Генерал-лейтенант Сергей Двулучанский, начальник Управления обустройства войск Министерства обороны

К сожалению, историю подобных важнейших военно-стратегических объектов России почему-то начинают писать с момента начала их функционирования, забывая, что до вселения ракетчиков, космонавтом в благоустроенные дома, городки и гарнизоны месяцами и годами в землянках и палатках, порой без света, воды и тепла, в холод и зной совершали свой неприметный подвиг великие Подвижники — Военные Строители. Они создавали в тайге, тундре, пустыне «блага цивилизации» — и тут же, по приказу командования и зову долга, убывали к новым местам службы, как правило, в такие отдаленности, куда гражданского человека, как говорится, и «калачом не заманишь».

Космодром Плесецк — не исключение. Северную космическую гавань России возводила строительная группировка прославленного ГУССа (Главного управления специального строительства) Министерства обороны. Космодром создавался в разгар «холодной войны» для того, чтобы ликвидировать географическую недосягаемость объектов США, нейтрализовать их военно-стратегическое превосходство. К научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам по ракетной технике в пятидесятые-шестидесятые годы было привлечено каждое третье общесоюзное и союзно-республиканское министерство. Расходы по этой тематике имело в своем финансовом плане даже Министерство культуры СССР.

Работы по созданию ракетной технике шли в двух конструкторских бюро под руководством С.П. Королёва и М.К. Янгеля. Выдающимся научно-техническим достижением явилась разработка и принятие на вооружение в 1957 году знаменитой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. С ее появлением Вооруженные Силы СССР получили возможность поражать объекты противника в любой точке земного шара.

Возник вопрос о выборе районов стартов таких ракет. После тщательного изучение всех «за» и «против», решили, что стартовые позиции нужно разместить где-нибудь на северо-западе страны, поближе к Заполярью, недалеко от железнодорожных магистралей с хорошим военным прикрытием.

Место рядом с населённым пунктом Плесецк по всем показателям подходило для строительства секретного ракетно-космического объекта. Вокруг — непроходимая тайга, болота. Тем самым, с одной стороны — обеспечивалась скрытность и маскировку проводимых работ, с другой — после пусков отделяющие части ракет падали в безлюдные места.

В январе 1957 г. правительство СССР приняло постановление о строительстве ряда объектов стратегического назначения, в том числе и комплекса под условным названием «Ангара».

Началу строительства предшествовали рекогносцировочные экспедиции в 1955-1956 годах. Были выбраны трассы прохождения железнодорожных и автомобильных дорог, линии электропередач, определены места расположения спецсооружений. Через органы власти Плесецкого района жители оповещались об опасности пребывания в закрытых зонах.

Плесецк находился на главной железнодорожной магистрали, ведущей к Архангельску. Вдоль этой магистрали тянулась и старая лесовозная дорога, построенная ещё в 30-е годы и уходящая на сорок километров в лес. Это была та база, на месте которой начал возводиться современный космодром. Перед строителями стояла задача в короткие сроки построить в Архангельской тайге стартовые и технические позиции. Работы развернулись на территории площадью более семидесяти четырех тысяч гектаров. Всякое отставание от графика работы расценивалось как чрезвычайное происшествие.

Объемы работ предполагались грандиозные: до начала работ на объемных сооружениях предстояло выполнить около миллиона кубических метров земляных работ на каждой площадке и уложить свыше 30 тысяч кубических метров монолитного железобетона.

В целях соблюдения условий режима стройку стали именовать открытым текстом как «Известковый завод». Строительство было поручено 57 УИРу (Управление инженерных работ) полковника С. Былеева. Первые три эшелона с инженерно-техническим составом и военными строителями прибыли почти одновременно в конце февраля 1957 года: один прибыл из Тбилиси с аппаратом УИРа, второй — из Крыма с личным составом 25-го отдельного аэродромно-строительного полка, а третий — со станции Исакогорка, Архангельской области с личным составом и техникой отдельного военно-строительного батальона.

Суровый Северный край встретил первый десант сорокаградусными морозами и полутораметровыми сугробами. Полк, в основном, разместился в полусгнивших строениях барачного типа, которые ему достались в наследство от лесозаготовителей. Батальон поселили в утепленные палатки, установленные посреди заснеженной поляны, окруженной вековыми соснами, а Управление строительства первое время ютилось в брусчатых двухэтажных домах и частично в железнодорожных пассажирских вагонах непосредственно на станции Плесецкая.

Единственным транспортом, который связывал «километры» со всей остальной частью страны, был мотовоз с одним пассажирским вагоном: на нем привозили газеты, письма, телеграммы, на нем добирались до руководства стройкой.

К началу короткого северного лета прибыли сборные конструкции казарм, штабов и общежитий, которые в рекордные сроки были собраны и обжиты.

Первый колышек на стартовой позиции первой боевой площадки был условно забит в конце февраля 1957 г. геодезистами 57 УИРа Ириной Борисовой и Владимиром Третьяковым.

Строители немедленно приступили к вырубке просеки под трассу автомобильной дороги, параллельно начали отрывку котлована и после вскрыши 4-х метрового слоя глинистых грунтов добрались до известняковой породы, которой и стали отсыпать полотно подъездной дороги.

В летний период 1957 г. отрывка котлована на первом сооружении, близнеце Гагаринского старта на Байконуре, шла уже полным ходом. На этом объекте трудилось около 2500 человек.

