В кабинет вошли двое. Командующий фронтом генерал Н.Ватутин и представитель Ставки Верховного Главнокомандования генерал Н.Воронов.

– Здравствуйте, товарищ Каменский, – обратился к воентехнику Ватутин. – Добрались благополучно? «Багаж» цел?

Помощник начальника отделения топографического отдела штаба фронта Г.Каменский, доложив о выполнении задания, разложил на столе бумажные листы. Это были разведывательные карты. Просмотрев их, представитель Ставки попросил вызвать начальника штаба фронта.

– Товарищ Стельмах, –  Воронов поприветствовал вошедшего генерала и кивнул на карты, – внимательно изучите, используйте в работе штаба и незамедлительно разошлите в войска...

А вскоре, 19 ноября 1942 года, десятки тысяч артиллерийских орудий по всей линии фронта открыли сокрушительный огонь по целям противника, до мельчайших деталей показанных на разведкарте. Так началось историческое наступление войск под Сталинградом, внесшее перелом во весь ход Второй мировой войны.

Позднее воентехник 1 ранга Георгий Александрович Каменский узнал: по карте, срочно изготовленной военными картографами, при разработке этой крупнейшей стратегической операции уточнялось расположение противника и его огневых средств, были внесены важные коррективы в операцию, и особенно в планирование огня артиллерии…

А теперь заглянем в исторические документы и свидетельства очевидцев о событиях, происшедших немногим ранее. Воентехник 1 ранга Каменский и военинженер 1 ранга Кравчинский тогда еще не были знакомы друг с другом. Но, разделенные временем и пространством, их фронтовые судьбы позднее пересекутся. Не один ответственный заказ, изготовленный в картографической части под командованием З.Кравчинского, примет Г.Каменский для Юго-Западного фронта.

Это была особая часть – на колесах, в поезде. План ее создания разработал военинженер 1 ранга Зиновий Вениаминович Кравчинский, он же стал ее командиром. Почему было решено расквартировать часть в поезде? Как ни тяжела была тогда еще обстановка на фронтах, в Генеральном штабе уже предвидели перелом в ходе войны и «заглядывали» в будущее.

Мало кто знает: в 1942 году, за три года до Победы, военные картографы получили задание: приступить к составлению плана Берлина – логова германского фашизма. К тому времени у командования Красной Армии уже был определенный задел. Еще осенью сорок первого, во время тяжелейших боев за Москву, самолеты воздушной разведки с подмосковных аэродромов совершали ночные вылеты к Берлину, длившиеся по шесть-восемь часов. По возвращении все материалы, отснятые в небе над столицей «третьего рейха» и другими крупными городами, тщательно расшифровывались фотограмметристами. Интересно, что такие дальние полеты наши экипажи воздушной разведки совершали не только на Ил-4, но и на немецких «дорнье» Do-215, закупленных у Германии еще в довоенное время. Средства берлинской зоны ПВО не открывали огонь по «дорнье», принимая их за своих…

Итак, в интересах планирования грядущих наступательных операций требовались миллионы экземпляров карт и других графических документов. Для большей мобильности, оперативности решили создать часть в специальном поезде. Но легко сказать – решили. Ведь почти вся техника была эвакуирована на восток. Плоская литографская машина, литографский шрифт, резальный и копировальный станки, фотоаппарат, центрифуга – это все, что удалось поначалу раздобыть для поезда.

По заданию Генерального штаба

Начальник штаба Калининского фронта генерал-лейтенант М.Захаров утвердил штатное расписание части и  направил в Генеральный штаб Красной Армии для оформления. В июне 1942 года завод имени Войтовича в Москве приступил к выполнению особого задания – строительству специального поезда из шести вагонов. В документах он значился как Поезд-литография Военно-топографической службы Красной Армии.

