"От штаба Верховного Главнокомандования. Действие дирижаблей на нашем фронте. Подъем германского парсифаля. «Парсифаль» № 19, разбойно налетевший 12 ян­варя 1915 г. на мирный город Либаву, подстреленный и утопленный в море, ныне благополучно поднят и достав­лен на берег. Этот важный и в то же время небезопасный труд со­вершенно добровольно выполнил ротмистр Пограничной стражи М.Ф.Боков с несколькими солдатами, П.Вирген и опытными рыбаками..."

       Фронтовая сводка – не случайный эпизод Первой ми­ровой войны. Именно россий­ские пограничники стояли у истоков отечественной проти­вовоздушной обороны. Так, 13 мая 1914 г. в По­лоцкой губернии сел немец­кий военный аэроплан. Авиа­торы не заблудились – их самолет подбили рос­сийские погранич­ники.   За то, что он вел демонстративно наглую воздушную разведку в приграничной губернии, «зе­леные фуражки» и наказали нарушителя границы. Оба летчика взяты в плен. Чтобы исключить разве­дывательные полеты летательных аппаратов сопредель­ных государств, 17 мая 1914 г. в военное ведомство поступи­ло предложение от Всероссий­ского аэроклуба об организа­ции «общественно-авиацион­ных станций» на западных границах империи.     
      В то далекое январское утро PL-19 описал несколько кругов над городом, затем снизился и сбросил семь мощ­ных бомб на военные объек­ты. Густой туман, покрывший в этот день Либаву, помешал прицельному бомбометанию. Объекты уцелели, а бомбы упали на поле, образовав боль­шие воронки. Русские солда­ты начали вести по дирижаб­лю ружейный огонь. Поставив дымовую завесу, дирижабль пошел на юг и скрылся в ту­мане. Близ Виргена он все-таки был подбит русской ар­тиллерией.  
       В 10 часов с пограничного поста поступило сообщение, что на расстоянии мили от Либавы около Бернатена под­битый «парсифаль» привод­нился. Для уничтожения дирижабля была снаряжена эк­спедиция из двух судов под командой капитанов 2 ранга Никифораки и Юрковского. Погоня продолжалась более двух часов. Русский отряд упорно пре­следовал дирижабль и в трех верстах от берега настиг его. При сближении наших судов с «парсифалем» с борта дири­жабля раздались выстрелы из маузеров. К счастью, моряки не пострадали. Моряки выст­релили в оболочку. Экипаж неприятельского дирижабля стал размахивать белыми платками. Когда гондола погрузилась в воду, экипаж взобрался на поверх­ность оболочки и смиренно сдался русским.   
       Плененный экипаж состоял из коман­дира обер-лейтенанта Мейера, его помощни­ка лейтенанта Рассольда, двух палуб­ных офицеров, двух моторных унтер-офи­церов и одного рулево­го унтер-офицера. Допрос обер-лейтенан­та показал, что «пар­сифаль» вылетел из Кенигсберга в 3 часа ночи с задачей бомбо­метания военных объектов в Либаве. Зе­нитный огонь русских поразил кормовой от­сек. Аэростат лишил­ся маневра и потерял высоту.    
     «Парсифаль» относился к классу морских управляемых аэростатов, он мог более суток быть на плаву. Ему на помощь были высланы немецкие ми­ноносцы, но русские моряки их опередили. За уничтоже­ние дирижабля, стоимость ко­торого составляла 700 тысяч марок, вся команда портовых судов была награждена Геор­гиевскими крестами и георги­евскими медалями. Ротмистр Пограничной стражи Боков вызвался под­нять с морского дна затонув­ший дирижабль. Он организо­вал команду из добровольцев и отправился на место боя. Затонувший дирижабль лежал на глубине пяти сажен. Запу­тавшись снястями за скалы, гондола с двигателями не ска­тилась в глубину. Слово свое пограничник сдержал. Через пять дней на берегу стали по­являться части летательного аппарата: балонная ткань, тросы, механизмы, пропелле­ры и сама гондола. На помощь ротмистру прибыл капитан 2 ранга Никифораки, который на своем буксире установил мощный кран. 12 февраля гондола с двигателями была доставлена на берег.
      В годы Первой мировой войны вражеские «цеппели­ны» выполняли роль стратегических бомбардировщиков и разведчиков. Несколько раз немцы на дирижаблях пыта­лись прорваться к русской столице, но это им не удалось. В настоящее время мир переживает бум дирижаблес­троения. Наследники графа Цеппелина восстановили семейное дело. Несколько новых «цеппелина» уже летают в небе Германии. Аме­риканцы заканчивают пост­ройку большого дирижабля, который будет играть роль ко­мандного пункта группиров­ки кораблей.  Во время операции «Буря в пустыне» американским ко­мандованием серьезно рассматривался вопрос использо­вания дирижабля в Персидс­ком заливе для обнаружения противокорабельных ракет. Определенная работа ведет­ся и у нас.
      В нашей стране сей­час имеется два дирижабля: га­зовый – «Аэростатика» конст­рукции А.Н.Кирилина и тепло­вой – «Авгуръ», эксплуатируе­мый русским Воздухоплава­тельным обществом. Кстати, воздухоплавательным центром «Авгуръ» под руководством С.В.Федорова спроектирован и специальный пограничный дирижабль «ПД-300». Этот дирижабль предназ­начен для выполнения поле­тов, в том числе на малой высоте (до трех метров) и с ма­лой скоростью. Он способен зависать над определенной точкой. Это неутомимое сред­ство патрулирования. Экипаж дирижабля способен вести визуальный контроль для более подробного обследования от­дельных участков приграничья, точно определять геогра­фические координаты места наблюдения с помощью спутниковой системы опре­деления координат, устанав­ливать различного типа мар­керы для облегчения поис­ка наземными службами.
      Воздухоплаватели «погра­ничного дирижабля» смогут вести инструментальный контроль поверхности Зем­ли, а также непосредствен­но на борту обрабатывать фотовидеоинформацию и пе­редавать ее в динамическом и статическом режимах на наземный диспетчерский пункт. Кроме того, «ПД-300» может перевозить лю­дей и грузы, высаживать десантно-штурмовые группы, выполнять спасательные операции, как на земле, так и на воде, проводить агита­ционные рейсы. Успешное использова­ние зарубежных аналогов этого дирижабля полицейскими службами Южной Ко­реи и Японии, а также ис­пытание их патрульных возможностей военно-морс­кими силами Франции и США позволяют предполо­жить, что «ПД-300» может стать штатным средством пограничников России.


В. Павлушенко, В. Тимошенко.


 1. Трофей русских пограничников представлял собой управляемый аэростат мягкого типа (конструктор Августа Парсеваля PL-19). В обиходе его называли «парсифаль». Дирижабль был построен в 1914г. Его объем составлял  9839 м,длина – 92 м, диаметр – 15 м, а полезная нагрузка – 3300 кг.