Так называлось особое авиаподразделение для главарей Третьего рейха

 «Кондор летит». Эта мелодия в музыкальном стиле индейцев Южной Америки популярна во всем мире вот уже более трех десятилетий. Но у военных историков, в том числе специалистов по истории авиации, эти слова вызывают отнюдь не образ птицы из далеких Кордильер...

В Третьем рейхе было особое авиационное подразделение, которое неофициально называли «эскадрильей фюрера». Она подчинялась не командованию люфтваффе, а непосредственно начальнику личной охраны Гитлера группенфюреру СС генерал-лейтенанту Гансу Раттенхуберу.

Почему же эта эскадрилья называлась «эскадрилья фюрера»? Дело в том, что в ней были самолеты Гитлера, Гиммлера и Риббентропа (министра иностранных дел Третьего рейха). Командировал этим авиационным спецподразделением генерал-лейтенант Баур, он же − личный пилот фашистского вождя.

Самолет Гитлера − четырехмоторная тяжелая машина типа «Кондор» фирмы «Фокке-Вульф». Воздушный корабль руководителя рейха и машины его приближенных (Ju-52 и Hе-111) стояли в ангарах, вход в которые разрешался только членам экипажей, имевших специальные пропуска за подписью Баура. Порядок с проверкой пассажиров и багажа был такой же, как в специальном поезде фюрера. В самолет Гитлера поступал только его личный багаж.

Поначалу «Кондор» и другие самолеты находились на одном аэродроме, но после 1941 года в связи с бомбардировками они были рассредоточены на разных аэродромах. Ремонт или осмотр этих машин производился непременно в присутствии одного из членов экипажа. Охрану несли подразделения СС и полк «Великая Германия».

Пилотами «эскадрильи фюрера» являлись высококвалифицированные летчики, ранее служившие в авиакомпании «Люфтганза». Каждый из них налетал не менее миллиона километров. В числе пилотов − известные в Германии летчики Баур, Дольди, Шнебеле, Бец, Гейн, Фридрих, Хюбнер и Гейзельбрехт.

По-разному сложилась судьба асов из гитлеровской эскадрильи. Гейн потерпел аварию в декабре 1941 года на аэродроме города Орла, Шнебеле убили партизаны в 1942 году в окрестностях Житомира, Дольди был сбит русским истребителем в районе Лодзи в 1944 году.

О подробных летно-технических и пилотажных характеристиках самолета Гитлера советскому военному командованию рассказал находившийся в плену у русских личный пилот Гитлера - группенфюрер СС Баур. Однако первым, кто сообщил советской стороне общие сведения о «Кондоре» фюрера, был вышеупомянутый группенфюрер СС Раттенхубер, также взятый в плен русскими солдатами.

Крейсерская скорость корабля составляла 340 км в час, продолжительность полета - 4 часа. Потолок самолета Раттенхубер назвать не мог − экипаж никогда не летал выше 4,5 тысячи метров, так как Гитлер плохо себя чувствовал на высоте. Для высотных полетов в самолете у каждого пассажира имелся кислородный прибор.

«Кондор» фюрера имел специальное устройство, позволявшее последнему в случае опасности нажатием кнопки открывать под собою в кабине люк. В результате вместе с сидением, на котором Гитлер был заранее закреплен ремнями, он мог вывалиться из самолета, после чего автоматически раскрывался парашют. Это устройство, и особенно парашют, непрерывно подвергалось специальным техническим проверкам. Но воспользоваться им фюреру не довелось...

Самолет имел на вооружении два сверхтяжелых пулемета калибра 150 мм, установленные один в хвосте, а другой под фюзеляжем. Во время полетов на фронт самолет Гитлера сопровождался эскортом истребителей в количестве от 6 до 10 машин, пилотируемых лучшими асами.

Для Гитлера был подготовлен и более совершенный воздушный корабль - последний образец «Юнкерса» Ju-250, имевший на вооружении 9 скорострельных пушек калибра 20 мм. Кресло фюрера в самолете Ju-250 было защищено броневыми плитами снизу, сверху и с боков, а также снабжено непробиваемым стеклом. Там имелось такое же, как и в самолете «Кондор», устройство для выпрыгивания с парашютом.

Самолет Ju-250 практически не был использован, так как он вскоре после своего изготовления, в марте 1945 года, был обнаружен воздушной разведкой союзников и уничтожен во время бомбардировки американской авиацией аэродрома в городе Мюнхен.