В контексте новой системы безопасности, предложенной российским лидером на конференции по международной политикев Эвиане, организованной Французским институтом международных отношений, речь шла и о преодолении синдрома «холодной войны» политическими методами, модернизации коллективной /кооперативной системы безопасности, исключающей применение ядерного, химического и биологического оружия массового уничтожения. Совершенствование международной системы безопасности, упрочение позиций ООН, ОБСЕ, ОДКБ, ЗЕС, ШОС и общественных миротворческих движений − ключ к глобальной безопасности. Поиск действенных механизмов парирования реальных, вроде международного терроризма, и потенциальных угроз, которые способны отразить национальные или коллективные силы остается большим исследовательским полем для политологов и аналитиков в области безопасности.

   Многофакторность содержания международной безопасности предполагает соответствующий исследовательский инструментарий. По моему мнению, оптимальным способом познания актуальных политических проблем безопасности является системный анализ. Поскольку, как писал академик Н.Н.Моисеев, основная задача системного анализа состоит в том, чтобы найти разумную степень детализации, сохраняющую целостное представление о предмете.1 Автор руководствуется этой нормой и диалектикой Р. Декарта, который говорил: «Тот, кто серьезно стремиться к познанию истины, не должен избирать какую-либо одну науку, − ибо все они находятся во взаимной связи и зависят одна от другой».

    Систематизируя данные ряда смежных гуманитарных и точных наук, современных концепций естествознания, необходимо уточнить отношение прежде всего к определению рисков и угроз, а равно и на ресурсы, средства обеспечения национальной, региональной и глобальной безопасности. Что без учета очевидных тенденций в сфере обращения вооружений, военно-технического сотрудничества стран выполнить невозможно. Да и как показывает практика, беспристрастные цифры лучше и точнее отражают положение вещей, чем многословные заверения политиков, «стремящихся к миру во всем мире». Следуя этой логике, автор предлагает читателям познакомиться с последними данными международных исследовательских центров.

   Страны Севера вооружают Юг2

   США первый мировой экспортер оружия (в числителе – доля американского экспорта, в знаменателе – общемировой экспорт):

   Конвенционное оружие для Ближнего Востока (2002-2006) – 45% / 100%;

   Конвенционное оружие для развивающихся стран (1999-2006) – 40% / 100 %;

   Конвенционное оружие (2002-2006, в среднем за год) – 30 % – 100 %.

   Продавцы оружия и канонов

   Большую часть оружия для войн в странах Юга поставляют США и страны Европы. С 2002 года первая десятка компаний, занимающихся продажей оружия, как это видно из содержания диаграмм, не претерпела практически никаких изменений, за исключением того, что место компании United Tchnologies заняла L3-Communications.

   Топ-10 самых крупных продавцов оружия

   (объем экспортных поставок за 2007 г. в млн.$):

   Boeing (США) – 30480;

   BAE Systems (EC) – 29850;

   Lockheed Martin (США) – 29400;

   Northrop Grumann (США) – 24600;

   General Dynamics (США) – 21520;

   Raytheon (США) – 19540;

   EADS(ЕС) – 13100;

   L3-Communications (США) – 11420;

   Finmeccanica (ЕС) – 9850;

   Thales (ЕС) – 9350.

   Распространение ядерного оружия – это реальность

   Мировые ядерные державы Индия, Пакистан и Израиль демонстративно отказались подписывать договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)3. Северная Корея провела два испытания в 2006 и 2009 годах. Иран продолжает реализовывать свою ядерную программу. Теперь, по оценкам экспертов, глобальным ядерным фактором могут распоряжаться даже негосударственные военизированные группы.

Татьяна Прийменко.

Франция, г. Бардо.

Специально для «Национальной безопасности».


1 Моисеев Н.Н. Мировое сообщество и судьба России. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. С.8.

2 Groupe de recherche et d’information sur la paix et la sécurité.

3 Stockholm International Peace Research Institute.