Прочел предвыборную статью Владимира Путина и невольно остановился взглядом на цитате: «Задача предстоящего десятилетия, - пишет автор статьи в "Российской газете", - заключается в том, чтобы новая структура Вооруженных сил смогла опереться на принципиально новую технику. На технику, которая "видит" дальше, стреляет точнее, реагирует быстрее - чем аналогичные системы любого потенциального противника».
В канун праздника Дня защитника Отечества слышны рапорты о том, что ввойска поступит более 400 межконтинентальных баллистических ракет наземного и морского базирования, 8 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, около 20 многоцелевых подводных лодок, более 50 боевых надводных кораблей, около 100 космических аппаратов военного назначения. Армия также получит более 600 современных самолетов, включая истребители пятого поколения, свыше 1000 вертолетов, 28 полковых комплектов зенитных ракетных систем С-400, 38 дивизионных комплектов зенитно-ракетных комплексов "Витязь", 10 бригадных комплектов ракетного комплекса "Искандер-М". В воинские части поступит свыше 2 тысяч 300 танков, около 2 тысяч самоходных артиллерийских комплексов и орудий, а также более 17 тысяч военных автомобилей.
Путин считает, что России нужно возродить в полном смысле "океанский" военно-морской флот, в первую очередь - на Севере и Дальнем Востоке, а также обеспечить наши интересы в Арктике.
Все это здорово. Но готовы ли мы к столь грандиозным преобразованиям военной промышленности, после двадцатилетия ее разорения. Вопрос о будущем оборонно-промышленного комплекса стоит сегодня чрезвычайно остро. С одной стороны, внушает оптимизм наметившееся внимание к отрасли. С другой, – на пути её возрождения множество подводных камней. Существует реальная опасность забалтывания темы, подмены серьёзного комплексного решения проблемы серией резонансных шагов.
Статья Владимира Путина полемична. Например, он камня на камне не оставляет от утверждений, что возрождение оборонно-промышленного комплекса – это ярмо для экономики, непосильная ноша, которая в свое время разорила СССР. Подобные утверждения раздаются уже лет двадцать, и их смысл ясен без особых комментариев. Другое дело, что огромные ресурсы, вложенные в обновление оборонно-промышленного комплекса, в перевооружение армии, должны служить двигателем для модернизации экономики. Это – ключевая мысль статьи.
У людей моего поколения еще в памяти времена, когда техническое оснащение нашей армии не вызывало сомнений. На развитие ВПК шло более трети всех материальных, финансовых и научно-технических ресурсов. К концу80-хгодов на предприятиях оборонного комплекса производилось до 25 процентов валового внутреннего продукта страны. Кроме военных заказов комплекс давал значительную часть гражданской промышленной продукции. Непосредственно на предприятиях ВПК работало до 10 миллионов человек.
По-разному оценивались эти показатели, но бесспорным оставался факт, что почти четверть производимого оружия уходила за рубеж, что составляло до 40 процентов общемирового объёма военного экспорта. На США приходилось 27, Францию - 12, Великобританию - 5 процентов. Однако наши доходы от экспорта были значительно ниже, чем у конкурентов. Основная часть вооружений поставлялась либо на безвозмездной основе, либо в дружественные страны по кредитам, впоследствии оказавшимся невозвратными.
Естественно, в новых условиях такой роскоши мы себе позволить не можем. К тому же ОПК в 90-е годы оказался в глубоком провале, который не преодолен до сих пор. Объём производства военной продукции к 1997 году сократился более чем на 80 процентов. Прекратили существование многие научно-исследовательские институты, конструкторские бюро. Из нескольких производителей танков серию сохранил только Нижний Тагил. А закладку новых атомных субмарин, которые прежде строились на четырёх верфях, продолжили только на северодвинском «Севмаше». Хотя в 2011 году Россия и заняла второе место в мире по объёму военного экспорта, но это далеко не то, что было, – всего 16,1 процента от общемировых поставок (11,29 миллиарда долларов).
