В своей статье «Не позволяйте России использовать Иран в качестве разменной монеты» (National Review, США) Даниэл Вайдич пишет: «Несколько событий в последние дни позволяют говорить об углублении связей между Ираном и Россией. В середине августа российский глава Совета безопасности Николай Патрушев нанес официальный двухдневный визит в Иран. Патрушев предсказуемым образом провел переговоры с главой иранского Верховного совета по национальной безопасности Сайедом Джалили (Saeed Jalili). В попытке подчеркнуть потепление отношений между двумя странами он также встретился с президентом Махмудом Ахмадинежадом и министром иностранных дел Али Акбаром Салехи (Ali Akbar Salehi). На следующий день Салехи отправился в Москву по приглашению своего российского коллеги.

Более того, в ближайшие несколько недель российский министр энергетики Сергей Шматко, вероятно, будет в Иране, где поприсутствует на церемонии сдачи атомной электростанции Бушер, которую Россия строит уже шестнадцать лет. Шматко, как ожидается, обсудит с иранскими официальными лицами планы по укрупнению сотрудничества между Москвой и Тегераном в области энергетики, в особенности в том, что касается участия России в разработке иранских огромных и до сих пор сравнительно не разработанных запасов природного газа.

Неожиданное начало нового витка российско-иранских отношений происходит спустя четырнадцать месяцев после того, как Москва дала согласие на четвертый раунд санкций Совета Безопасности ООН против Тегерана - приветствовавшееся администрацией Обамы как наиболее ощутимая выгода от американо-российской «перезагрузки». Уступка Кремля в плане дополнительных, хотя и сильно разбавленных, санкций против Ирана последовала за ее решением в сентябре прошлого года отменить продажу российских современных комплексов С-300 с ракетами «земля-воздух» Тегерану.

Но Россия, кажется, меняет свой подход к Ирану. Целая серия обменов визитами высокопоставленных лиц происходит в то время как Москва в очередной раз начинает заниматься поисками дипломатического решения иранской ядерной проблемы. С этой целью российский министр иностранных дел Сергей Лавров объявил в июле в Вашингтоне, что Москва предлагает новый «пошаговый» подход к возобновлению переговоров с Ираном.

Некоторые предположили, что попытки России активизировать свои связи с Ираном являются отражением недовольства России рядом последних действий США. Госдепартамент внес в визовый «черный список» шестьдесят российских чиновников за их вероятную причастность к темному делу о смерти в тюрьме юриста Сергея Магнитского. Резолюция Сената подтвердила американскую поддержку территориальной целостности Грузии и потребовала вывода российских войск из Абхазии и Южной Осетии. Кремль, по сообщениям, был разгневан подвергшимися утечке сообщениями о наличии согласованного мнения в американском разведывательном сообществе относительно того, что российское агентство военной разведки, ГРУ, было причастно к взрыву возле здания американского посольства в Грузии в прошлом году. И Россия остается недовольной даже тем слабым давлением, которое администрация Обамы оказывает на режим Башара Асада в Сирии за жестокое подавление им выступлений протеста в стране. Взаимная поддержка Асада обеспечила Москве еще один стимул для восстановления тесных связей с Ираном.

Но было бы неверно считать крутой поворот Москвы в своем подходе к Ирану полностью изменившейся политикой. Последнее поведение России остается согласующимся с ее стратегией по Ирану, которой она придерживалась последнее десятилетие. Кремль увеличивает степень своей вовлеченности в иранские дела с целью создать рычаг воздействия, который может, в свою очередь, быть использован для получения уступок со стороны США. Ее нынешние усилия по налаживанию отношений с Тегераном являются не более чем попыткой убедить США изменить некоторые из своих наименее любезных моментов в области политики в отношении России.

Будем надеяться, что администрация Обамы не поддастся на неявный шантаж Москвы, прежде всего потому, что у Росси нет возможностей решительно повлиять на ситуацию вокруг иранской ядерной программы. Уступить требованиям России - которые включают уменьшение американского участия в делах бывшего Советского Союза и пренебрежение к демократическим недостаткам в России - в лучшем случае будет означать очередную порцию сильно разбавленных санкций Совета Безопасности в отношении Ирана. Как мы могли убедиться при помощи первых четырех порций санкций, однако же, слабые экономические штрафы и наказания не убедят Иран отказаться от своих ядерных амбиций. Нет просто никаких причин капитулировать перед попытками Кремля использовать Иран в качестве искусственной козырной карты в ее отношениях с Западом.»

