70 лет назад, 25 ноября, было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. А через две недели оно было уже создано в городе Иваново, войдя в историю под именем «Нормандия - Неман». Само название авиаполка стало символом совместной борьбы наших стран против фашизма, а сегодня вдохновляет на дальнейшее развитие всестороннего, в том числе военного и военно-технического, сотрудничества между ними.

Чтобы сесть за штурвалы советских самолётов-истребителей Як-3, французские пилоты проделали долгий путь в Советский Союз - через Сирию, Ирак и Ливию. «Нас встречали как королей. Я помню, как после нескольких месяцев в пустыне мы наконец добрались до Иванова: и военные, и гражданские оказали нам такой тёплый приём, что мы тут же стали друзьями, языкового барьера никто даже не замечал», - вспоминает Жорж Мазюрель, ветеран авиационного полка «Нормандия - Неман».

Советско-французский дуэт стал одной из самых результативных боевых единиц Великой Отечественной войны. За время боевых действий на советско-германском фронте лётчики полка совершили 5.240 боевых вылетов, провели около 900 воздушных боёв, одержали почти 300 подтверждённых побед, повредили и уничтожили более 80 немецких самолётов. Потери полка «Нормандия - Неман» составили 42 лётчика. Всего за время ведения боевых действий через эскадрилью прошло 96 человек боевого личного состава. Тем временем Франция прощается с героями тех лет, имена которых знакомы многим в России. Так, недавно скончался Герой Советского Союза граф Ролан де ла Пуап. Отметим, что он стал одним из первых добровольцев, который в августе 1942 года отправился в СССР для вступления в эскадрилью «Нормандия - Неман». Граф Ролан де ла Пуап совершил 125 боевых вылетов и одержал восемнадцать воздушных побед.

Авиачасть «Нормандия - Неман» и сегодня существует в составе французских ВВС. Правда, три года назад она была расформирована ввиду военной реформы во Франции, однако затем вновь восстановлена. И служить в этом полку для лётчиков - настоящая честь. 

Пилоты части по-прежнему вылетают на задания под своим историческим именем, но на современных самолётах. А 70-летие эскадрильи они отметили, пролетев крыло к крылу с героической машиной своих предшественников. Так, 14 сентября в ходе юбилейных мероприятий самый грозный истребитель сороковых годов Як-3 поднялся в небо над окрестностями Бордо в окружении своих современных товарищей, получивших праздничную боевую окраску в виде красной звезды. На поле самой крупной авиабазы Франции Мон-де-Марсан, к которой ныне приписана авиачасть, прибыли родственники пилотов Второй мировой, командование французских и российских ВВС.