По информации Министерства обороны Франции (www.defense.gouv.fr) сообщается, что три модели роботов, подвергающиеся испытаниям, — итог исследовательской программы (PEA), которая стартовала в 2003 году. Роботы предъявлены заказчику в конце 2006 года, а их функциональное тестирование началось в этом году представителями технической экспертизы, службой вооружения (DGA), а тактическую оценку «универсальным солдатам» выставят военнослужащие сухопутных сил.

Время меняет условия действий вооруженных сил и вооружение должно изменяться вместе с ними. Естественно, что при этих обстоятельствах самые опасные миссии (разминирование, манипуляции в зараженной среде, и т.д.) принято поручать роботам. Сподручнее держать на операциях машину, превосходящую по своим возможностям человека, да и нетворческую, монотонную работу лучше поручить манипулятору...

Противодействие силам терроризма и повстанческим подразделениям особенно в условиях столкновений в городе, предполагает использование действенных инструментов, какими являются роботы, позволяющие оперативно и скрытно исследовать территорию вероятного противника в целях повышения безопасности регулярных сил. В этом, собственно, заключается цель исследовательской программы (PEA), которая должна дать точный ответ на то, как лучше использовать роботизируемые платформы в условиях боя в городской среде, оценить последние технологические достижения в робототехнике.

Окончательные детали упомянутой программы сложились в 2003 году, после трех заседаний. Договор был заключен сначала с Экономической комиссией ООН для Африки, в Тулоне. Эта комиссия совершенствовала концепцию роботов, действующих в чрезвычайных условиях, до конца 2006, когда параметры роботов были окончательно согласованы в техническом учреждении ETAS.

«Мы входим теперь в заключительную фазу доработки, смысл которой состоит в том, чтобы доказать эффективность робототехники на театрах боевых действий в городской зоне, —объясняет Лоран Баррако, менеджер по разработкам вооружений для наземных операций, совместно с Лораном Джиллетом, конструктором робототехники. 2007 год таким образом будет посвящен оценке платформ.». Речь идет в первую очередь об оценке технических возможностей изделий, чтобы заказчикам знать: отвечают ли роботы или нет своему предназначению, действуя с двойной нагрузкой в оперативном положении. Для испытаний задействованы четыре машины.

Первые две оценочные недели в начале 2007 года не носили принципиального характера, поскольку шла формальная процедура оценки соответствия изделий заданным параметрам. Это была заводская проверка, а отнюдь не полевая, в условиях городского театра военных действий. Сложности ждали технику в дальнейших исследованиях. При этом были определены средства испытаний, назначены специалисты, которым вменялось в обязанности помещать роботов в разные положения и оценивать их параметры.

Испытания приведены под руководством Жана-Рене Кюрдрэ и Николая Бибаля, экспертов по робототехнике, при поддержке парижского экспертного центра, технического учреждения (ETBS) и центра электронного слежения для телекоммуникаций. А несколько позже платформы будут переданы для оценки функциональных возможностей сухопутным силам.

«Мы собираемся испытывать их весь 2007 год, — продолжает Лоран Баррако. — Мы знаем, что технико-оперативная оценка продлится в течение первого полугодия, а за нею последует тактическая оценка, в конце года на этих роботов посмотрят с интересом сухопутные силы».

Оценки позволят также определить правила эксплуатации и применения этих типов роботов.«Впервые мы располагаем столь совершенными демонстраторами, предназначенными для пехотинцев, — дополняет, менеджер PEA. — Для меня, цель программы тем важнее, что она позволит конкретизировать ожидания войск и выйти на оптимальные запросы сухопутных сил. Мы оказались на переходном этапе в освоении робототехники, предстоит формализовать требования войск, чтобы перейти к совершенному продукту. Этот этап позволяет формализовать потребность оперативных сил настолько, чтобы в финале испытаний состоялась закупка продукта. Некоторых продуктов, в данном случае, так как мы имеем дело не с универсальным изделием, которое может соответствовать различным типам миссий.

«Мы близки к конкретизации идеи, — настаивает Лоран Баррако. — Если американцы используют у себя уже роботов-саперов, то не существует причин, чтобы его аналог также не появился во Франции. Реализация цели PEA как раз и состоит в том, чтобы показывать, что и мы в этом смысле достигли зрелости».

Вниманию читателей предлагаются тактико-технические характеристики роботов, которые проходят испытания во Франции.

1.Это самый «крупный» робот с параметрами (150 x 80 x 48 см), используется для осмотра зданий с внешней стороны. Он будет использоваться в качестве наблюдателя, корректировщика огня, инспекции зданий, для наблюдения за опасными зонами и сможет корректировать стрельбу таким образом, чтобы не пострадали мирные жители. Вес гуманного оператора — 160 кг, платформа может нести 100 кг полезной нагрузки, материалов (оборудования) и перемещаться со скоростью 12,6 км/час. Автономность хода — до пяти часов. В модульной сборке способен реализовать такие частные задачи, как наблюдение, связь, манипуляция, огонь, логистика. Может быть помещен на двух более крупных роботах. Интерфейс человек/машина выполнен по полужесткой схеме.

2. Малый модульный робот с параметрами (67 x 50 x 19 см) предназначен для обследования этажей зданий. Благодаря своим соединенным гусеницам, он преодолеет более крупные препятствия, чем ему подобные колесные модели и перемещается со скоростью — 7,2 км/час. Вес без модуля, нагрузки, — 26 кг. Аналог американского, он показывает большую подвижность: может упасть, развернуться, подняться по лестнице и пересечь небольшое водное препятствие. Способен принять до двух модулей различного назначения. Оснащен камерами наблюдения видимого спектра и инфракрасными детекторами, а также микрофоном и громкоговорителем. Автономность платформы — два с половиной часа.

3. Специализированный миниробот (DGA/COMM) — самое миниатюрное изделие серии: его габариты (24 x 26 x 10 см), а вес — 2,1 кг. Платформу переносят в рюкзаке и выпускают как «снаряд (гранату) подвижного наблюдения». Например, для осмотра комнат в здании. Четыре больших колеса позволяют миниатюрному разведчику не зависимо от того, как он приземлится, одинаково хорошо информировать своих операторов, так он оснащен брюшной/спинной камерой, микрофоном контроля обстановки и инфракрасной камерой. После наблюдения и передачи механического «лазутчика» водворяют в походное положение. Скорость перемещения миниробота — 2,1 км/час, запас хода или автономность — час двадцать минут.

Перевод с французского