Делом новым для многих было строительство объемных сооружений из монолитного железобетона с применением крупноблочных стальных и арматурных каркасов.

Наибольшие неприятности при развороте работ на объекте доставляли дороги, вернее отсутствие их. Известняк, особенно его верхний слой разработки, из которого отсыпалось полотно дорог, имел низкую прочность, раскисал и терял несущую способность под воздействием атмосферных осадков и нагрузок от автотранспорта.

В 1958-1959 гг. были построены автомобильная бетонная дорога и железнодорожная ветка практически до всех возводимых объектов. Трассы их проходили через многочисленные торфяники и болота, глубина которых достигала до 5 м. Торф вынимался до материкового грунта, затем отсыпалась насыпь под полотно дорог, и только потом укладывалось основание под дороги. В 1958 г. протяженность новых и реконструированных участков железных дорог уже составляла 60 км, а автомобильных 70 км.

Постепенно на стройку прибывали другие полки и подразделения. На совещаниях в начале 1958 года уже упоминаются фамилии их командиров полковников Колбасина Н.В., Циргвава А.Ф., Майдан Н.С., Фридлянд А.В., Журина В.Г. и подполковника Варфоломеева В.Г.

В связи с тем, что прибывшие на стройку полки и батальоны по своей структуре, комплектованию, и возможностям предназначались для аэродромного строительства и не соответствовали требованиям возведения ракетных комплексов, поэтому в начале 1958 г. они были расформированы и на их базе созданы стройбригады и Управления начальника работ (УНР).

К маю 1958 года на объекте «Ангара» работало уже более 11 тысяч военных строителей. Работы велись в круглосуточном режиме, практически без выходных. На каждой из стартовых площадок одновременно работало 5-6 экскаваторов, 4-5 бульдозеров, 5-6 компрессоров и 35-40 самосвалов. Много хлопот доставили строителям грунтовые воды.

Рассказывая об истории создания космодрома, нельзя не упомянуть имя его первого начальника Михаила Григорьевича Григорьева. 15 июля 1957 г. он вступил в должность командира соединения и эта дата отмечается как день рождения космодрома и города Мирный. По воспоминаниям ветеранов, Григорьев с большим уважением относился к труду военных строителей, мог запросто отведать обед из солдатского котла, попить чай с прорабами и мастерами, непринужденно беседуя прямо на месте работ.

Объекту «Ангара», как единственному в то время боевому комплексу межконтинентальных стратегических ракет, придавалось особое значение. На нем бывали в ту пору заместитель председателя Совета Министров СССР Устинов Д.Ф., министр обороны Маршал Советского Союза Малиновский Р.Я., его заместитель по строительству генерал-полковник Шебунин А.И.

Продолжалась работа по созданию мощной строительной базы, широким фронтом развернулось строительство жилого комплекса у деревни и озера Плесцы и у поселка Канифольный, который впоследствии стал называться городом Мирный.

В декабре 1959 г. была сдана в эксплуатацию первая боевая площадка, в феврале 1960 г. — на семь месяцев раньше по сравнению с первой — вторая площадка. Одновременно вводились в строй вспомогательные и обслуживающие объекты — монтажно-испытательные корпуса, хранилища, инженерно-технические коммуникации, а также автомобильные и железные дороги, сооружения охраны и обороны.

Тем самым военные строители в кротчайшие сроки выполнили правительственное задание по обеспечению нового рода войск — РВСН. 1 января 1960 г. на первой площадке заступил на боевое дежурство первый полк, а через три месяца — второй полк РВСН.

В июле 1961 г. были завершены строительные работы на 3 и 4 боевых стартовых комплексах (БСК) для ракет Р-7А, в октябре 1961 г., в установленные Правительством сроки сданы в эксплуатацию 5 и 6 БСК.

После завершения работ на этих стартах многие строительные подразделения были расформированы, личный состав передан в другие УНР, а офицерский состав был направлен на укомплектование вновь начинаемых строек ГУСС Минобороны в Сибири и Забайкалье. Таким образом, 57 УИР превратился в кузницу квалифицированных кадров для важнейших строек Главка.

Кто бы мог предположить в далеком 1957 году, что за последующее время в глубине архангельской тайги будет воздвигнуто свыше 1750 объектов экспериментально—технической базы, 355 км автомобильных и более 300 км железных дорог. А на берегу озера Плесцы вырастет прекрасный современный город Мирный, со всей инфраструктурой городского хозяйства, госпиталем, школами и детскими садами, музеем и двумя парками, даже с собственным санаторием «Лесная поляна». Военные строители вместе с ракетчиками и космонавтами гордятся своим детищем — космодромом Плесецк, его славным прошлым и настоящим.

Хочется низко поклониться первопроходцам-строителям космодрома Плесецк, офицерам и генералам 57 Управления инженерных работ Плиско В.Н., Борисову Э.Н., Андрееву Н.Н., Зайцеву А.Ф., Субботину Ю.В., Колбасину Н.В., Питалеву Г.М., Татарскому В.М., Самоцу В.Н., Сафонику И.В. и многие другим, благодаря высокой ответственности, мужеству и трудовому героизму которых создана уникальная экспериментальная ракетно-космическая база, один из важнейших элементов сегодняшнего оборонного щита России.