На полустанках истории бронепоезда делают очень короткие остановки 

Бронепоезд вошел на всех парах в боевые порядки армий и, понятно, в историю во время англо-бурской войны 1899−1902 годов. Хотя первый опыт соединения артиллерии и подвижного состава принадлежит американцам, участникам гражданской войны 1861− 1865 годов. Новая тактика применения коллективного оружия приглянулась еврoпeйским стратегам. Первая мировая война подстегнула отрасли тяжелого транспортного машиностроения, и практически у всех действующих армий появились крепости на колесах. 

Сухопутный броненосец 

Первый проект отечественного железнодорожного бронеобъекта был разработан в 1900 году для нужд Общества Китайской Восточной железной дороги (КВЖД) - от китайских бандитов («хунхузов»). А в строй первый русский бронепоезд с собственным именем «Хунхуз» был введен 1 сентября 1915 года и приписан к Заамурской бригаде пограничной стражи(1), которая несла охрану коммуникаций КВЖД. С началом Первой мировой войны часть бригады переподчинили командованию Юго-Западного фронта. Остальные «Хунхузы» с бортовыми номерами 2, 5 и 3 действовали в составе 2-го, 3-го Заамурских и 2-го Сибирского железнодорожных батальонов.

По некоторым данным, к середине 1917 года на вооружении Русской императорской армии состояло 7 бронепоездов.(2)Подлинного размаха строительство бронепоездов приобрело в годы Гражданской войны и иностранной интервенции.

Командир бронепоезда имени Розы Люксембург А.П.Цупов-Шапильский оставил интересные воспоминания о становлении нового коллективного рода войск:

« - Мы начинаем новое и чрезвычайно ответственное дело, - сказал Подвойский (член Реввоенсовета Республики. – В.Д.). - Многому придется учиться на практике. Мне кажется, бронированные поезда станут в скором времени могучим оружием Красной Армии,своегорода «сухопутными броненосцами».

...Мыдумаем направить на бронепоезда опытных морских артиллеристов, обладающих высокой выучкой и привыкших вести огонь не с неподвижной позиции, а во время движения кораблей, да еще в условиях качки...

На следующий после этого разговора день я дал свое согласие. Подвойский распорядился выдать мне соответствующий мандат, с которым предстояло явиться на Путиловский завод, где строился бронепоезд. Весной 1918 года рабочие этого старейшего петроградского предприятия соорудили три бронированных поезда. Два из них были укомплектованы в основном своими же путиловцами, и командирами на них стали путиловцы Зайцев и Шмай. Команду третьего решено было скомплектовать из кронштадтских матросов…

В тот день я узнал, что нашим правительством принято решение придавать бронепоезда воинским частям, широко использовать их артиллерийскую мощь, сделать их своего рода мобильными артиллерийскими батареями. Постройка бронепоездов велась, оказывается, не только в Петрограде. Этим делом занимались также заводы Нижнего Новгорода, Луганска, Коломны, Брянска, Харькова, Севастополя. Наряду с этим усиленно сооружались повсеместно и блиндированные поезда, то есть из обычных вагонов и паровозов, переоборудованных соответствующим образом».(3)

К 1 октября 1920 года в составе броневых сил Красной Армии находилось 103 бронепоезда и бронелетучки, 51 бронеавтомобильный отряд, 11 автотанковых отрядов. У белогвардейцев под парами ходили 47–79 бронеобъектов. 

Форт на колесах 

Что из себя представлял форт на колесах? Он состоял из боевой части и базы. Боеваячасть – обычно две бронеплощадки, выводимые в бой помещенным между ними бронепаровозом. На обращенном к противнику тендере паровоза оборудовалась рубка – бронированный «капитанский мостик», оснащенный приборами наблюдения и связи. Впереди и позади бронеплощадок − 2-4 платформы прикрытия, которые одновременно служили для предотвращения подрыва (их потому еще контрольными называли) и для перевозки табельных ремонтно-восстановительных средств: шпал, рельсов и пр.

Вооружение бронеплощадки − 1-2 орудия, 4-8 пулеметов, установленных по бортам и во вращающихся башнях. Встречались бронеобъекты, состоящие из 5-6 площадок с 76-, 107-, и даже 152-миллиметровыми орудиями. По калибру орудий бронепоезда соответственно подразделялись на легкие и тяжелые.

