Один из культовых образов американских вооруженных сил и глобальной борьбы с терроризмом – беспилотный летательный аппарат (БПЛА). Чаще всего это MQ-1 «Predator» (Хищник) и MQ- 9 «Reaper» (Жнец). Безоружные RQ-1 летали в Афганистане задолго до 9/11. Менее чем через месяц после терактов, в разработке уже находился вооруженный вариант.
В течение десяти лет беспилотники налетали более миллиона часов. Закупив более 250 аппаратов MQ-1, ВВС США в начале 2011 года переключились на MQ-9 «Reaper».
Функции MQ-1 и MQ- 9 разнообразны. Среди них – непосредственная авиационная поддержка войск, обеспечение разведки и связи. Это одна из наиболее сложных боевых задач, для выполнения которой пилотируемые самолеты использовать нежелательно в связи с повышенным риском потерь. «Вооруженные, многоцелевые, средневысотные, с большой продолжительностью полета, беспилотные летательные аппараты», MQ-1 и MQ- 9 могут находиться в воздухе в течение длительного периода времени, в некоторых случаях более 24 часов.
Эта способность обеспечивает беспрецедентную ситуационную осведомленность и физическое присутствие на поле боя. Использование БПЛА позволяет, например, производить устойчивый и постоянный мониторинг основных маршрутов поставок вооружения и материально-технического снабжения без риска для личного состава. Кроме того, обеспечивается постоянное видеонаблюдение, необходимое наземным авиадиспетчерам.
Начиная с 2006 года закупки MQ-1 и MQ- 9 и обучение операторов форсируются – в частности, по инициативе бывшего министра обороны США Роберта Гейтса. Количество «орбит», обслуживаемых БПЛА, значительно увеличилось («орбитой» называют задание, требующее постоянного присутствия в воздухе одного или более БПЛА). В настоящее время более 50 таких орбит находится в зоне деятельности Центрального командования США (некоторые обслуживаются более крупным, безоружным RQ-4 «Global Hawk»). Командование ВВС США считает, что к 2013 году количество «орбит» по всему земному шару может достигнуть 65. В общей сложности MQ-1 и MQ- 9 налетают к тому времени около 2 млн часов. В 2005 году БПЛА составляли 5 процентов военного воздушного флота. С тех пор эта цифра выросла до 30 процентов. Большая часть этих летательных аппаратов не оборудована вооружением.
Значение БПЛА для борьбы с терроризмом
Одной из наиболее заметных областей использования MQ-1 и MQ- 9 является борьба с терроризмом. Вооруженные БПЛА используют как ВВС США, так и ЦРУ (в операциях в Пакистане). Еще до терактов 9/11, MQ-1 рассматривались как средство не только слежки за Усамой бен Ладеном, но и его уничтожения. С тех пор, вооруженные беспилотные летательные аппараты доказали свою полезность для ударов по конкретным целям и в качестве средства поддержания постоянного уровня угрозы.
Возможность долго оставаться в воздухе является важнейшей характеристикой БПЛА. Они могут летать выше, чем вертолеты и тише, чем реактивные истребители. Поэтому потенциальным противникам приходится постоянно учитывать, что они в любое время могут подвергнуться атаке вооруженных БПЛА.
Постоянная угроза может оказывать значительное психологическое давление на противника. Например, при сражениях в Эль-Фаллудже, Ирак, в апреле и ноябре 2004 года, особенно разрушительными для повстанцев, закрепившихся в определенных секторах города, оказались бомбардировщики AC-130, но их количество было ограничено. Поэтому в ночное время, чтобы сохранить психологическое давление на противника, безоружные транспортные С-130 летали над позициями, поскольку двигатели и, соответственно, звук у C-130 такой же, как у АС-130.
Действительно, трудно переоценить психологическое и оперативное воздействие такой тактики на группы, которые уже испытали бомбовый удар. Террористам приходится трудно там, где работают БПЛА, так как их сотовые или спутниковые телефонные разговоры прослушиваются и имеется риск не только проникновения в связь, но и потенциально смертельной атаки.
Угроза БПЛА была едва ли не единственным фактором, вынудившим Усаму бен Ладена отказаться от регулярных видеозаписей. В 2001 году бен Ладен пользовался свободой маневра и безнаказанностью, несмотря на охоту за ним. Ситуация изменилась, когда он бежал в Пакистан, где БПЛА ограничивали его свободу и он был вынужден сосредоточиться на своем личном выживании.
Угроза БПЛА влияет не только на конкретных лиц, но и на террористические организации в целом. Несоблюдение правил безопасности может стать смертельным опасным, поэтому вполне естественно сократить связь и контакты с союзниками, партнерами и подчиненными. Все это означает значительное сокращение террористической деятельности. И чем больше угроза, тем больше организация должна быть нацелена на собственное выживание. Таким образом, снижается ее способность участвовать в боевых операциях. На более глубоком уровне, в рамках организации присутствует также возникновение недоверия и паранойи.
Расширение зоны действия
БПЛА пользуется высоким спросом в Афганистане, несмотря на сокращение численности американских вооруженных сил. В Ираке, некоторые БПЛА продолжают работать в сотрудничестве с Турцией над северными курдскими районами. Их используют и некоторые частные подрядчики в координации с дипломатической службой безопасности Государственного департамента США.
Существуют очевидные дипломатические и эксплуатационные ограничения по использованию вооруженных беспилотных летательных аппаратов. С дипломатической точки зрения, они представляют промежуточный этап между тайными операциями ЦРУ и открытым применением вооруженных сил. В оперативном отношении MQ-1 и MQ- 9 не хватает «невидимости» для радаров (которым обладает RQ-170).
В последнее десятилетие активно развиваются вооруженные БПЛА. Потери, конечно, существуют - более 50 MQ-1 и MQ- 9 были потеряны в Ираке и Афганистане, но эти самолеты все же безопаснее и надежнее, чем пилотируемые, а их эксплуатация намного дешевле. Поэтому в течение ближайших 10 лет Пентагон планирует расширить свой флот БПЛА на 35 процентов. ВВС США планируют до 2016 года закупить более 288 MQ- 9 – по 48 в год – и деньги на БПЛА выделяются исправно, несмотря на сокращение бюджета Пентагона.
В то же время, вооруженные БПЛА являются лишь одним из инструментов более широкой и сложной стратегии борьбы с терроризмом. Они могут быть полезны в обозримом будущем в различных регионах, а не только в Пакистане, Сомали и Йемене - например, вдоль американо-мексиканской границы, для борьбы с наркотраффиком. И, несмотря на значительное ухудшение американо-пакистанских отношений после смерти двух десятков пакистанских военнослужащих в ноябре и, как следствие, выдворение ЦРУ с аэродрома Шамси (с которого работают вооруженные БПЛА с октября 2001 года ) существующие «орбиты» были, в основном, сохранены. 10 января возобновились операции с использованием БПЛА на пакистанской территории.
Перевод с английского Александра ХОЛЕВА