С богатой экспозицией мемориала в Лабё обозревателя медиопортала «Хранитель» познакомил заместитель  председателя Федерации германских моряков (Deutscher Marinebund) Петер Маттсон. (Peter Mattson). Он же поведал и об истории комплекса.

 В 1936 г. рейхсканцлер Германии Гитлер лично открыл мемориал и музей военно-морского флота Германии. Уцелев во время бомбежек авиацией западных союзников в время Второй мировой войны, он действует и в наши дни. После окончания войны и образования ФРГ музей и мемориал были дополнены экспонатами по истории кригсмарине («третий рейх»), бундесмарине (ФРГ) и фольксмарине (ГДР).

Мемориал лишен налета идеологизации – его богатая экспозиция предельно информативна, но без каких-либо политических оценок и выводов. Впрочем, после осмотра богатейшей музейной экспозиции эти выводы и оценки многочисленные гости со всех стран Европы и с других континентов могут сделать и сами. Правда, мне трудно судить, какие выводы сделали солдаты бундесвера, которых офицер, судя по всему, ротный командир, привез сюда на экскурсию. Потом они дружно уселись за столики в прибрежном кафетерии близ музея и, судя по оживленному разговору, обсуждали увиденное.

Мемориал включат в себя 85-метровый обелиск, возвышающийся на холме над бухтой. Он виден за много миль с моря и с суши и служит своеобразным маяком. А выполнен обелиск в стилизованном виде рубки подводной лодки. Но кто-то воспринимает его как факел… Внутри обелиск полый, на самый верх его можно  подняться пешком (что довольно утомительно) или на лифте. Помимо обелиска объект включает  зал Памяти, обширнейшею музейную  экспозицию, мемориальные залы и  наружную площадь. Мемориальные залы находятся под площадью. Здесь же – место упокоения адмирала Рейнхарда Шеера,

Филиалом музея считается океанская подводная лодка (тип VIIC), стоящая на берегу рядом с мемориалом. Неподалеку – памятник погибшим подводникам с поименным перечислением всех экипажей. Однако первая немецкая субмарина  U-1 хранится вдалеке от моря, в мюнхенском «Германском музее» («Дойче музеум»).

В Германии гордятся своими подводными традициями. В частности, времен Второй мировой войны. Чтобы проти­востоять системе конвоев, с которой немецкие подлодки не смогли спра­виться в Первую мировую, адмирал Карл Дениц разработал тактику «волчьей стаи». Но, несмотря на техническое совершенство немецких лодок, высокую выучку экипажей, Германия проиграла битву за Атлантику.  Сказалось использование союзниками (в частности, англичанами) воздушного прикрытия конвоев, мешавшего не­мецким подлодкам безбоязненно всплывать на поверхность. В результа­те немцы не имели возможности настичь свою жертву в надводном по­ложении, а в погруженном состоянии скорость лодки для этого была слишком мала.

К тому же конвои охранялись морскими патрульными самолетами, обладав­шими высокой дальностью полета и оснащенными поисковыми ра­диолокаторами. Эти самолеты успешно находили и уничтожали  немецкие лодки. В последние два года войны патрульные самолеты успешно взаимодействовали с группами кораб­лей-охотников и эсминцев из состава английских и американских ВМС.

Потери и обретения

Для подводного флота Германии последствия проигранной войны на море были катастрофическими. Из 1162 подлодок, введенных в строй в военное время, 785  числились погибшими или пропавшими без вести. Только за  «черный май» 1943-го кригсмарине потерял 41 лодку, немногим меньше чем ВМС США за всю войну (52 единицы, на которых погибло 3505 человек).

 Из сорока тысяч офицеров и матросов, воевавших на немецких подводных лодках с 1939 по 1945 год, тридцать тысяч домой не  вернулись. За всю историю войн – это самый высокий процент потерь в каком-либо роде сил. Гибли моряки, как правило, всем экипажем (50-55 человек). Тем не менее до самого конца войны в подводный флот сохранялась очередь из добровольцев.

Несмотря на ужасающие цифры потерь, в годы войны немецкие подлодки потопили 2828 коммерческих судов союзников общим водоизмещением 14 923 052 тонны. Один только английский флот потерял погибшими 80 000 человек, из которых 30 000 были моряками торговых судов.

К счастью для союзников, война уже подходила к концу, когда в бой вступили германские лодки XXI серии, не имевшие тогда равных по боевым возможностям. Сохранилась лишь одна лодка этого типа – в Техническом музее  Бремерхафена.  Зато Соединенные Штаты могут похвалиться трофейной U-505, выставленной в Научно-промышленном музее Чикаго, а англичане – поднятой со дна морского U-534 (Музей исторических кораблей, Биркенхед).

Представительна и музейная коллекция германских подлодок послевоенной постройки. Подлодки 205 проекта, отслужив свой срок, стали экспонатами Музея техники в Шпайере (U9) и Военно-морского музея в Вильгельмсгафене (U-10). Немецкие лодки служат в ВМС Аргентины, Греции, Израиля, Кореи, Норвегии и других стран. На смену ПЛ типа «Коббен» (проект 206) в норвежские ВМС пришел проект 210, после лодка S302 «Utstein» 206-го проекта отправилась на вечную стоянку в порту  Хортен.