Перед боем все элементы боевой части жестко соединялись, что позволяло бронепоезду преодолевать незначительные повреждения железнодорожной колеи. База – ближайший возимый тыл бронепоезда − паровоз с 10-15 вагонами (пассажирскими и товарными), приспособленными под жилье команды, хозяйственные нужды и арсеналы. В предвидении схватки и во время огневого контакта с противником база следовала за боевой частью вне досягаемости вражеской артиллерии.

Основные достоинства крепости на колесах – огневая мощь, способность к быстрым по тому времени (до 40-50 километров в час) переброскам на значительные расстояния и неуязвимость. Стальные, иногда с бетонной заливкой, стены защищали экипаж от ружейного и пулеметного огня, осколков. Наконец, на стороне бронепоезда была внезапность, вызывающая, как правило, панику у противника…

Однако на рельсах бронепоезд поджидало и немало капканов. Рукой лазутчика разобранный путь, завалы, коварная мина… Да и трудяга-паровоз целиком зависел от топлива и водоснабжения. Как писал начальник военных сообщений Восточного фронта Владимир Жигмунд, в тот период (1918 год. − В.Д.) подвижной состав был изношен, на многих станциях не хватало воды и топлива. Для топки паровозов приходилось разбирать на станциях деревянные строения второстепенного значения, а на Астраханской линии паровозы отапливались… сельдью и воблой. Машинисты говорили, что «рыбий жир» хорошо держит пар.

…Асимметричный ответ на военную страду, говоря современным языком. Как это похоже на нас, русских ванек-встанек! Предрасположенность к парированию запредельных, неведомых прежде угроз, похоже, у нас в крови. Разновидность коллективного рода оружия – бронепоезд оказался наиболее близок соборной русской ментальности. Военная сметка в купе с удалью, дерзостью и храбростью бойцов – главный оберег России.

Песенный образ бронепоезда, который до поры до времени стоит на запасных путях, органично вписывается в нашу большую военную историю. Форт на колесах… В одном случае это был засадный полк воеводы Боброка, в другом – тактический резерв Суворова, в третьем – стратегические госрезервы СССР. НЗ, который окруженная врагами Россия пускала в дело в самый безнадежный и критический момент своей жизни и побеждала, изумляя мир. Так было во всех справедливых войнах за свободу и независимость страны в прошлом. То же самое мы наблюдаем и в наши дни. Идет ли речь о броске российского десанта на Приштину или о пятидневном принуждении к миру кавказских учеников США, а итог один - победа!

К слову, наращивание огневой мощи фортов на колесах шло в ногу со временем. Нет, пожалуй, в некоторых случаях опережало свое время. Так, в 80-х годах прошлого века у стратегических ракетчиков на железнодорожные сообщения были свои виды. Боевой железнодорожный ракетный комплекс РС-22 (по классификации HАТО, «Скальпель») был построен в СССР. По признанию специалистов, это самое грозное оружие, которое когда-либо существовало на земле и передвигалось по рельсам. Его создали коллективы, руководимые академиками РАН братьями Владимиром и Алексеем Уткиными. «Скальпель» был снят с боевого дежурства в 2005 году. А до ухода в запас он, как и его предшественники в 1920-е годы, стойко держал фронт. 

Держать фронт! 

В.В.Куйбышев в статье «Первая революционная армия» рассказывал, что Красная Армия пережила неизбежный младенческий период развития, период, богатый отдельными проявлениями отваги, удали, а подчас и героизма, но, с другой стороны, богатый и случаями беспричинной паники, стоверстных отступлений в одни сутки.

…Дело доходило до того, что между штабом армии, помещавшимся в то время в

Инте, и противником на путях к Сызрани был лишь броневой поезд и 21 боец, причем в то число входил и начальник интинской «дивизии» со своим штабом».

