После того, как в середине февраля генерал Джозеф Данфорд официально вступил в должность командующего Международными силами содействия безопасности в Афганистане (ISAF), в его послужной список можно записать победу на «южном маршруте», после разблокирования которого, первая партия американских контейнеров пошла из Афганистана по пакистанскому наземному коридору на родину.

Не остались в стороне от транзитных перевозок и страны ОДКБ, с которыми НАТО подписал соглашение о сухопутном транзите военной техники из Афганистана.

По мнению политического обозревателя по Центральной Азии и Казахстану Сергея Расова, Северная распределительная сеть сулит немало дивидендов странам из числа бывших среднеазиатских республик.

Сенат Конгресса США утвердил американского генерала Джозефа Данфорда на посту командующего Международными силами содействия безопасности в Афганистане (ISAF)

После того, как в середине февраля генерал Джозеф Данфорд официально вступил в должность командующего Международными силами содействия безопасности в Афганистане (ISAF), в его послужной список можно записать победу на «южном маршруте», после разблокирования которого первая партия американских контейнеров пошла по пакистанскому наземному коридору на родину.

Фото news.fergananews.com

США уже приступили к выводу военных грузов из ИРА, отправив на родину по закрытому прежде пакистанскому наземному коридору первые пятьдесят из десятков тысяч контейнеров

Представители пакистанской таможни Bilal сообщили, что в контейнерах содержится военная техника ВС США с военной базы Баграм, которая поступила в таможенный пункт Торхам. После прохождения таможенной процедуры караван направился в пакистанский порт Карачи. Следующая партия военной техники США будет вывезена через Пакистан в ближайшем будущем.

Не остались в стороне от транзитных перевозок и страны-члены ОДКБ, с которыми НАТО подписал соглашение о сухопутном транзите военной техники из Афганистана. Северная распределительная сеть сулит немало дивидендов странам из числа бывших среднеазиатских республик.

Фото www.arms-expo.ru

Боевые вертолеты США нанесли удар по блокпостам в Пакистане

США были вынуждены извиниться

Резкое ухудшение отношений между Исламабадом и Вашингтоном произошло в ноябре 2011 года, когда боевые вертолеты США нанесли удар по блокпостам в Пакистане. В результате погибли 24 пакистанских военнослужащих, однако США извиняться за инцидент отказались.

В ответ официальный Пакистан перекрыл маршруты доставки тылового обеспечения по пакистанской территории, а также заявил, что намерен пересмотреть все договоры с США и НАТО в политической и военной областях.

Учитывая, что до осени 2011 года именно через Пакистан осуществлялось до 85%поставок грузов для войск НАТО в Афганистане, руководству Международных сил содействия безопасности в Афганистане пришлось переключиться на Северную сеть поставок через Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Россию.

В результате ежемесячные расходы НАТО выросли на 100 млн долл. в месяц, а США заморозили финансовую и военную помощь Исламабаду. В мае 2012 года на прошедшем в Чикаго саммите НАТО прийти к мировому соглашению не удалось.

После чего последовало публичное заявление генсека Североатлантического альянса Расмуссена о подписании соглашений о сухопутном транзите «военной техники из Афганистана» с Казахстаном, Узбекистаном и Кыргызстаном (Северная распределительная сеть).

Тем не менее, дипломаты США предпринимали попытки достичь консенсуса с пакистанскими властями и вернуть «южный коридор» из пакистанского порта Карачи в Афганистан. Однако переговоры закончились провалом и США были вынуждены отозвать дипломатов, участвовавших в обсуждении транзита для ISAF через территорию ИРП.

Министр иностранных дел Пакистана Хина Раббани Хар. Фото www.radioazadlyg.ru

Министр иностранных дел Пакистана Хина Раббани Хар

Камнем преткновения на переговорах стало требование пакистанской стороны принести официальные извинения за гибель военнослужащих. Впрочем, настойчивость пакистанских властей принесла свои плоды и в июле прошлого года экс-госсекретарь Клинтон пошла на попятную.

