Вот он лежит на ладони, вороненый, восьмизарядный П-38 — штатное оружие спецслужб «третьего рейха». Шестьсот с небольшим граммов крупповской стали, некогда принадлежавших штандартенфюреру СС Максу Отто фон Штирлицу.

Правда, поклонники популярного телесериала лишь в одном эпизоде видели действенность огня пистолета, но если бы советскому резиденту пришлось пускать в ход свой «Вальтер», результат был бы тот же. Оружие из арсенала «Мосфильма» бьет без промаха. Абсолютное оружие! Если его, конечно, готовят «к бою» такие мастера-пиротехники, как Павел Терехов, Сергей Захаров, Николай Нияглов.

Пока под ревнивыми взглядами хранителей, я вертел в руках «Вальтер» Штирлица, передергивал затворы, гладил приклады да прикладывался к цейсовской оптике, начальник оружейного участка студии Виктор Георгиевич Орлов познакомил «Хранитель» с историей оружейной коллекции.

...Первую партию трофейного стрелкового оружия в 1944 году принял из действующей армии Аркадий Николаевич Пономарев. Советская Армия приносила самые щедрые дары на алтарь киноискусства. По мере продвижения наших полков на запад удлинялся и учетный формуляр арсенала. На Мосфильмовской улице получали прописку немецкие «шмайсеры», многочисленные варианты МП и МГ, испанские пистолеты системы «Лама», «Астра», итальянские пистолеты-пулеметы Беретта, М 38/42, пистолеты Соссо, ФНА,чешские ЧЗ, 3K…

С капитуляцией Квантунской армии хранителям «Мосфильма» пришлось покрывать ружейной смазкой уже изделия японских оружейников — «арисаку» образца «02», винтовку «Мурата» и другие.

Бандеровцы и «лесные братья» также оказались невольными поставщиками киноарсенала. Из Прибалтики и Западной Украины наши пограничники препроводили в Москву пистолеты-пулеметы «Таллинн-арсенал», «Суоми», М-31, СТЭНовские модели британского производства.

Союзные армии также поделились с товарищами по оружию; англичане подарили «веблей-2», прозванный револьвером Ш. Холмса. Пистолеты системы Кольта, Смита-Вессона, винтовки М-5, Томпсона пришли из Соединенным Штатов, французы передали нам пистолеты MAC-35, MAC-38. Союзное оружие безупречно служило в шпионских кинолентах «Дело «пестрых», «Операция «Кобра», в трилогии о резиденте с неподражаемым Г. Жженовым в главной роли.

С армейских складов уцененные временем и научно-техническим прогрессом, но бесценные для искусства, вставали в пирамиды киностудии винтовки С.И.Мосина (образца 1891/1930 гг.), С.Г.Симонова (АВС-36), Ф.В.Токарева (СВТ-40), снайперская винтовка Е.Ф.Драгунова (ОВД); пистолеты-пулеметы конструкции В.А.Дегтярева (ППД-4И), Г.С.Шпагина (ППШ-41), А.И.Судаева (ППС-43); автоматы М.Т.Калашникова (АК-47, AКM, AKMC, АК-74, АКС-74) и другое автоматическое оружие отечественного производства.

О богатстве недр принято говорить сравнением: мол, здесь, на этой территории, есть весь перечень Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Так и знакомство с арсеналом «Мосфильма» вызывает аналогию — в нем есть практически все образцы, описанные в энциклопедии А.Б.Жука «Стрелковое оружие». Кстати, известный медальер и популяризатор военного дела, работая над своей книгой, не один день провел в стенах киностудии. Александр Борисович срисовывал, копировал, уточнял детали оружия, маркировку образцов. Есть в арсенале боевые единицы, которых автор энциклопедии не удостоил вниманием. Какие-то там «лазерные пистолеты», «фотонные пушки», «плазмометы»...

Американские же актеры, занятые в фантастическом триллере «Похороны крысы» (съемки велись в павильонах «Мосфильма») были весьма признательны создателям супероружия.

 — Всего-то и дел, — скромно отзывались о своем вкладе в мировой кинорынок Сергей Захаров и Борис Мартынов, — «скрестить» российский оптический ночной прицел с рукояткой... шведской штурмовой винтовки — и «лазерный пистолет» готов. По меркам мастеров, возможно, моделирование нового оружия — пустяк. Но для нас, рядовых кинозрителей, завороженных спецэффектами, работа пиротехников — высший пилотаж. За кадром остаются их поиск, решение нестандартных инженерных, технологических задач. Задач, заметьте, решаемых с риском для жизни.

Вот, к примеру, как выглядел стандартный перечень трюков и спецэффектов совместной киноленты «Чтобы выжить» (американская прокатная версия — «Красная мафия»). Пиротехникам «Мосфильма» предстояло «взорвать» 12 легковых автомобилей, «сбить» 2 вертолета, «сжечь» бензовоз, «пустить под откос» автобус и организовать бессчетное количество перестрелок. Пламя бушует на экране считанные секунды, а каждый «взрыв» готовится 6-7 часов. Можете представить, какую досаду вызывает у пиротехников команда режиссера: «Готовьте дубль. Сцена не удалась».