Речь в публикации шла о команде 1-го Минского бронепоезда имени В.И.Ленина. Это одно из первых воинских подразделений Красной Армии, принявшее на себя ответственность носить имя вождя революции. На именном списке получения жалования команды за апрель 1918 года уже стояла печать: «1-й Минский бронепоезд имени В.И.Ленина». Заметим, красноармейцы по собственной инициативе нарекли бронеобъект, сами решили, с чьим именем идти в бой… Созрело это решение еще до того, как на борту появилась партийная ячейка. Костяк бронепоезда составляли белорусские, украинские, русские и польские рабочие-металлисты, железнодорожники, бывшие унтер-офицеры, солдаты-окопники и моряки революционной Балтики. Из 94 красноармейцев – 87 добровольно включились в борьбу за народную власть(4)

За два месяца упорного труда команда с помощью брянских рабочих превратила бывший блиндированный поезд №10 желдорбата царской армии в стальной маневренный форт. Из бойниц бронепоезда грозно глядели стволы двух трехдюймовых полевых пушек, горного и двух зенитных орудий. 

Центробронь переводит стрелки 

События весны 1918 года вынудили руководство Красной Армии, Центробронь, перебросить бронепоезд с центрального на восточное направление, туда, где разгорался мятеж Чехословацкого корпуса.

…Последние два десятка лет зарубежная историография мародерствует в «неправильной советской истории». Неофиты НАТО, бывшие союзники по Варшавскому Договору крайне тенденциозно подходят к нашему общему прошлому, вынося за скобки все позитивное, что связывало славянские народы. Бесконечно муссируют сомнительное «Катынское дело», ввод в Прагу союзных войск в августе 1968 года… Даже прохвост Саакашвили всуе потревожил горячий пепел истории 1968 года. Необъективным летописцам из Восточной Европы мне бы особенно хотелось напомнить о некоторых исторических подробностях, которые в истинном свете представляют прислужников Антанты. Увы, белые плащи панов рыцарей, точнее, интервентов, пропитаны кровушкой славян. И покаяться бы им за невинно убитых и обездоленных, право, не помешало.

Хроника мятежа хорошо описана в советской историографии. Мы лишь добавим несколько деталей в это драматическое повествование. Чехословацкий национальный комитет и командование корпуса после подписания Брестского мира (3.03.1918г.) обратились к правительству Советской России с просьбой о предоставлении чехословацким частям возможности вернуться в Европу через Дальний Восток. Поскольку границы России с запада закрывали кайзеровские войска и формирования украинских националистов. При этом было оговорено, что по железным дорогам Советской республики чешские части будут передвигаться не как боевые единицы, а как группы свободных граждан. Оружие и боеприпасы требовалось сдать, оставив в каждом эшелоне 168 винтовок, один пулемет и 68 тысяч боевых патронов.

Однако с первых же дней эвакуации соглашение стало грубо нарушаться чехами. В эшелонах сохранились воинские порядки и структура регулярных частей, тайно переправлялось вооружение. Главари национального комитета и командование корпуса поддерживали тесную связь с Антантой.

Это не могло не беспокоить молодую народную власть. Местным советам по маршруту следования чехословацких войск предписывалось ревностно следить за исполнением условий эвакуации. Вслед за уходящими эшелонами чехов были направлены бронепоезда РККА под командованием А.Седякина, А.Полупанова, эшелон Курского бронедивизиона, отряды из состава Западной завесы. Необходимость переброски войск в восточном направлении диктовалась активностью белогвардейских сил Урала, Поволжья и Сибири.

17 мая в Челябинске, где скопилось одновременно одиннадцать чехословацких эшелонов, несколько головорезов убили караульного красноармейца. Местный совет арестовал убийц. Под предлогом освобождения «жертв большевистского произвола» отряд мятежников занял вокзал и основные районы города. Предложение Челябинского исполкома о переговорах и урегулировании конфликта всячески затягивались чешской стороной.

25 мая 1918 года штаб корпуса и Сибирский штаб эсеров передали приказ собственным войскам и эсеровским боевым организациям о захвате городов и станций. Приказ, переданный по секретным каналам эсеровского кооператива «Закупсбыт», развязал руки всем махровым врагам народной власти. 45-тысячный чехословацкий корпус с этого момента становится орудием интервенции. На языке международного права это называется вмешательством во внутренние дела суверенного государства.

И как знать, не окажись этот чешский провокационный 80-тысячный корпус в глубине обескровленной Первой мировой войной и Октябрьской революцией России, возможно, Гражданская война не приобрела бы таких масштабов и ожесточенности.

