ЧЕЛОВЕКУ-ФЛЕГМАТИКУ — СОБАКУ-ХОЛЕРИКА

Уже подходя к воротам этой уникальной воинской части, понимаешь, чем же она уникальна. Из-за высокого забора доносится неумолчный собачий лай. Не одной, не десятка, а сразу нескольких сотен. Это Кинологический учебный центр пограничных войск. Именно здесь для всей огромной российской границы готовят пограничных собак и тех, кто с ними служит: вожатых, инструкторов, начальников служб и так далее.

— Наша часть действительно уникальна, — рассказывает начальник центра полковник Валерий Ласковый. — Прежде всего благодаря тому, что здесь собрались подлинные энтузиасты кинологии и люди, преданные собакам.

Действительно, каждый, с кем довелось пообщаться в центре, мог часами говорить о собаках и обо всём, что с ними связано. Это не удивительно, ведь большинство из тех, кто служит в центре, пришли в пограничные войска именно из-за увлечения собаками.

В своё время офицеров-кинологов готовило Алма-Атинское училище. Конкурс на факультет, где обучали «собачников», был огромный. За многие годы в училище была сформирована отличная материальная база: классы, вольеры, лаборатории, ветеринарные участки и т.д.

К сожалению, с развалом СССР со всем этим пришлось расстаться и начинать с нуля. В Вязьме пограничники выкупили заброшенный военный городок, в котором прежде размещался строительный батальон. Средств в пограничной казне службы в начале 90-х было мало, поэтому городок восстанавливали своими силами. За несколько лет удалось отремонтировать казармы, столовую и другие здания, построить вольеры, наладить учебный процесс.

Но самым сложным оказалось восстановить поголовье. Щенков покупали у населения либо в питомниках других силовых структур. Большую помощь в этом оказал питомник «Красная звезда», что в Дмитрове. При выращивании щенков пришлось столкнуться с немалыми трудностями. По словам начальника питомника подполковника Сергея Гоголева, были годы, когда большое количество щенков умирало в силу разных причин. Однако теперь проблемы с медикаментами и питанием решены, проведена селекционная работа. Ежегодно питомник выращивает более ста щенков.

Центр имеет лицензию и свидетельство о племенной работе. Это даёт возможность продавать щенков, не подошедших для службы на границе, всем желающим, а на вырученные деньги совершенствовать материальную базу центра.

Ныне в центре действуют школа подготовки инструкторов службы собак и курсы подготовки и повышения квалификации офицеров тактического звена и прапорщиков. В Вяземский центр приезжают военнослужащие со всей границы. Некоторые привозят четвероногих питомцев с собой, но большинство собак подбирают здесь же, в центре. Процесс подбора животного и хозяина довольно сложный. Очень важно, чтобы они подходили друг к другу по темпераменту, точнее, чтобы темпераменты уравновешивали друг друга. Так, человеку-флегматику подберут собаку-холерика и наоборот. Иначе два флегматика не будут бегать особенно быстро, зато два холерика могут убежать совсем не в ту сторону.

Собак в Вязьме готовят по самым разным специальностям: поиск и обнаружение наркотиков, взрывчатых веществ, досмотр транспортных средств, минно-взрывная служба, розыск по следам. При подготовке пары собака-человек существует масса особенностей, о которых многие не догадываются. Например, солдат-срочников почти никогда не готовят в качестве сапёров. Для этого нужна особая психология и особая психологическая подготовка. Процесс этот длительный, за два года службы его попросту не пройти.

НАРКОМАНЫ ЛИ СПАНИЕЛИ?