И вот, 24 августа Иран объявил, что он подал иск в Международный суд ООН с целью принудить Россию продать ему стратегические системы противоракетной обороны С-300 в соответствии с условиями контракта 2007 года, подписанного двумя странами. Москва отказалась продавать комплексы Ирану, ссылаясь на санкции ООН против Тегерана, хотя у нее есть и другие политические причины воздержаться от их продажи. Россия может переменить мнение по вопросу продажи, в зависимости от переговоров с Западом, и вероятность того, что Иран может таки получить комплексы С-300 от России, нельзя исключать.

Россия подписала контракт на поставку в Иран С-300 в 2007 году, но отказалась продать комплексы после того, как ООН ввела международные санкции против Тегерана. Посол Ирана в Москве Махмуд Саджади (Mahmoud Sajadi) заявил российским информационным агентствам, что Иран не верит, что системы противовоздушной обороны подпадают под санкции ООН, и ожидает, что суд санкционирует поставки систем С-300.

Россия воздержалась от поставок С-300 в Иран по политическим причинам. В добавление к санкциям ООН, потенциальная продажа Москвой лицензии на производство этих систем Китаю дает ей еще больше оснований не продавать комплексы Тегерану. Однако в зависимости от изменений политического климата Россия может решить продать лишние С-300 Ирану через какую-то третью страну.

С-300 считается одной из ведущих систем противовоздушной обороны в мире (по классу она примерно соответствует американским ракетным системам Patriot). Россия продавала С-300 в большинство бывших советских стран и в другие страны, включая Китай и Северную Корею. Некоторые государства, недружественные по отношению к Западу, - Иран, Венесуэла, и другие – давно хотели приобрести эту систему. Однако Россия так и не завершила поставки С-300 в Иран, несмотря на соглашение об этом между двумя странами.

Обещание продать системы С-300 Ирану служило для Москвы рычагом воздействия на переговорах с Соединенными Штатами, и Москва не хочет терять этот рычаг. Более того, если на самом деле поставить эти системы в Иран, то это станет причиной серьезной трещины в отношениях между Россией и Западом в то время, когда Россия стремится к получению помощи Запада в модернизации нескольких стратегических секторов ее экономики, к усилению сотрудничества с Соединенными Штатами и к укреплению отношений с западноевропейскими державами.

У Москвы сейчас есть еще одна причина не продавать в Иран С-300: по информации источников Stratfor, в этом году Россия прекратит производство данных комплексов. Россия меняет С-300 на новое поколение этих комплексов, С-400, уже в течение нескольких последних лет. Россия, по сообщениям, идет с опережением графика в области работ по завершению создания системы С-500, которая будет готова к серийному производству к концу 2012 года. России просто нет никакой нужды продолжать производить С-300. Также, как сообщили источники Stratfor, Россия уже несколько недель ведет переговоры с Китаем по вопросу продажи ему лицензии на производство С-300 эксклюзивно для китайского рынка.

У России по-прежнему будут С-300 на продажу – те, которые уже произведены, и те, которые Москва меняет на С-400. Это означает, что если Россия изменит мнение по вопросу о продаже систем в Иран – а она может переменить позицию при необходимости, в зависимости от того, какой прогресс будет наблюдаться на переговорах с Западом – у нее будет откуда взять комплексы, чтобы продать их. Если Москва действительно предпримет такой сдвиг, она может продать С-300 в Иран через третью сторону. Россия планирует заменить С-300 на С-400 и в союзных ей соседних странах, таких как Белоруссия, Армения и Казахстан – странах, которые Россия обычно использует для продажи политически чувствительного военного оборудования. Любые визиты иранских чиновников в эти страны могут свидетельствовать о том, что Россия на самом деле поставляет С-300 в Иран, так что вероятность того, что Тегеран сможет таки заполучить себе эти системы, исключать нельзя.

Оригинал публикации: Russia's Stance Against Selling Iran S-300 Defense Systems