Она позвонила главе МИД Пакистана Хине Раббани Хаар и официально принесла извинения за ноябрьский инцидент. После телефонной беседы, по словам Клинтон, Пакистан выразил готовность открыть маршруты доставки тылового обеспечения по своей территории для военных НАТО в Афганистане без дополнительных издержек для НАТО.

Клинтон и глава МИД Пакистана Хина Раббани Хар. Фото www.dw.de

Хилари Клинтон и глава МИД Пакистана Хина Раббани Хар

«Это решение поможет США и силам НАТО обеспечить планируемый вывод войск по гораздо более низкой цене», - подчеркнула Клинтон. В свою очередь открытие транспортного коридора стало условием для выделения Пакистану более млрд долл. на проведение контртеррористических операций.

Фото www.arms-expo.ru

Северная распределительная сеть, в которую вошли и страны-члены ОДКБ

Кто готов участвовать в транзите

Пока же пакистанский маршрут не работал, натовским генералом приходилось пользоваться услугами Северной распределительной сети, в которую вошли и страны-члены ОДКБ. Прежде всего, маршрутами: Афганистан - страны Центральной Азии – Каспийское море – Баку (Азербайджан) – Черное море – Поти (Грузия), и Афганистан – Узбекистан – Казахстан – Россия – Рига (Латвия).

Возможно, для вывода грузов и техники будет задействован и Таджикистан: грузы из афганского пограничного пункта Шерхан-Бандар, через «Мост Дружбы» на границе между Афганистаном и Таджикистаном пойдут в пограничный пункт Нижний Пяндж.

Затем в Кыргызстан, где контейнеры разместят на железнодорожные платформы и отправят через Казахстан и Россию в латвийский порт Ригу на Балтийском море, откуда их доставят морем на территорию США.

Прорабатывается и новый железнодорожный маршрут из Афганистана до Черного моря через страны Центральной Азии и Кавказ в рамках проекта «Новый великий шелковый путь», который лоббирует Вашингтон. Он предполагает транспортный коридор Навои-Туркменбаши с присоединением к маршруту Баку–Тбилиси–Карс (БТК) и далее в турецкие порты и через железнодорожный тоннель «Мармарай» под Босфором, в страны Европы.

В случае реализации проекта Узбекистан, как и Туркменистан, получают прямой путь в Европу, в чем они крайне заинтересованы. Готов поучаствовать в проекте и Афганистан, который получит альтернативный выход к морю через Туркменистан, Азербайджан, Грузию и Турцию. Пока у Афганистана есть только транзитные выходы к морю на востоке и на западе через Пакистан и Иран.

Заместитель министра иностранных дел Афганистана Джавед Лудин

По словам заместителя главы МИД Афганистана Джаведа Лудина «мы поднимали этот вопрос перед Соединенными Штатами и получили в этом полную поддержку со стороны США».

Предполагается, что по этому маршруту будет транспортироваться до 30 млн. тонн грузов. Сдача дороги в эксплуатацию планируется на 2014 год. Проект транспортного коридора БТК включает строительство железнодорожной ветки Карс-Ахалкалаки протяженностью 98 км.

В рамках проекта в Грузии будет реконструирован 183-километровый участок железной дороги Ахалкалаки-Марабда-Тбилиси для повышения пропускной способности до 15 млн. тонн грузов в год. Также в Ахалкалаки планируется построить центр по переводу поездов с существующей в Грузии колеи на европейский стандарт.

На строительство и реконструкцию грузинского участка железной дороги Азербайджан выделил Грузии льготный кредит на сумму 775 млн. долл. Несомненно, учитывая не самый теплые отношения с Пакистаном, дороговизну Северного пути, возможное противодействие со стороны России, у американцев возрастает интерес к коридору Азия-Кавказ-Европа и прежде всего к новой железнодорожной ветке Баку-Тбилиси-Карс, которая дает возможность вывозить военную технику непосредственно к союзникам в Турцию, являющуюся членом НАТО.

У Туркменистана и Узбекистана свои резоны - возможность существенно пополнить государственную казну за счет транзита грузов из Афганистана.