С другой стороны, в подготовке собак существует много мифов. Например, утверждают, что собак, предназначенных для поиска наркотиков, специально кормят наркотиками. Корреспондент «Хранителя» убедился, что это не так. При обучении используются не настоящие наркотики, а их заменители с очень похожим запахом. Собаки воспринимают вещи, пахнущие этим заменителем, как любимые игрушки. Кстати, перспективными поисковиками наркоты оказались спаниели. Их очень удобно использовать там, где собирается большое количество людей (аэропорты, вокзалы, магазины и т.д.). В такие места с большой свирепой овчаркой, например, не пойдёшь — людей испугает и внимание привлекает. А на спаниеля и внимания никто не обратит. Поэтому спаниелей в центре множество: русских, английских и американских кокер-спаниелей. У них настолько чуткий нюх, что хозяева при поиске стараются усложнить задачу — перебивают запах наркотиков другими запахами: бензина, например. Однако маленькие, весёлые собачки, всюду сующие свой нос, умело отыскивают среди одинаковых коробок именно ту, в которой лежит предмет поиска.

В центре хорошо заметно человеческое отношение как к собакам, так и к людям. Солдаты и сержанты, проходящие обучение в центре, хорошо одеты, накормлены, казармы благоустроены. Для офицеров прямо в здании курсов подготовки и повышения квалификации силами военнослужащих центра созданы уютные номера, не хуже гостиничных.

— Многие вещи мы приносили из дома, — рассказывает преподаватель курсов майор Ольга Гоголева. — Стараемся, чтобы офицеры вдали от дома чувствовали себя уютно.

Любопытный факт: в центре большая часть военнослужащих — женщины. На первый взгляд это непривычно, когда видишь столько офицеров, сержантов и солдат — представителей прекрасного пола. Однако ничего удивительного в этом нет. С одной стороны, в Вязьме зарплаты невелики, работу найти сложно. А в центре оклады стабильны, да и перспектива служебного роста есть, что немаловажно. С другой стороны, в работе с собаками очень важны терпение и ласковое отношение к четвероногим подопечным. Мужчины не всегда обладают нужными качествами, а женщинам они свойственны. Между тем работа эта трудная: чистка вольеров, укусы, тренировки до седьмого пота, отсутствие выходных (собаке ведь не объяснишь, что сегодня «красный день в календаре»).

А КИНОЛОГИ — «СО СТОРОНЫ»

Однако напряжённая работа даёт отличный результат: собаки центра постоянно востребованы. За опытом в центр обращаются представители МВД, МЧС, таможни, частных охранных структур. Приезжают из стран СНГ, например, из Белоруссии. Бывает, за помощью обращается местная милиция. Они приглашают кинологов с собаками для участия в различных милицейских мероприятиях. Недавно кинологи понадобились при проведении операции «Вихрь-антитеррор». Инструкторы и вожатые с собаками досматривали автотранспорт, подозрительные квартиры и т.д. В ходе операции отличились сержант Роман Захаров и пёс Буян-Грей. При досмотре квартиры одного подозреваемого гражданина они сумели обнаружить два с половиной килограмма взрывчатки. Гражданин добывал её из снарядов, оставшихся со времён Великой Отечественной. В окрестных лесах их ещё немало. По словам милиционеров, если бы взрывчатка не была обнаружена, она пошла бы на вооружение преступных группировок или браконьерский промысел рыбы…

Серьёзно беспокоит офицеров центра то, что пограничные институты не выпускают офицеров-кинологов. Прежде, как уже отмечалось, их выпускало Алма-Атинское училище. Теперь же приходится брать офицеров «со стороны».

— Как правило, к нам приходят выпускники Пермского института МВД, — рассказывает начальник школы подготовки инструкторов службы собак подполковник Вячеслав Голубев. — Иногда берём представителей Министерства обороны. Но, на мой взгляд, это не совсем правильно. Ведь именно пограничники всегда считались главными специалистами по собакам. Кроме того, особый пограничный дух прививается, что называется, с «чистого листа». Поэтому стоит подумать о восстановлении обучения кинологов в пограничных институтах.

За время пребывания в центре автору довелось повидать немало собак, больших и маленьких, злобных и спокойных. Но самое интересное было наблюдать за тем, как собаки ладили со своими хозяевами. Не удержался, спросил у того же подполковника Голубева:

— Что главное в работе с собакой?

Задумавшись, он ответил: «Главное в работе с собакой — любовь к ней. И любовь к... работе». Такой вот принцип.