На прошлой неделе стало известно о новой инициативе руководителей нескольких московских вузов. Суть предложения в том, чтобы студентов вузов, обучающихся на военных кафедрах, в течение трёх лет на время летних каникул командировать в воинские части для прохождения практики.

Авторы идеи считают, что студенты должны быть счастливы. Во-первых, они смогут отбыть свою воинскую повинность в процессе обучения. Во-вторых, фактический срок службы сокращается до 9 месяцев (ещё три месяца, которых недостает до принятого сейчас годичного срока службы, предлагается засчитывать в счет обучения этих студентов на военной кафедре). В-третьих, как утверждается, таким образом студенты смогут на практике применить полученные знания и приобрести необходимый опыт не отходя, что называется, от дома. По крайней мере, авторы идеи настаивают на том, чтобы солдаты-студенты проходили службу в частях рядом с домом.

На бумаге всё выглядит действительно очень гладко. Однако это предложение вызвало волну критики со стороны экспертного сообщества. Сами студенты также не в восторге от открывающихся перед ними перспектив. Да и в армии, несмотря на вроде бы положительный отзыв со стороны Минобороны, наверняка появятся противники такого рода практики.

"Мы не отметаем эти идеи, мы изучаем данные предложения и будем работать в этом направлении", – заявил

статс-секретарь – заместитель министра обороны Николай Панков. "Мы прекрасно понимаем, что время идёт, вокруг нас многое меняется, меняется внутри армии. Мы полагаем, что должен меняться процесс прохождения молодыми людьми военной службы по призыву. В этой связи различные инициативы и предложения, которые, может быть, звучат непривычно, вызывают искренний и неподдельный интерес", – философски заметил представитель военного ведомства.

Безусловно, военным будут интересны любые предложения, которые позволят пополнить личный состав вооруженных сил. Однако на данный момент, несмотря на внешнюю привлекательность, ни у кого нет ни малейшего представления о том, как это будет реализовано.

Шероховатостей много. Например, не очень будет понятно, какое место студенты займут в армейской иерархии: и не призывники, и не контрактники, и не офицеры... А стало быть, не ясно и то, на каких основаниях они будут подчиняться офицерам в военной части (и будут ли обязаны это делать) или же взаимодействовать с личным составом части в принципе. Ведь одно дело, когда студенты проходят практику на стройке, заводе и т.д., и совсем другое, если речь идёт об армии с её железной (по крайней мере, в идеале) дисциплиной.

Наверняка возникнут и иные проблемы. Начиная от формы, которую студентам, видимо, придётся выдавать каждый год, и заканчивая отсутствием по месту жительства студентов частей, соответствующих профилю их обучения.

Кроме того, у многих возникают вопросы и относительно того, чему смогут научиться студенты в период своего пребывания в частях, и, что немаловажно, пойдёт ли их присутствие там на пользу армии. Сомнительным представляется как первое, так и второе. Не то, чтобы время прошло для новобранцев-краткосрочников совершенно бесполезно, однако, учитывая даже вышеупомянутые вопросы, их присутствие в армии скорее добавит головной боли армейским командирам на местах.

Кроме того, стоит учитывать, что по факту студенты отдыхают от учёбы не три месяца, а несколько меньше, поскольку летняя сессия выпадает как раз на июнь. И это не говоря уже о том, что возможны "завалы" и пересдачи. Как быть в этом случае? Подгонять расписание экзаменов специально под студентов с военных кафедр? Принимать экзамены и зачёты досрочно?

Опять же, период летних каникул студенты используют не только для того, чтобы как следует отдохнуть, но и подработать (и нередко находят работу по профилю) или же заняться научной деятельностью. Да и отдохнуть от учебы всё-таки хочется, а отсутствие каникул приведёт к тому, что потребность в отдыхе будет реализована в процессе учёбы, что вряд ли положительно скажется на успеваемости.

К тому же перспектива начать службу в армии не после окончания вуза, а уже во время учебы вряд ли вызовет оптимизм у студентов, в планы которых военная карьера не входит.

Впрочем, на деле поднятая проблема представляется не столь уж масштабной, поскольку на сегодняшний день военные кафедры остались в трёх десятках вузов. И если идея получит свою практическую реализацию, в масштабах всей страны этот процесс пойдет совершенно незаметно, не затронув интересы абсолютного большинства учащихся вузов. Но тогда совершенно непонятно, для чего вообще нужен этот эксперимент. И не последует ли после этого предложение распространить такого рода практику на всё студенчество, сделав армейскую практику обязательным элементом процесса обучения. Несмотря на всю фантастичность подобного предположения, исключать вероятность такого поворота событий нельзя.

Тем более, что сейчас вновь начались разговоры о проблеме нехватки призывников, которая будет только обостряться. В частности, эксперты говорят о вероятности большого провала как раз в период 2013-2016 годов, связывая его с демографическим провалом 1990-х годов. Так что в борьбе за призывника для военкоматов все способы будут хороши.

Есть тут и еще один важный момент. Идея с армейскими каникулами показала серьезную проблему российских вооружённых сил, связанную с острой нехваткой технических специалистов.

На сегодняшний день людей в форме, способных управляться с армейской техникой и оборудованием, объективно не хватает. Что и признают военные, борясь за призывников с высшим техническим образованием, в частности, и вузовским образованием в целом. Причём, борьба идёт жестокая, поскольку выпускники высших учебных заведений не горят желанием исполнить свой армейский долг.

Присутствие же в армии студентов с военных кафедр, тем более на трехмесячный срок, большая часть которого всё равно уйдёт на адаптацию студентов к армейским реалиям, проблему явно не решит. А значит, вопрос следует ставить по-другому: нужны ли вообще военные кафедры, и не следует ли в условиях нехватки специалистов для армии готовить их в специализированных учебных заведениях, выпускники которых целенаправленно связывают свою дальнейшую карьеру именно с военной службой.