Фото www.arms-expo.ru

Транзитный пункт для грузов НАТО, расположенный в Ульяновске, введён в эксплуатацию

Северная сеть остается в силе

На днях стало известно, что транзитный пункт для грузов НАТО, расположенный в Ульяновске, введён в эксплуатацию. Первым получателем стал контингент Великобритании, сообщил постоянный постпред России при НАТО Александр Грушко, уточнив при этом, что маршрут уже включён в Северную транспортную сеть.

Напомним, что в конце июня 2012 года премьер Дмитрий Медведев подписал документ «О порядке наземного транзита через территорию России вооружения, военной техники и военного имущества, следующих в адрес Международных сил содействия безопасности в Исламской Республике Афганистан и в обратном направлении».

Другими словами, правительство России разрешило использование комбинированного транзита через свою территорию вооружений и военной техники ISAF. Это значит, что через территорию России грузы НАТО будут следовать железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом, несмотря на громкие митинги протеста коммунистов.

В свою очередь Британия выведет свои войска и технику из Афганистана через Узбекистан. Оплата транзита будет произведена техникой и запчастями на сумму в 700 тысяч долларов. Об этом сообщил министр обороны Великобритании Филип Хаммонд.

Фото www.arms-expo.ru

Министр обороны Великобритании Филип Хаммонд

.

По словам министра, договор о транзите уже ратифицирован парламентом Узбекистана и вступит в силу после извещения о завершении всех процедур в Британии. «Три взаимных транзитных соглашения были заключены с Республикой Узбекистан, которые позволят вывести невоенную технику и отдельно - бронированные машины по железной дороге, а также оборудование (включая военное снаряжение и амуницию) и военный персонал по воздуху», - известил министр британский парламент.

Сейчас в Афганистане насчитывается 6,5 тысячи контейнеров с британской амуницией и 2,6 тысячи боевых машин. Лондон намерен вернуть себе технику на сумму 6,2 млрд долл., остальное будет или передано афганским вооруженным силам или уничтожено.

Фото www.arms-expo.ru

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев

Со своей стороны президент Казахстана Нурсултан Назарбаев разрешил Франции использовать аэропорт в Шымкенте (юг Казахстана) для вывода войск из Афганистана. Согласно документам, подписанным главой государства, французским войскам разрешается сажать свои самолеты в этом аэропорту для выгрузки военного имущества, чтобы далее продолжить эвакуацию по железной дороге до Риги на Балтийском море.

Грузы будут прибывать самолетом из Афганистана, складироваться на специально создаваемом складе временного хранения и затем железнодорожными составами вывозиться в страны Балтии. В соответствии с соглашением, казахстанская сторона предоставляет во временное пользование французской стороне земельные участки и объекты на территории Шымкентского аэропорта, необходимые для выполнения операций по перегрузке контейнеров с военным имуществом и колесной техники в небоеспособном состоянии.

Фото www.arms-expo.ru

Перед новым главкомом ISAF Джозефом Данфордом стоит непростая задача обеспечить форсированный вывод воинского контингента из Афганистана

Возвращаясь к новости об открытии пакистанского маршрута, отметим, что перед новым главкомом ISAF Джозефом Данфордом стоит непростая задача обеспечить форсированный вывод воинского контингента из Афганистана. Так в течение следующего года США планируют вывести из Афганистана более половины дислоцированного там 66-тысячного контингента и десятки тысяч контейнеров с грузами.


Это означает, что маршруты «обратного транзита» из Афганистана, курируемые военными стратегами из Вашингтона, вскоре заработают на полную мощность. Открытие «южного маршрута» через Пакистан позволит НАТО экономить на каждом контейнере около 20 тыс долл., если бы действовала только Северная сеть поставок, а прямой авиационный транзит был бы еще дороже.


Однако, стоит принять во внимание, что при нынешнем состоянии американо-пакистанских взаимоотношений существует большая вероятность очередных разногласий и скандалов. При повторении негативного сценария во взаимоотношениях двух стран лидеры постсоветских стран Средней Азии, и их грузоперевозчики снова смогут неплохо заработать на обратном транзите войск и амуниции из Афганистана.

Подробнее: http://www.arms-expo.ru/055057052124051048056050054.html