К инициаторам мятежа примкнули 15-20 тысяч царских офицеров, унтер-офицеров и юнкеров. В течение нескольких дней восставшие заняли Сибирскую железнодорожную магистраль и крупнейшие станции от Поволжья до Приморья. В захваченных городах свирепствовали карательные отряды интервентов. Они расстреливали всех лиц, заподозренных в принадлежности к большевикам. Чешская контрразведка содержала пленных в так называемых эшелонах смерти.

Успех мятежников был обусловлен щедрой подкормкой чехов мировой закулисой. Так, с 7 марта по 25 мая командование корпуса тайно получило от представителей английского и французского правительств около 15 миллионов рублей. Свою позицию европейские кабинеты объясняли тем, что якобы Красная Армия являлась нападающей стороной, а чехословацкий корпус-де стал жертвой агрессии… Это была настолько очевидная ложь, что даже командующий американскими войсками в Сибири генерал У.Грэвс был вынужден признать, что чехам никто не угрожал и именно они были нападающей стороной, обострившей течение Гражданской войны в России(5)

Зыбкая линия фронта к моменту прибытия 1-го Минского бронепоезда (командир Сигизмунд Гулинский), что называется, держалась на расстоянии прямого выстрела бортового орудия. До подхода армейских резервов бронепоезд, подобно закованному в латы былинному богатырю, вел единоборство со стоглавой гидрой интервентов. Несколько боевых рейдов в сторону Сызрани охладили наступательный порыв белочехов и Комуча (Комитет членов Учредительного собрания – Самарского «правительства»).

…Заправка топливом, водой, пополнение боекомплекта, смена боевых расчетов, выгрузка раненых, локомотивной бригады – и снова в бой. Обычно смена проводилась ночью, чтобы утром броненосец оказывался на огневой позиции, где была прервана дуэль с неприятелем. Таков ритм жизни экипажа.

В начале июля по приказу М.Тухачевского крепость на колесах переместили севернее. Бронепоезд вышел к Симбирску, прикрыв важное оперативное направление. Освобождению родного города В.И.Ленина способствовала, как свидетельствует журнал боевых действий, «энергичная работа команды бронепоезда его имени». За взятие Симбирска и Сызрани команде бронепоезда, а это без малого сто человек, было выдано 118.500 рублей наградных.(6)

Бронированный тяни-толкай, ограниченный реверсом в движении вперед-назад, обладал завидной по тому времени маневренностью. Командование РККА применяло бронеобъекты в качестве средства прорыва глубокоэшелонированной обороны противника, бронеэкипажам поручали вести разведку боем, прикрывать арьергарды соединений и объединений Красной Армии. Крепости на колесах совершали рейды по ближайшим тылам противника, выполняли роль кочующих и стационарных батарей, охраняли мосты, порты, транспортные узлы, переправы, прикрывали ремонтно-восстановительные работы железнодорожного полотна, инженерных сооружений, перебрасывали вооружение, технику, боеприпасы, резервы…

Объективности ради отметим, что по той же колее, где, гремя сцепками, проносились бронелетучки РККА, курсировали вооруженные объекты несколько иного класса. Особой известностью отмечен, например, «поезд Троцкого», Председателя Высшего военного совета, наркомвоенмора и наркома путей сообщения, представлявшего собой штаб, боевую единицу Красной Армии, карательный орган и агитпоезд одновременно.

Как рассказал журнал «Техника - молодежи», поезд Троцкого, в котором наркомвоенмор провел около двух с половиной лет, был экстренно сформирован 7 августа 1918г. из двенадцати четырехосных вагонов. «В основном это были пассажирские вагоны 1-го класса и салон-вагоны. Кроме штабного, в поезде Троцкого расположились секретариат, телеграф, электростанция, библиотека, типография и баня. Вначале личный состав насчитывал 250 человек, включая латышских стрелков, личную охрану, шоферов и путевых рабочих. Кроме того, в состав был включен царский вагон-гараж. (Троцкий имел несколько автомобилей, а временами даже два самолета.) Контингенту поезда (так называемым поездникам) по его инициативе выдавались высокие оклады и кожаное обмундирование с крупным металлическим знаком на левом рукаве, специально отчеканенном на Монетном дворе.

