А в добрые советские времена по брусчатке Крещатика и главной площади Тбилиси шли родные, отечественные боевые машины. Впрочем, для марионеточных режимов, ясное дело, другой техники, кроме заграничной, не существует.
Иное дело - Россия. Здесь традиционно лелеют собственные боевые ресурсы. Моторизация войск - не исключение.
В прошлом году, на III Международном салоне вооружения и военной техники МВСВ-2008, помнится, необычайной популярностью у посетителей пользовалась экспозиция "Военно-промышленной компании", которая экспонировала нашенский внедорожник, - вариант специальной полицейской машины - СПМ-2 "Тигр". Или, как его рекомендовали метким словом представители ВПК - пожиратель дорог и предрассудков.
С дорогами - ясно. А причем тут предрассудки?
Старожилы из СССР, вероятно, помнят, как ругали отечественную автопромышленность. Было за что. Тем удивительнее, что современные русские конструкторы, оказывается, могут проектировать и выпускать колесную технику, значительно превосходящую все мировые аналоги. Например, тот самый "Хаммер". Или, говоря официально, - HMMWV M998 (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle Model 998, что переводится как "Высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство модель 998".
Как сообщала пресса, история новой конкурентоспособной российской машины тесно связана с выставками в Объединенных Арабских Эмиратах (IDEX). В начале девяностых годов военные в Абу-Даби решили создать собственный внедорожник, который должен был прийти на смену американскому "Хаммеру", не отличавшемуся особой надежностью в условиях пустыни и жаркого климата.
По просьбе ОАЭ в РФ было создано специальное КБ, в работе которого ведущую роль играли конструкторы ГАЗа, разрабатывавшие когда-то советские БТРы. Ими-то и был создан автомобиль со звучным именем "Тигр". Он действительно превзошел "Хаммер" по всем основным характеристикам.
Внедорожник способен развивать максимальную скорость до 140 км/час. Пожирателю дорог это позволяет делать дизельный двигатель с турбонаддувом мощностью 180 л.с. Экипаж - 9 человек. Запас хода - 900 км. Его стальная броня обеспечивает защиту от противопехотных мин и пуль 7,62 мм. Заявленные характеристики "Тигра" подтверждают бойцы, побывавшие под огнем противника. Солдаты говорят, что чувствуют себя защищенными в кабине, словно младенцы в детских колясках. ГАЗ-2330 "Тигр", оснащенный независимой торсионной подвеской всех колес, способен передвигаться как по дорогам общего пользования, так и по полному бездорожью. Высокой проходимости автомобиля способствуют полный привод колес, увеличенный дорожный просвет и автоматическое регулирование давления в шинах. Автомобиль оборудован гидроусилителем рулевого управления. Грузоподъемность "Тигра" - 1,5 тонны.
Однако тогда, в 90-е, в силу ряда причин работы до логичного конца довести не удалось. И лишь в новом столетии на ГАЗе сделали русский "Тигр", который очень приглянулся всем отечественным силовым ведомствам, а также геологоразведке, нефтепромысловикам и представителям других отраслей экономики, чья деятельность протекает вдали от столичных магистралей. Автомобиль специального назначения удовлетворяет самым высоким требованиям по рациональному дизайну как внешних форм, так и интерьеру для автомобилей такого класса. Новая разработка отвечает всем эксплуатационным требованиям по надежности, безопасности, экологии.
...Придет время, и, мы надеемся, сменятся режимы, а вместе с ними декорации площадей с парадными колоннами и вновь войдут на них грозные колонны с изделиями ГАЗов, КАМАЗов, УАЗов и других не менее прославленных брендов на колесах.


Сергей Майоров, старший лейтенант.
Фото Владимира Давыдова.