Еще в середине ноября прошлого года внимание СМИ привлекло заявление члена комитета Госдумы по обороне Михаила Мусатова о том, что Российская армия планирует закупить в… Израиле беспилотные летательные аппараты. Затем это заявление то опровергали, то подтверждали. Но, как известно, дыма без огня не бывает: первый заместитель главы Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Владислав Путилин уточнил, что для выделения средств под этот контракт ситуацию необходимо изучить «Рособоронэкспорту». Чтобы ответить на вопрос о том, какие модели целесообразно закупать у зарубежных производителей, необходим сравнительный анализ с аппаратами, производящимися в России.

            Хорошую возможность для такого сравнения, как мне представляется, дает открывшаяся в московском «Экспоцентре» международная выставка «Беспилотные многоцелевые комплексы-2009» –«UVS – TECH-2009». По информации устроителей, в ней участвуют 43 российских и две зарубежные организации (UVS International – Нидерланды, DST Control – Швеция).

            Продукцию военного назначения отечественного производства демонстрируют шесть предприятий: «ЭНИКС» (Казань), концерн «Вега» (Москва), НИИ «Кулон» (Москва), КБ «Луч» (Рыбинск), Государственный рязанский приборный завод, Московский научно-производственный комплекс «Авионика».

            Выставка проходит под патронажем Торгово-промышленной палаты РФ при поддержке Министерства энергетики России, профильных комитетов Совета Федерации и Государственной Думы России, Межгосударственного авиационного комитета, Союза нефтегазопромышленников России, Международного союза авиапромышленности, ОАО «Газпром», ОАО «Транснефть», Московского авиационного института, (ГТУ) МГТУ им. Н.Э.Баумана и Международной ассоциации беспилотных систем (UVS International).

            В церемонии открытия принял участие статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли РФ С.А. Наумов. В своем приветственном слове он отметил, что выставки, подобные «UVS–TECH-2009», становятся важным научно-техническим мероприятием, позволяющим определить направления развития беспилотной техники, продемонстрировать технологические ресурсы, возможности ее создания и внедрения.

   Практически каждому экспонату, несмотря на их узкую специализацию, применима формула известного авиационного конструктора Олега Антонова: «Красивые самолеты красиво летают». В чем, собственно, убеждают многочисленные киноролики, демонстрирующиеся практически на каждом стенде.

С точки зрения обычного авиапассажира, осмотр этой экспозиции – путешествие Гулливера в страну лилипутов или возращение в школьный авиамодельный кружок: миниатюрность в военной инфраструктуре – в цене. Взять, например, изделие авиастроителей Татарстана – БЛА Т23Э.Для уменьшения габаритных размеров воздушного робота конструкторы с берегов Волги выполнили его по аэродинамической схеме «летающее крыло» со складными консолями. Носитель специальной (фото- или телевизионной) аппаратуры наблюдения служит для ее доставки в район предполагаемых боевых действий и возвращения к месту посадки в соответствии с полетным заданием.

В хвостовой части фюзеляжа БЛА расположен электрический двигатель с толкающим винтом. Старт БЛА осуществляется с использованием резинового жгута, обеспечивающего необходимую взлетную скорость. Достоинство конструкции – малые размеры, она вмещается в обычный рюкзак. Электрическая силовая установка обеспечивает «крылу» в полете малую оптическую, акустическую и радиолокационную заметность. Посадка БЛА осуществляется с использованием парашютной системы с высот от 30м на неподготовленную площадку.

            Красочная и выразительная экспозиция мало кого оставит равнодушным. Особенно притягивают взгляд, повторяю, миниатюрные изделия. Как, например, разработка Технического университета города Дельфта и Университета Вагенингена (Нидерланды) RoboSwift. По аэродинамическому профилю этот БЛА подобен стрижу. Принципиальной особенностью «птички» является применение крыльев с трансформируемой геометрией. Возможность изменять размах и площадь крыла обеспечивает лучшую маневренность по сравнению с летательными аппаратами традиционной компоновки. Для увеличения подъемной силы на малых скоростях крылья робота-стрижа расширяются, при выполнении скоростного полета – складываются.

            RoboSwift может выполнять полет в режиме планирования с выключенным электромотором и максимально выдвинутыми крыльями. Новинка изготовлена из композитных материалов на основе углеводородных волокон. Его масса равна 80 граммам. Аппарат оснащается одним пропеллером и способен совершать полет продолжительностью около одного часа. В комплект бортового оборудования входят три телекамеры для ведения разведки.

            Оборонная тема не исчерпывает всех ресурсов БЛА. Им находится место в геологоразведке, метеорологии, дистанционной диагностике объектов, охране, в производственно-экологическом мониторинге, картографии и т.д.

К слову о ресурсах, нашим читателям, интересующимся этой темой, я бы рекомендовала заглядывать на официальный сайт (UVS International): www.uvs-info.com. Среди прочей информации этот ресурс содержит самую большую в мире on-line фотобиблиотеку: более 500 беспилотных летательных и более 300 наземных систем. Не исключаю, что в этой электронной картотеке есть и российские разработки. Ничего удивительного в этом мониторинге нет: страны ревниво наблюдают за российской конструкторской мыслью.

            Известный оптимизм мне внушило и заявление генерала Александра Алешина, представителя Главного штаба ВВС РФ. Он отметил, что ВВС России ведут разработку различных программ по созданию беспилотных летательных аппаратов: от тактического и оперативно-тактического до истребительного.

Генерал подчеркнул, что после 2015 года на вооружение ВВС России будут поступать самые современные беспилотные летательные аппараты.

Элеонора Лагутина

Фото Владимира Давыдова