В США подлодок-памятников почти две дюжины. И это логично: американские ВМС  потеряли в войне 52 подлодки и каждого седьмого подводника. На рубеже XX века первенство в создании подводных лодок заняла именно эта страна. Разработкой и постройкой субмарин здесь руководил американец ирландского происхождения Джон Голланд. Первым его удачным творением стала лодка «Голланд-1».  Это миниатюрное судно, подобно своим предшественникам, приводилось в движение мускульной силой экипажа.

 Но применив только что изобретенный керосиновый двигатель Брайтона мощностью 4 л.с., Голланд смог создать более совершенную модель подводной лодки. «Голланд -1» строилась на Металлическом заводе в Олбани и прошла ходовые испытания в 1878 г. Сейчас эта лодка хранится в Музее Паттерсона в США. А аналогичная британская субмарина  выставлена в Музее королевских подводных сил в Госпорте.  Здесь также можно увидеть ПЛ «Эллайенс» (тип А, 1945 г.) и две сверхмалых лодки периода Второй мировой войны: немецкий «Бибер» и британский тип Х из числа тех, что вывели из строя «Тирпиц» в норвежском Каа-фьорде.

В далекой Австралии действуют три музейных дизель-электрических субмарин. Бразильская подлодка «Оберон» (британского проекта) украшает Военно-морской центр в Рио-де-Жанейро, а канадская «Онондагу» – Военный музей в Оттаве. После вывода из состава ВМС она уже успела побывать в обличье советской подводной лодки С-270 в известном  американском фильме «К-19». Чтобы придать ей сходство с нашей субмариной, пришлось изрядно потрудиться над силуэтом – главным образом из-за рубки, оказавшейся вдвое выше, чем у оригинала.

Гордятся своей «подводной» историей и финны – несмотря на то, что по Парижскому договору 1947 года страна лишена права на собственный подводный флот. Там широкой популярностью пользуется  лодка-«малютка» «Весикко» (тип IIA),  торпедировавшая в 1941 г. советский транспорт «Выборг» близ острова Гогланд.   Сегодня финская «малютка» находится в крепости Суоменлинна (бывший Свеаборг).

Танго на берегу

В мировой «музейной» коллекции субмарин значатся и советские подлодки. Лодка-музей К-21 знаменитого подводника Героя Советского Союза капитана 2 ранга Николая Лунина установлена в Североморске. В Санкт-Петербурге аналогичный объект – одна из первых советских серийных лодок Д-2 «Доброволец» (год выпуска – 1929-й).

А во Владивостоке, на берегу живописнейшей бухты Золотой Рог водружена на пьедестал легендарная С-56. Во время  войны лодка совершила сверхдальний переход  через два океана – Тихий и Атлантический – в Заполярье. За время этой сложнейшей миссии подлодкой было потоплено 10 германских кораблей. Командир С-56 Г.И. Щедрин удостоен звания Героя Советского Союза. К слову, субмарины типа С («Сталинец») впоследствии были признаны самыми эффективными подводными лодками за все время Великой Отечественной войны. Всего их было построено 17 единиц.

Это первая советская подводная лодка-мемориал. Она была установлена в морской столице российского Дальнего востока неподалеку от здания штаба Тихоокеанского флота в 1975 году – в День Победы. Лодка открыта для посещения жителями и гостями города ежедневно. Во время государственных праздников и Дней воинской славы на площадке рядом с С-56  проходят торжественные мероприятия с участием моряков-тихоокеанцев, ветеранов флота и общественности. Звучат песни о море, об усталой подлодке, марши, вальсы и танго. Каждый раз, бывая во Владивостоке, я непременно прихожу сюда…

А в 2003 году подводная лодка-музей появилась и в Москве. Это отслужившая свой срок дизель-электрическая субмарина «Новосибирский комсомолец»  по  классификации  НАТО – серии «Танго». Длина – 90,2 метра,  ширина 9,6 метра, скорость под водой 13 узлов, рабочая  глубина погружения - 240 метров. Автономность плавания 80  суток. Вооружение – 24 торпеды. Построенная на заводе  в  Сормово  (Нижний Новгород)  в  начале  1970-х  годов, она прошла  большой и славный  путь:  несла  службу  в составе подводных сил Северного флота,  избороздила   всю   Атлантику   и Средиземное море. Экипаж не раз брал призы Главкома ВМФ  РФ  за успехи  в боевой подготовке.

Из Северодвинска лодку на специальной барже транспортировали сложнейшим водным маршрутом – через  более полутора десятков шлюзов. В конце пути «Новосибирский комсомолец» благополучно  пришвартовали на Москве-реке в районе Северного речного порта. Так что лодка из семейства «Танго» и сегодня продолжает свой большой  и славный путь. Но уже в ином качестве…

Владимир Рощупкин.