На натурных съемках в небе над Бухарой Николаю Нияглову, по замыслу постановщиков «Красной мафии», нужно было имитировать попадание ракеты в колесо Ми-2. Николай вместе с пилотом совершил каскад воздушных акробатических фигур и после необходимых эволюции завис в нужной точке, отстрелил колесо, но... кинокамера не сработала. Пришлось дублировать ту самую рискованную воздушную сцену.

Или другой эпизод. На съемочной площадке российско-корейской киногруппы не нашлось ни одного актера, который бы согласился «поработать» с японским ранцевым огнеметом. Выручил кинематографистов Сергей Захаров, в прошлом сержант-пограничник...

Поэтому неудивительно, что актеры, зная цену риска, благоговеют перед коллегами-пиротехниками. Исполнитель главной роли американского сериала «Полицейская академия» (7-я часть «Миссия в Москве») Дэвид Граф фломастером на дверях арсенала изобразил стреляющий «кольт» и размашисто написал по-русски: «Спасибо!». По голливудским стандартам профессионализм наших специалистов отменно высок. То есть ни в чем не уступает знаменитым фирмам из Лос-Анджелеса Stembridge Gun Rentals Inc, Hand Prop Inc.

А возможности студийного арсенала так значительны, что, по мнению руководителя группы пиротехников Павла Терехова, можно «поставить под ружье» (с национальными образцами) воинов ХIV-ХХI веков. И обеспечить съемку как эпизодов, так и батальных сцен масштаба «Войны и мира» С. Бондарчука (в массовке снимались 120 000 солдат-статистов). Вот почему кинематографисты СНГ, Европы, Африки и Америки хорошо знают дорогу к этому арсеналу. «Мосфильм» держит марку студии — одной из лучших по технической оснащенности в мире и единственной в Европе, обладающей полным циклом создания художественного полотна: от подготовительного периода до копирования картины. Что касается оружия, то в горячий сезон им пользуются, пожалуй, чаще, чем в иной  мотострелковой роте…

Если в первый год своего существования «Мосфильм» с 24 января 1924 года — выпустил 9 кинолент — то сегодня в производстве 120 кинопроектов, половина из которых — телефильмы. А всего за 80 лет здесь увидели свет более трех тысяч полнометражных документальных и художественных кинофильмов! Первая, снятая в конце 1923 года, лента «На крыльях ввысь», рассказывающая о воздушных боях красных и белых летчиков, открывшая прокат 1924 года, к сожалению, не сохранилась до наших дней.

Популярность уникальной коллекции оружия имеет и обратную сторону. Однажды арсенал привлек внимание даже далеких от кинематографа... уголовников. Из ориентировки Петровки, 38 (прошу не путать с героями одноименной киноленты, которые тоже экипировались на студии) стало известно, что некий злоумышленник из мест лишения свободы передал «на волю» своему подельнику подробный план оружейного цеха студии и вариант нелегального проникновения в него. Не стану в деталях пересказывать, как была пресечена идея, подчеркиваю, идея, а не попытка вторжения в святая святых студии. Скажу лишь, что Московский уголовный розыск — страж авторитетный. А посему меня уполномочили передать: «Господа налетчики! Не испытывайте судьбу. Упаси вас Бог считать студийное собрание оружия «дитятею при семи нерадивых няньках. Уверяю, что это не так!»

 Людям с недобрыми намерениями путь к арсеналу прикрыт несколькими кордонами снецподразделений правопорядка, электроникой контроля и защиты, сталью дверей и нестандартных запоров. И далеко не последний аргумент — пиротехники студии во владении штатным оружием не уступят бойцам спецназа.

Вспомните, как в приключенческих лентах крутые парни отстреливают из «кольтов» кончики сигар, превращают туза в пятерку или очерчивают пулями силуэт несимпатичного им человека. В цепях безопасности эти трюки выполняют с помощью ИПП (имитатора попадания пули), но в критической ситуации пиротехникам не надо будет прибегать к имитации...

К слову, в американском кинопроизводстве технология «ведения огня» несколько иная. Голливудские пиротехники имитируют попадание пуль с помощью приспособлений, действующих на сжатом воздухе или газе. «Пули» — шарики из твердого пластика. Их наполняют глиной или песком для изображения рикошета от твердой поверхности. Томас Фишер разработал «оружие» для стрельбы в людей с близкого расстояния. Стреляют из него пулями, сделанными в форме мисочки из животного жира или сала и других ингредиентов, наполненных искусственной кровью.

И еще один момент, который разочарует потенциальных претендентов на незаконное владение оружием «Мосфильма». Дело в том, что в известном смысле это бутафория. Оружие выхолощено, то есть переделано для стрельбы холостыми боеприпасами. Словом, лучше не конфликтовать с законом, а любоваться безотказным оружием «Мосфильма» в кино.

