Детище российской оборонки, действительно, вызывает и удивление, и гордость. Корвет водоизмещением около 2000 т является первым в серии многоцелевых кораблей морской зоны, предназначенных для борьбы с надводными целями и подводными лодками противника, для обеспечения огневой поддержки при высадке морского десанта и во время ведения им боевых действий.

На «Стерегущем», как сообщалось в прессе, установят противокорабельный ракетный комплекс, противолодочный комплекс на базе малогабаритных торпед, многоцелевой вертолет, а также зенитные средства — ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик» и две 30-милиметровые артустановки АК-630М, получившие на флоте прозвище «металлорезка».

Уникальность корвета, созданного по технологии «Stealth», снижающей заметность корабля для самых современных средств обнаружения, состоит не только в его техническом оснащении и новейших образцах вооружения. Российскими специалистами создана универсальная платформа, на которой может устанавливаться любое оружие — в зависимости от возлагаемых на данный корабль задач. И что особенно важно — разработчикам удалось решить сложную задачу по обеспечению единого информационного поля корвета.

Прекрасно вписалась в это поле разработка ОАО «МКБ «Компас», демонстрировавшаяся в павильоне В-1. Московское КБ по праву разделяет успех кораблестроителей, поскольку создала новую спутниковую навигационную систему посадки для авианесущих кораблей класса «Корвет». Система создавалась в рамках Гособоронзаказа и должна стать альтернативой существующих систем типа ИЛС, непригодных для использования на авианесущих судах из-за неприемлемых веса и габаритов.

Отечественная система функционирует на основе сигналов со спутников ГЛОНАСС и GPS, а ее аппаратная часть, сравнительно с предыдущими системами, имеет незначительные размеры и вес. Система позволяет осуществлять посадку боевых вертолетов на палубу авианесущего корабля практически при любых метеоусловиях и при любой освещенности.

Это первая в стране система посадки, использующая космическую коррекцию движения летательных аппаратов подобного класса. При ее создании разработчики добивались максимального уровня надежности и помехозащищенности, а также ее перспективной адаптации к нуждам гражданского сектора экономики. Эта система, в частности, сможет быть использована на морских буровых платформах, гражданских судах, в небольших аэропортах. К ее несомненным достоинствам относится и ее дешевизна — ее покупка и установка будут обходиться заказчикам в десятки раз дешевле любой системы типа ИЛС.

Новая система, по прогнозам экспертов, сможет достойно конкурировать на мировом рынке с подобными навигационными системами производства Германии и США.

Как сообщила на брифинге представитель «Компаса» Ксения Попова, незадолго до августовского салона предприятию удалось выиграть контракт на поставку системы контроля за движением поездов на основе все той же технологии ГЛОНАСС для российских железных дорог.

Тендерная комиссия сочла предложение ОАО МКБ «Компас» более привлекательным. Одним из определяющих оказалась опора на отечественные оборонные технологии и систему позиционирования ГЛОНАСС, что гарантирует стратегически важную железнодорожную отрасль от попадания под контроль потенциального противника в случае военного конфликта. Комиссия также сочла уникальное программное обеспечение системы, разработанное ОАО МКБ «Компас», более надежным и удобным в эксплуатации.

Наша справка. ОАО «Московское конструкторское бюро «Компас»существует с 1947 года. В начале его деятельности оно занималось разработкой и производством авиационных радиокомпасов (МКБ «Компас» до сих пор обеспечивает радиокомпасами все отечественные воздушные суда). Сегодня компания разрабатывает и производит навигационное оборудование всех типов для авиации (в области поставки таких систем для военной авиации компания является абсолютным лидером рынка), а также системы контроля за траекторией любого типа летательных аппаратов и управляемых боеприпасов. Несомненным признается лидерство ОАО «МКБ «Компас» в деле создания помехоустойчивых систем ГЛОНАСС/GPS.

Компания является одним из основных российских разработчиков аппаратуры ГЛОНАСС, а также специального программного обеспечения для носимой аппаратуры индивидуального использования.

На снимке: навигационный спутник «ГЛОНАСС-К» (фото автора).