11 сентября к уже готовому составу прибыл начальник военно-топографического управления Генштаба генерал-майор технических войск М.Кудрявцев. Командир части Кравчинский отдал рапорт. Генерал прошел вдоль застывших шеренг: пристально вглядываясь в лица бойцов, он, казалось, хотел предугадать, что ждет их на фронте. Представитель Генштаба рассказал о задачах, которые предстоит решать картографам в боевой обстановке, пожелал успехов. И на следующий день поезд особого назначения, постукивая колесами на стрелках, убыл в распоряжение штаба Воронежского фронта.

   «16 ноября в поезд поступило срочное задание по печати пяти листов карты масштаба 1:100 000 на район предстоящего прорыва для 6-й армии Воронежского фронта. За одну ночь было отпечатано 10 тысяч экземпляров карты».

                          (Из исторического формуляра части).

Бойцы и командиры поезда знали: поступил ответственный заказ – жди наступления. В декабре 1942 года личный состав поезда-литографии выпускал продукцию для Юго-Западного фронта. В бланковые карты впечатывались разведданные авиаразведки. Для наступавших частей были изготовлены подробные планы Миллерова, Морозовской и других населенных пунктов. Для координации этих работ в часть прибыл воентехник 1 ранга Каменский. С самого начала у него установились деловые и дружеские отношения с командиром части, с капитаном М.Зиминым... Опытный картограф Михаил Зимин сделал все, чтобы представитель Юго-Западного фронта в срок доставил своему командованию необходимые карты и планы.

Ни бомбардировки с воздуха, ни артобстрелы не могли заставить персонал поезда прервать работы. Когда не хватало бумаги, печатали на оборотной стороне трофейных немецких карт. Заказы, как правило, выполнялись за одну ночь, а утром самолетами отправлялись в войска.

В ходе боев отрабатывалось взаимодействие картографов с офицерами штабов, разведчиками, артиллеристами, инженерами. Теснее всего офицеры поезда взаимодействовали с летчиками разведавиации. Вечером, когда командир разведывательного авиаполка получал задание на ведение разведки, он сообщал картографам район предстоящей аэрофотосъемки. За ночь в поезде готовились оригиналы бланковой карты и печатные формы. Когда в разведполку получали фотоотпечатки и схемы, путем дешифрирования устанавливали, для какого района нужно печатать бланковые карты. В поезде на них быстро переносили объекты, и на следующий день командиры наземных частей уже располагали данными для принятия решения.

В боях на Воронежском фронте орденами и медалями были отмечены военинженер 1 ранга З.Кравчинский, инженер-капитан Л.Кованов, старший техник-лейтенант Г.Чеславский, другие картографы. При подготовке Белгородско-Курской операции персонал поезда-литографии изготовил тысячи экземпляров карт, по которым командиры всех родов войск вели в бой своих солдат.

Карта для маршала Жукова

Во фронтовых условиях в поезде было налажено производство более сложных - рельефных карт для крупных штабов, в том числе и для Ставки Верховного Главнокомандования. С ними работали маршалы Г.Жуков и А.Василевский, генерал Н.Ватутин, другие выдающиеся военачальники. И, наверное, обдумывая над этими картами планы фронтовых операций, Жуков и Василевский не раз добрым словом помянули мастерство военных картографов...

 «В течение двух лет Отечественной войны для разведотдела штаба 1-го Украинского фронта систематически выполнялись заказы поездом-литографией ВТС Красной Армии по изготовлению массовым тиражом различных карт оборонительных сооружений и группировок противника. Обращает на себя внимание исключительно добросовестная работа офицерско-сержантского и рядового состава».

   (Из рапорта начальника разведотдела 1-го Украинского фронта генерал-майора Ленчика начальнику топоотдела фронта генерал-майору Харину).

26 января 1945 года поезд-литография, следуя за наступающими войсками 1-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов, прибыл на станцию Развадув (Польша). Почти весь личный состав участвовал в трудоемкой работе по перестановке колесных пар на европейскую колею – она меньше российской на 9 сантиметров. Работу завершили лишь 7 февраля. Одновременно выполнялись спезаказы для войск и штабов: печатались в три краски 8 листов карт масштаба 1:1 000 000 общим тиражом 19 000 экземпляров.