Проблем с вагонами у новых правительственных поездов не было, частично сохранился парк еще дореволюционных привилегированных. Так что один выбор вагонного парка для литерных поездов опровергает мифы о личной скромности и непритязательности вождей революции…

На станциях, где останавливался поезд Троцкого, устраивались пышные встречи с оркестром и обязательным митингом. Но надо признать, что все это делалось не только для удовлетворения честолюбия Троцкого, а использовалось им для подчеркивания значимости новой власти. Тут же на митингах вручались премии и награды отличившимся красноармейцам, оглашались приказы, раздавались агитматериалы. И часто после этого обстановка на фронте менялась в пользу Красной Армии. Всего за 2,5 года Троцкий покрыл больше 200 000 км…

Свои литерные поезда имели и другие высшие военные руководители Красной Армии – С.М.Буденный, М.Н.Тухачевский и др.»(7)

Надо сказать, что исход многих операций Гражданской войны на театре военных действий с развитой железнодорожной сетью решался благодаря подвижным бронеобъектам. Бывший генерал русской армии К.Г.Маннергейм, хорошо осведомленный о возможностях подвижной железнодорожной артиллерии, не без оснований опасался за исход операции по захвату Выборга в апреле 1918 года. «Надо было учитывать и гарнизон в Выборге, − писал будущий президент суверенной Финляндии. − Там имелось большое количество артиллерии, по железным дорогам передвигались хорошо вооруженные бронепоезда».(8)

Действительно, на северо-западном направлении блистательную выучку и отвагу проявляли при защите Петрограда, Гатчины, Ямбурга воины бронепоезда №6 имени Ленина (командир – А.Шамрай). В боях за Крым отличились бронепоезда «Память Иванова», «Свердлов», «Спартак». Бронепоезда «III Интернационал», «Тимофей Ульянцев», «Красный Дагестанец», «Красная Астрахань», «Степан Разин», «Красноармеец» с десантами на борту заняли Баку…

Реввоенсовет ХI армии 27 апреля 1920 года телеграфировал в Москву: «…Передовым отрядом нашей армии и бронепоездами занят Баку. Азербайджанские трудовые массы с помощью Красной Армии свергли буржуазное правительство и установили Советскую власть. Доблестные части ХI армии совершили в эти дни двухсотверстный переход и своим молниеносным ударом предотвратили адский замысел буржуазии, которая хотела перед своим уходом уничтожить нефтяные сокровища… Многомиллионные запасы нефти стали достоянием пролетариата…» 

У разъезда, на 329-й версте 

На Западном фронте бронепоезд №36 имени В.И.Ленина под командой С.Деревцова (75 человек команды и 10 десантников) 4 марта 1920 года противостоял двум польским полкам (при 6 орудиях), усиленным двумя сотнями кавалерии. Как свидетельствует журнал боевых действий, 10.05.1920г. бронепоезд, отражая налет трех вражеских аэропланов, сбил один из них в районе Жлобина.

Удачный рейд совершили десантники Деревцова у 329-й версты. «Под прикрытием огня бортовых орудий десант, руководимый военкомом Алексеем Пушкиным, ворвался в опорный пункт поляков, уничтожил пехоту и захватил трофеи – 3-дюймовое орудие, пулемет «максим» с коробкой патронов, снаряды, 45 винтовок, 50 ручных гранат.

Несмотря на ранения, комсостав руководил боем. Особенно самоотверженно вели себя помнач. артборта тов. Ахметов, нач. артборта Каменев и помнач. борта Нуждин»(9)

При известной защищенности бронепоезда не были самыми безопасными кочующими участками фронта. Они, подобно большим деревьям, притягивали к себе молнии… Огонь всех орудий обрушивался на крупноразмерную цель – вагоны с бойцами. Даже если экипаж возвращался из боя без единой царапины, он, как правило, нуждался в медицинской помощи. По свидетельству единственной женщины - командира бронепоезда «Власть Советам» Людмилы Мокиевской-Зубок, от динамических ударов снарядов по броневому корпусу у личного состава открывались кровотечения из ушей и носа…

