Фронтовая сводка – не случайный эпизод Первой мировой войны. Именно российские пограничники стояли у истоков отечественной противовоздушной обороны. Так, 13 мая
В то далекое январское утро PL-19 описал несколько кругов над городом, затем снизился и сбросил семь мощных бомб на военные объекты. Густой туман, покрывший в этот день Либаву, помешал прицельному бомбометанию. Объекты уцелели, а бомбы упали на поле, образовав большие воронки. Русские солдаты начали вести по дирижаблю ружейный огонь. Поставив дымовую завесу, дирижабль пошел на юг и скрылся в тумане. Близ Виргена он все-таки был подбит русской артиллерией.
В 10 часов с пограничного поста поступило сообщение, что на расстоянии мили от Либавы около Бернатена подбитый «парсифаль» приводнился. Для уничтожения дирижабля была снаряжена экспедиция из двух судов под командой капитанов 2 ранга Никифораки и Юрковского. Погоня продолжалась более двух часов. Русский отряд упорно преследовал дирижабль и в трех верстах от берега настиг его. При сближении наших судов с «парсифалем» с борта дирижабля раздались выстрелы из маузеров. К счастью, моряки не пострадали. Моряки выстрелили в оболочку. Экипаж неприятельского дирижабля стал размахивать белыми платками. Когда гондола погрузилась в воду, экипаж взобрался на поверхность оболочки и смиренно сдался русским.
Плененный экипаж состоял из командира обер-лейтенанта Мейера, его помощника лейтенанта Рассольда, двух палубных офицеров, двух моторных унтер-офицеров и одного рулевого унтер-офицера. Допрос обер-лейтенанта показал, что «парсифаль» вылетел из Кенигсберга в 3 часа ночи с задачей бомбометания военных объектов в Либаве. Зенитный огонь русских поразил кормовой отсек. Аэростат лишился маневра и потерял высоту.
«Парсифаль» относился к классу морских управляемых аэростатов, он мог более суток быть на плаву. Ему на помощь были высланы немецкие миноносцы, но русские моряки их опередили. За уничтожение дирижабля, стоимость которого составляла 700 тысяч марок, вся команда портовых судов была награждена Георгиевскими крестами и георгиевскими медалями. Ротмистр Пограничной стражи Боков вызвался поднять с морского дна затонувший дирижабль. Он организовал команду из добровольцев и отправился на место боя. Затонувший дирижабль лежал на глубине пяти сажен. Запутавшись снястями за скалы, гондола с двигателями не скатилась в глубину. Слово свое пограничник сдержал. Через пять дней на берегу стали появляться части летательного аппарата: балонная ткань, тросы, механизмы, пропеллеры и сама гондола. На помощь ротмистру прибыл капитан 2 ранга Никифораки, который на своем буксире установил мощный кран. 12 февраля гондола с двигателями была доставлена на берег.
В годы Первой мировой войны вражеские «цеппелины» выполняли роль стратегических бомбардировщиков и разведчиков. Несколько раз немцы на дирижаблях пытались прорваться к русской столице, но это им не удалось. В настоящее время мир переживает бум дирижаблестроения. Наследники графа Цеппелина восстановили семейное дело.
Несколько новых «цеппелина» уже летают в небе Германии. Американцы заканчивают постройку большого дирижабля, который будет играть роль командного пункта группировки кораблей. Во время операции «Буря в пустыне» американским командованием серьезно рассматривался вопрос использования дирижабля в Персидском заливе для обнаружения противокорабельных ракет. Определенная работа ведется и у нас.
В нашей стране сейчас имеется два дирижабля: газовый – «Аэростатика» конструкции А.Н.Кирилина и тепловой – «Авгуръ», эксплуатируемый русским Воздухоплавательным обществом. Кстати, воздухоплавательным центром «Авгуръ» под руководством С.В.Федорова спроектирован и специальный пограничный дирижабль «ПД-300». Этот дирижабль предназначен для выполнения полетов, в том числе на малой высоте (до трех метров) и с малой скоростью. Он способен зависать над определенной точкой. Это неутомимое средство патрулирования. Экипаж дирижабля способен вести визуальный контроль для более подробного обследования отдельных участков приграничья, точно определять географические координаты места наблюдения с помощью спутниковой системы определения координат, устанавливать различного типа маркеры для облегчения поиска наземными службами.
Воздухоплаватели «пограничного дирижабля» смогут вести инструментальный контроль поверхности Земли, а также непосредственно на борту обрабатывать фотовидеоинформацию и передавать ее в динамическом и статическом режимах на наземный диспетчерский пункт. Кроме того, «ПД-300» может перевозить людей и грузы, высаживать десантно-штурмовые группы, выполнять спасательные операции, как на земле, так и на воде, проводить агитационные рейсы. Успешное использование зарубежных аналогов этого дирижабля полицейскими службами Южной Кореи и Японии, а также испытание их патрульных возможностей военно-морскими силами Франции и США позволяют предположить, что «ПД-300» может стать штатным средством пограничников России.
В. Павлушенко, В. Тимошенко.
1. Трофей русских пограничников представлял собой управляемый аэростат мягкого типа (конструктор Августа Парсеваля PL-19). В обиходе его называли «парсифаль». Дирижабль был построен в 1914г. Его объем составлял