Два с половиной столетия назад из мастерской итальянского оружейника Камилла Ветелли начали свое шествие по миру пистолеты. За долгие годы эволюции этой системы качественное изменение претерпели лишь воспламенители − на смену фитилям пришли кремни и немного изменился внешний вид. Только с появлением ударно-капсюльных замков, казнозарядных камор и нарезных стволов стали расти возможности скорострельного оружия ближнего боя.

      В 1836 году «Патерсон» фактически совершил революцию в «огнестрельном оружии, удерживаемом одной рукой», вошедшего в историю с именем револьвера Самуэля Кольта», прародителя нового поколения. С появлением унитарных патронов и бездымного пороха возросла мощность портативного оружия, его компактность.  

       Джон Мозес Браунинг − бельгиец американского происхождения в 1897 году создал пистолет с принципиально новой компоновкой механизмов, позволившей сделать очередной шаг к уменьшению размеров без заметной потери боевых качеств. Созданный им ряд «жилетных» моделей калибра 6,35-мм никому и никогда не пришло в голову отнести к разряду безобидных игрушек. Более того, тайные агенты, рыцари плаща и кинжала охотно применяли портативные модели огнестрельного оружия. Невероятное количество «мини» по типу Браунинга изготовлено испанскими фирмами.   Но! Внося в устройство какую-либо отличительную конструктивную особенность, испанцы претендовали на авторство.

     А самый маленький в мире действующий пистолет, как утверждает автор заметки – Berloque ( h ttp://hrenovina.net/2958#more-2958 ). Вернее, не совсем пистолет, а скорее сигнальная мортирка под резьбовую насадку. Но изобретатель, мастер-часовщик Gerhard Gаbharter, в 1905 году разрабатывал эту мелочь именно горя желанием создать самый маленький в мире пистолет. Так что, уважим старика – будем называть это пистолетом. Собственно, в самом микропистолетике (размеры – 4 на 2 сантиметра) заключен только ударно-спусковой механизм и узорчик на рукоятке. Ствола как такового нет. Есть резьба, на которую накручивается патрон. Пули в патроне нет, он предназначен не для убийства, а для фейерверка... 

      Один из таких пистолетов − «Регина» образца 1912 года калибра 6,35-мм автору довелось увидеть в музее оружия курсов «Выстрел» и некоторых других специфических коллекциях государственных структур СССР и России. 

      Престижная германская фирма «Карл Вальтер» после первой мировой войны по условиям Версальского договора утратила право выпуска боевого оружия калибром более В 1836 году «Патерсон» фактически совершил революцию в «огнестрельном оружии, удерживаемом одной рукой», вошедшего в историю с именем револьвера Самуэля Кольта», прародителя нового поколения. Вплоть до 1920 года продукция фирмы представляли собой малокалиберные модели. И лишь с приходом к власти фашистов «Карл Вальтер» полностью переключился на разработку боевого оружия. 

     «Второе дыхание» к мини-моделям пришло после Второй мировой войны. Немецкая фирма «Зауэр и сын» − признанный производитель изумительных охотничьих ружей − отличалась и в создании карманных пистолетов. Журнал «Техника-молодежи» в одном из своих номеров описывал пистолет системы «Зауэр ВТМ»: модель 1928 года калибра 6,35 мм. Снабженный магазином на б патронов. Семизарядный бельгийский пистолет «Колибри» системы Пипера только с закрытыми глазами можно принять за нечто серьезное. Калибр 2,7 мм − неубедителен. Это − уменьшенная, но действующая модель. Мини-револьвер и по силе боя, и по количеству зарядов далеко отстал от пистолета. Даже на фото «малыш» фирмы «Фридом армз» с барабаном на 5 патронов калибра 5,6 мм проигрывает пистолетам близкого по величине калибра.  Практически все фирмы, когда-либо утверждавшие себя в мировом оружейном бизнесе, пробовали себя в классе «мини». Ибо малый калибр подчас вершил большие дела. 

     Новый виток технического прогресса, как представляется, дает последователям тульского Левши новые шансы в миниатюризации арсеналов. Например, нанотехнология, технология изготовления микроскопических структур, имеющих дело с атомами, позволит производить оружие все меньших размеров. Впервые о возможности создания больших и сложных устройств с атомной точностью за счет применения молекулярных систем заговорил американский физик Ричард Феинман более 40 лет назад. А это большой срок для перевооружения.

      Известно, по крайней мере из зарубежных источников, что импульсом к созданию «термоядерного микрооружия» послужила потребность в разработке прочной и безопасной системы предохранения и пуска для ядерного оружия небольших размеров, таких как артиллерийские ядерные снаряды. В таких снарядах ядерный заряд и его пусковое устройство при использовании подвергаются сильному ускорению. Что заставило разработчиков оружия сделать ключевой компонент пускового устройства как можно миниатюрнее.

      Это, понятно, не единственная область применения микросхем. Каковы варианты миниатюризации арсеналов остается только предполагать.

  Игорь Столяров.