Команды бронепоездов – люди не из робкого десятка. Солдаты и матросы, крещенные в боях Первой мировой и Гражданской войн. В экипаже С.Гулинского, например, служил помощником начальника бронеплощадки Григорий Сергеев, награжденный царскими медалями «За храбрость» III и IV степени, Иван Эглит – полный Георгиевский кавалер, отмеченный медалями «За храбрость» и крестом «За боевые отличия».(10)

Добровольцы первого призыва не щадили своих сил и жизни в борьбе с интервентами ради народного блага. 9 марта 1919 года погиб в ожесточенном бою под Харцисском С.Гулинский. А несколько недель спустя боевые товарищи похоронили и его возлюбленную – Людмилу Мокиевскую-Зубок…

Эти удивительные люди, как и герои «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского, еще при жизни стали легендой. На их примере беззаветного служения новому революционному Отечеству командиры и комиссары воспитывали красноармейцев. 

Пепел Борисова 

Так, 30 июня 1920 года на борт бронепоезда С.Деревцова пришла телеграмма начальника административного управления XVI армии для широкого оповещения всего состава бронепоезда. Воспроизведем ее текст дословно.

«Польские белогвардейцы зажигательными снарядами сожгли до основания город Борисов, сожгли не во время боя, а после того, как были вынуждены его оставить. Следовательно, жестокость эта не может быть оправдана военными соображениями. Армия польских панов сожгла город рабочих, тысячи мужчин, женщин и детей убиты для того, чтобы насытить кровожадных псов польской шляхты. Красные войска Западного фронта, в борьбе своей помните о сожженном Борисове, пусть его дымящиеся развалины с обезображенными трупами на улицах удвоят ваш гнев и вашу ненависть против врагов. На сожжение Борисова мы не ответим, конечно, сожжением Варшавы. Нам чужда ненависть к трудовому польскому населению и к созданиям веков, но за мученический Борисов жизнью своею ответит не одна тысяча белых поляков. Мы докажем, что никому на свете не прощается издевательство над Революцией и ее народом.

Будьте беспощадны, красные солдаты, поднимите брошенную нам перчатку и на вызов белых разбойников ответьте так, чтобы потомки наши на вашем примере учились бы защищать права и достояние свободного народа.

Командующий армией Тухачевский,

Член РВС Смилга,

Начальник штаба Шварц»(11

Казалось, что самые яркие страницы боевого применения броненосных платформ связаны с Гражданской войной и иностранной военной интервенцией в России.

Красная Армия – инициатор массового применения этого мобильного рода войск в годы Гражданской войны и иностранной интервенции в России. Ан нет. Суровая необходимость потребовала вывести с запасных путей бронепоезда в 1941 году, и уже XXI столетии пришлось «поднимать пары» ракетным бронеобъектам, сопровождать воинские эшелоны в чеченских кампаниях…

Если история боевых действий бронепоездов Гражданской и Великой Отечественной войн достаточно подробно изложена, то одиссея колесных крепостей текущего столетия ждет своих исследователей. Убежден, это будет не менее захватывающее повествование.


(1) Широкорад А.Б. Чудо-оружие Российской империи. - М.: Вече, 2005. - С. 227-228.

(2) Ефимьев А.В., Манжосов А.Н., Сидоров П.Ф. Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. - М.: Транспорт, 1992.

(3) Цупов-Шапильский А.П. Матросы сходят на берег. − М.: Воениздат, 1970.

(4) Здесь и далее ссылки на материалы Российского государственного военного архива (РГВА): фонды 11391 и 11430.

(5) Грэвс Уильям (1865-1940), генерал-майор, командующий американскими войсками в Сибири в 1919г. Автор книги «Американская авантюра в Сибири (1918-1920)» (М., 1932).

(6) РГВА. Фонд 11391, оп.1, д.12, л.71.

(7) Никольский А. Литерные // «Техника – молодежи». 2006, №4. - С. 8-9.

(8) Маннергейм К.Г. Мемуары. − М.: Вагриус, 2003. - С.124.

(9) РГВА. Фонд 11430, оп.1, д.8, л.24.

(10) РГВА. Фонд 11391, оп.1, д.32, л.38.

(11) РГВА. Фонд 11430, оп.1, д.12, л.64.