаги находились на депозите расположенного в Москве акционерного общества «Финанс-Инвест». Как стало известно, компания участвовала на Московской бирже. В 2018 году Хавин, глава правления НКЦ, входивший также в биржевое правление, на сутки удалил «Финанс-Инвест» из реестра компаний, участвующих в торгах. Вследствие этого операции общества стали неподконтрольны проверяющим органам. В этот период Московской биржей облигации по заниженной стоимости были проданы третьей стороне.

Сотрудники правоохранительных органов считают, что в ходе операции банк понес убыток в размере свыше полутора миллиардов рублей. 

Операции такого плана должны были нанести реальный урон как бирже, так и акционерам. Они просто не могли остаться незамеченными, так как НКЦ осуществляет посредничество при всех сделках и является гарантом проведения платежей на Московской бирже. 

Было выяснено, что регулирующий орган провел проверку данной площадки и установил нарушение. Сообщение об этом было передано Сергею Швецову, курирующему деятельность Московской биржи. В ответ не последовало никакой официальной реакции. Заявление в полицию передано не было. 

По информации «Коммерсантъ», на данный момент следственными органами определены фигуранты, причастные к этому эпизоду. Всех их ждет допрос. Также вопросы имеются и к Швецову. В ЦБ комментарии давать отказались. Представители Мосбиржи не отрицают отключение «Финанс-Инвеста» от участия в торгах. Они уточнили, что это было сделано из-за полученной информации об участии «Финанс-Инвест» в подозрительных сделках. Чтобы выполнить обязательства компании перед другими участниками торгов, согласно положениям закона о клиринге, НКЦ реализовал активы компании, находящиеся на ее счетах, облигации в том числе. После этого ее снова вернули в реестр участников биржи, чтобы дать ей возможность провести расчеты по обязательствам. Через некоторое время было прекращено действие лицензии «Финанс-Инвеста». 

В дальнейшем установлено, что убытки, которые биржа понесла в результате проведения данной операции, были в некоторой мере перекрыты за счет списания ценных бумаг с клиентов компании, в частности, с физических лиц. Сумма списания составила 1.2 миллиарда рублей. Это было сделано для того, чтобы погасить обязательства «Финанс-Инвеста» перед клиринговым центром за утрату ОФЗ организацией «Воронеж». Все, что сделал после случившегося Центральный банк, – это отозвал у компании лицензию в апреле 2018 года. Акции клиентам «Финанс-Инвест» так и не возвращены. 

Этот эпизод в истории банка «Воронеж» не единственный. Вот уже 2.5 года ведется следствие о мошенническом расхищении активов. Оно было возбуждено на основании заявления в полицию Агентства по страхованию вкладов, которое стало после отзыва у банка лицензии его конкурсным управляющим. Действие лицензии прекращено из-за появления на балансе финансового учреждения подозрительных активов вследствие осуществления «серых» операций с валютой и замещения активов. 

Как стало известно в ходе расследования, сотрудники «Воронежа» занимались выводом денежных средств путем покупки ценных бумаг, не имеющих ликвидности, и передачи права собственности на недвижимость. Так, за 10 дней до прекращения действия лицензии московской компании «Энергоцентр», оказывающей услуги в финансовой сфере, были проданы помещения в зданиях, имеющих историческую ценность. Их общая площадь составила 1,2 тыс. кв. м. Всего преступная деятельность руководства банка нанесла ущерб свыше 6.7 млрд р. Помимо этого, остались еще обязательства на 4,3 млрд р. перед кредиторами.

Против экс-главы «Воронежа» Олега Кисляка возбуждено дело о липовом банкротстве. С мая 2019 года фигурант находился в международном розыске. Он ушел в бега после предъявления обвинения в мошеннических действиях. Тогда его не стали арестовывать, а взяли лишь подписку о невыезде. 

В прошлом году банкира арестовали на Кипре. У него оказался местный паспорт на имя Олександра Соколенко. Киприоты не против выдать его российским правоохранительным органам. Для этого от Генеральной прокуратуры требуется лишь подтвердить, что Кисляка будут судить только по статье о мошеннических действиях, и после отбывания наказания ему будет разрешено выехать за границу. По имеющейся информации, Генпрокуратура уже выполнила это условие.