Утром 9 февраля поезд убыл со станции Развадув и в 16.00 пересек польско-германскую границу. 12 февраля состав прибыл уже на немецкую станцию – Крайцбург. Причем в пути, на ходу впервые выполнялись специальные работы. Параллельно с работой над текущими заказами специалисты поезда с 15 по 25 февраля выполняли особое поручение командования – составляли детальный план Берлина масштабом 1:50 000. В преддверии наступления печатные машины работали круглосуточно…

Самоотверженная работа личного состава получила высокую оценку. 4 марта 1945 года в часть поступила выписка из указа Верховного Совета СССР. Ее зачитали на митинге бойцов и командиров: «За образцовое выполнение заданий командования в боях при прорыве обороны немцев западнее Сандомира и проявленные при этом доблесть и мужество наградить орденом Красной Звезды поезд-литографию Военно-топографической службы Красной Армии». А вскоре первый и доселе бессменный командир части – начальник поезда подполковник З.В.Кравчинский передал свои обязанности назначенному на эту должность майору И.Н.Хирману…  

4600 огненных километров – таков путь Краснознаменной ордена Красной Звезды картографической части. Поезд особого назначения прошел по железным дорогам СССР, а затем за границей – по дорогам Польши, Германии, Чехословакии, Австрии. В боевых действиях с 1942 года и до конца войны личный состав поезда-литографии выпустил 3 801 576 экземпляров карт и боевых графических документов.

Наследники ратных традиций картографов-фронтовиков и сейчас в строю. И кто знает, может быть, ты, читатель, если служил или служишь в армии, шел в учебную атаку или по дозорной тропе с картой, искусно выполненной наследниками тех, кто по заданию Генштаба во фронтовом поезде-литографии под огнем врага печатал планы Берлина. Карты, по которым мы пришли к Победе.

Если бы ветеран топографической службы полковник в отставке Г.А.Каменский побывал бы в Н-ской картографической части (а поезд – это отдельная воинская часть), он непременно увидел бы на стенде снимок офицера Леонида Зимина. Он очень похож на своего отца Михаила Зимина. Да-да, того самого капитана, который в далеком сорок втором передал воентехнику Каменскому карты для Юго-Западного фронта. Впрочем, династии военных топографов нередки: Протасовы, Фуфаевы, Лавровы. Есть даже династия с экзотической для русского слуха кавказской фамилией Иорданошвили.

Сегодня поезд укрыт от любопытных глаз ограждением. И хотя состав размещен на запасном пути, он всегда, как говорится, под парами – готов отправиться в дальний путь. Конечно, это уже не фронтовой состав, а современный поезд, официально именуемый ВКП-01. Он был введен в строй в 1996 году, а разрабатывался и создавался с учетом опыта Великой Отечественной войны. Он же унаследовал и богатейшие традиции фронтового поезда-литографии. Не случайно ветераны части здесь – самые желанные гости. А служат в поезде самые обыкновенные 18-20-летние парни. Разве что у многих – опыт работы на полиграфических предприятиях. В частности, на крупнейшем отечественном полиграфическом комбинате в подмосковном городе Чехове.

Но если на Западе мобильные картографические комплексы (на шасси большегрузных автомобилей) работают только в стационарных условиях, то наш российский поезд все задачи может выполнять в походном варианте. То есть во время выдвижения в район боевых действий или крупных учений. Надо ли говорить, как это важно, особенно в условиях локальных конфликтов.

Для авторов проекта, а также для ветеранов части, солдат и офицеров нынешнего ВПК-01 очень много значит имя Г.К.Жукова, в военное время давшего высокую оценку мастерству картографов. Само имя Маршала Победы, работавшего с картой, изготовленной специалистами фронтового поезда-литографии, – это символ связи времен, мостик из героического военного прошлого в наши дни. И в будущее, контуры которого оформляются на мирных картах, сотворенных военными картографами.

Об этом недавно размышляли ветераны, собравшиеся по случаю 65-летия поезда. Они словно прошли мысленно боевыми и мирными маршрутами картографов. Маршрутами длиной в шесть с половиной десятилетий…

 

Владимир Рощупкин.