 Милиция, надо отдать ей должное, не только охраняет арсенал, но и пополняет разнокалиберную коллекцию студии. Оружие, особенно уникальные образцы иностранного производства, изъятое у правонарушителей, после формальностей переоформления и охолощения передается в хозяйство Терехова. Получая прописку в искусстве, оружие как бы перенацеливается с аморальных, корыстных интересов криминальных элементов на благородные дела. В руках положительных киногероев оно служит защитой слабых, восстанавливает попранную справедливость, помогает одержать победу добра над злом.

Подобные метаморфозы с оружием наши зрители видели неоднократно. К примеру, Андрей Кончаловский к своей картине заказывал разнокалиберные экзотические диковинки: бельгийскую «барракуду», испанскую «кобру», чехословацкие «скорпион» (образец-61), вэзэтку (В-47), израильский микроузи... Представляете, какую  плотность огня можно создать на одном погонном метре пленки?..

Вооружались у Орлова актеры, занятые в ленте Карена Шахназарова «Всадник по имени смерть», Эраст Фандорин и его коллеги из «Статского советника» (режиссер Филипп Янковский), не обойдутся без столичного киноарсенала постановщики новой версии романа Григория Адамова «Тайны двух океанов» и других.

В связи со стремительным ростом преступности, насилия на экране и в жизни — трагедии на спектакле «Норд-ост», в Минеральных Водах, боюсь, не последние акции взрывающего и стреляющего бессердечия — перед обществом встает ряд взаимосвязанных проблем эстетического, правового, этического характера. «Насилие на экране  мощная, завораживающая сила, и мы стали его приверженцами, — печально констатирует председатель американской Национальной коалиции против насилия на телеэкране. — Насилие хорошо продается…»

Не в этом ли причина повального увлечения крутыми сюжетами отечественного кино? Не потому ли увеличивается спрос на арсенал «Мосфильма» и растет нагрузка пиротехников? Тут, как говорится, есть вопрос. И я адресовал его известному в киномире авторитету — постановщику трюков и философу, за плечами которого десятки ролей в кино, — Владимиру Юрьевичу Жарикову.

— Я не сторонник современных откровенно слабых, перенасыщенных погонями и перестрелками лент, —  ответил каскадер, — однако насилие над злом есть благо: «Взявший меч  от меча да погибнет». В приключенческих лентах трюк со стрельбой или без нее, как правило, является кульминацией эпизода, а его развязка способствует развитию сюжета. Тип поведения героя в критической ситуации зритель, сопереживая ему, вольно или невольно воспринимает как собственный. Происходит своего рода примерка типа поведения в той или иной нештатной ситуации. И задача каскадера, пиротехника — быть максимально убедительным, безупречным в своем ремесле».

Что верно, то верно. Если вдуматься, то арсенал студии без таких мужественных, изобретательных и преданных оружию людей, с которыми мне посчастливилось познакомиться, — не более чем заурядный склад реквизита, оружейная мастерская. Ведь помимо своих прямых обязанностей пиротехникам приходится консультировать, ремонтировать, реставрировать холодное, огнестрельное оружие, сниматься в кино и заботиться о пополнении арсенала.

Некоторые редкие образцы вооружения и техники специально воссоздаются по чертежам — как, например, бронеобъекты для фильма Алексея Лебедева «Звезда» — лидера кинопроката последних лет. В этом фильме впервые за долгий период задействована простаивавшая техника фронтовых лет из военно-технической базы «Мосфильма» в Алабине.

И еще один довольно устойчивый источник пополнения киноарсенала. Подчас на свои трудовые сбережения выкупают сотрудники у коллекционеров неординарные образцы стреляющего, рубящего, колющего оружия. Из экспедиций по Кавказу, Дону студийные альтруисты привозили кинжалы, папаши, сабли. Незадолго до вывода наших войск из Афганистана им удалось при содействии милиции приобрести винтовку Ли-Метфорд, МКП (1892 г.), французский штуцер Тувена (1842 г.) и другие сокровища.

Случается, что пиротехников, как говорится, балует судьба. Судьба с фамилией, именем и отчеством. Так, к примеру, в свое время чекист Б.В.Родос подарил студии именной «маузер», знакомый нашему зрителю по советскому вестерну «Белое солнце пустыни» и другим историко-революционным лентам (на снимке). Семья Л.И.Брежнева сделала поистине царский подарок студии. В вечное пользование «Мосфильму» переданы набор дуэльных пистолетов (подражание чехословацких оружейников системе Кольта) и два охотничьих ружья (9-ти миллиметровый английский штуцер Голанд-голанд и чехословацкое «Зет Х-104» 12-го калибра).

Пистолеты генсека дебютировали в совместном российско-американском фильме «Волки», в киноленте «Ближний круг», а вот на ружья заказов пока не поступало... Но мы-то с вами помним о чеховском постулате. Если в первом акте на стене висит ружье, утверждал классик, то в третьем оно непременно выстрелит. Ружья «Мосфильма» обязаны стрелять без промаха.

На снимке: кадр из фильма «Белое солнце пустыни».