Ситуация в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) продолжает оставаться тяжелой. Представители оборонной промышленности, эксперты, аналитики называют ее кризисной. Более 80 процентов основных фондов российских оборонных предприятий полностью амортизированы, а оборудование, средний возраст которого менее 20 лет, составляет менее 40 процентов. Потеряно 500 наименований продукции четвертой кооперации, без чего нельзя сделать ни автомата, ни ракеты. Продукция производителя на уровне технологий, которые созданы до 1993 года. Финансовые вложения в исследования и разработки в России в 10 раз меньше, чем в развитых странах и в 5 раз меньше инвестиции в основные фонды. Более 50 процентов уникальных технологий, обеспечивающих потребности производства вооружений основных образцов, утрачены, либо физически и морально устарели.
Владимир Владимирович пишет в статье: «Мы приняли и реализуем беспрецедентные программы развития Вооруженных сил и модернизации оборонно-промышленного комплекса России. В общей сложности в предстоящее десятилетие на эти цели выделяется порядка 23 триллионов рублей». Но только ли рублями оценивается наш оборонный комплекс? Нельзя рассматривать оборонно-промышленный комплекс в отрыве от существующего в России уровня развития технологий, состояния основных фондов и мотивации к труду. Нельзя спасти оборонку на фоне индустриальной разрухи. Посмотрим на космическую отрасль. Сама по себе серия неудачных запусков не является катастрофой, ведь ракеты падали и у Королёва. Дело в причинах: у Королёва они падали, потому что его разработки находились на передовой научного поиска – следовательно, ошибки были неизбежны. А современные российские ракеты падают, потому что в них ставят контрафактные микросхемы. Говоря иными словами, в России радиоэлектроника как отрасль уничтожена.
В программной статье в "Российской газете", посвященной вопросу армии и ОПК, глава правительства напоминает, что власти приняли решение размещать гособоронзаказ не на один год, а сразу на три-пять, даже семь лет, чтобы предприятия ОПК могли строить ритмичную работу, но этого, по его мнению, недостаточно. Путин заявляет о необходимости увязать военное планирование и обеспечение армии вооружением, военной техникой и другими ресурсами. Статья Владимира Путин – это долговременная программа укрепления национальной безопасности России как важнейшего исходного условия развития экономики, демократических институтов, социальной сферы. В XXI веке национальная безопасность страны – это ее способность не только своевременно и адекватно реагировать на все более сложные вызовы стремительно меняющегося мира, но и предвосхищать их, действовать на опережение. Вместе с тем мы понимаем, что возможности человеческого предвидения не безграничны. А потому задача состоит в том, чтобы подготовить наших сограждан к любым, самым неожиданным изломам истории. Возродить Россию, способную не только надежно защитить свои национальные интересы, но и взять ответственность за обеспечение глобальной стабильности, за судьбы мира в целом.
В сфере государственно-правовой я вижу несколько первостепенных задач, решение которых принесёт пользу ОПК. Во-первых, назрела необходимость создания министерства оборонной промышленности. Именно министерства, а не госоргана по закупкам, так как на базе этого государственного органа должна быть разработана стратегия и тактика развития оборонки. Новое министерство должно заняться внедрением в производство новейших оборонных разработок Российской академии наук. Во-вторых, необходимо национализировать предприятия ОПК, как минимум по списку стратегических предприятий. Созданные концерны и объединения не смогли даже сохранить полученное от государства, а не то что бы преумножить. В-третьих, надо заменить на федеральную контрактную систему пресловутый ФЗ-94 о государственных закупках, доработать и принять федеральный закон «О национальной промышленной политике».
Конкретная программа реформирования российского ОПК намного шире перечисленных мер первой необходимости. Суть эффективного подхода заключается в том, что возрождение ОПК возможно только на базе новой индустриализации, национализации стратегических отраслей производства, формирования многоукладной экономики. Немаловажным фактором развития ОПК является создание новой идеологии экономического роста. Её суть заключается в том, что главным критерием при определении экономической политики является не экономическая выгода, а национальный интерес.