Нынешняя экспозиция АХК «Сухой» демонстрирует многопрофильный характер деятельности, высокий научно-технический, технологический и творческий потенциалы, готовность сотрудничества с российскими и зарубежными партнерами в области разработки новейших образцов военной и гражданской авиационной техники.

На «МАКС-2007» профильное, военное направление представлено многофункциональным сверхманевренным истребителем Су-35 и ударным самолетом Су-34/32. Су-35 демонстрируется на аэродромной стоянке, а в павильоне «Военная авиация» представлен действующий тренажер этого самолета и макет его двигателя.

На статической стоянке также демонстрируется модернизированный авиационный комплекс Су-27СМ, а также корабельный истребитель Су-33, штурмовик Су-25СМ и фронтовой бомбардировщик Су-24М2.

Многофункциональный сверхманевренный истребитель Су-35, как сообщили в пресс-центре, предназначен для поражения воздушных, наземных и надводных целей с применением управляемых и неуправляемых авиационных средств поражения. Машина в значительной степени разработана на базе технических решений истребителя пятого поколения. В ближайшей перспективе Су-35, наряду с Су-34/32, будет являться основным серийным продуктом фирмы.

Любители авиации знают, что при сохранении аэродинамического облика Су-27, истребитель Су-35 представляет собой качественно новую машину. Главной отличительной ее особенностью является применение принципиально нового комплекса бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), включая информационное обеспечение кабины пилота.

Основу системы управления вооружением Су-35 составляет новая радиолокационная система управления (РЛСУ) с фазированной антенной решеткой «Ирбис-Э», обладающая уникальными характеристиками по дальности обнаружения целей. Она позволяет обнаруживать воздушные цели на расстоянии более 300 км, сопровождать до 30 воздушных целей и вести одновременный обстрел до 8 воздушных и 4 наземных целей. В перспективе боевые возможности истребителя будут существенно расширены за счет новых средств поражения.

Усовершенствованный планер самолета позволяет существенно увеличить ресурс — до 6000 ч или 30 лет эксплуатации. При его разработке были использованы технологии снижения радиолокационной заметности, увеличены внутренние топливные запасы более чем на 20 %. Истребитель оснащается системой дозаправки топливом в воздухе и может быть использован для дозаправки однотипных самолетов.

Другое новшество — применение двигателей «117С» НПО «Сатурн». По сравнению с АЛ-31Ф, вместе с увеличением тяги (на 16 %), более чем в 2 раза возросли ресурсные характеристики двигателя. Самолет оборудован вспомогательной силовой установкой (ВСУ), позволяющей обеспечить эксплуатацию на неподготовленных аэродромах.

Как нам сообщили, новая комплексная система управления КСУ-35, выполняющая функции сразу нескольких систем, применявшихся раньше на Су-27, повысит пилотажные и маневренные возможности истребителя. И сразу после авиасалона начнутся летные испытания Су-35. Параллельно ведется постройка опытной партии самолетов и разворачивается подготовка к его серийному производству.

«Сухой» представляет на «МАКС-2007» и многоцелевой ударный самолет Су-32 — экспортную модификацию истребителя-бомбардировщика Су-34. Су-32 способен в любых метеоусловиях, независимо от времени суток, эффективно поражать цели (в том числе и точечные) с применением всей номенклатуры авиационных боеприпасов. Возможность использования боеприпасов со спутниковой коррекцией делает этот самолет уникальным средством поражения единичных целей.

Сочетание высоких летно-технических характеристик, боевой живучести, мобильности и простоты в эксплуатации позволяют обеспечить применение этого самолета в любом географическом районе. Экипаж способен успешно поражать как наземные, так и надводные цели, выполняя боевые задания в условиях активного огневого противодействия противника и применения им радиоэлектронных помех.

Мощный комплекс БРЭО с мультиплексным каналом информационного обмена включает в себя комплекс средств РЭП, многофункциональную РЛС с ФАР, встроенную лазерную, телевизионную систему индикации в кабине экипажа.

Бронирование кабины экипажа и жизненно важных систем, заполнение топливных баков пенополиуретаном превращает эту модель в наиболее взрывобезопасную. Следует упомянуть и такие немаловажные детали, как высокий уровень комфорта в кабине, который обеспечивается нормальным давлением до высоты 11 км (пилот не «привязан» к кислородной маске). Свободное пространство в закресельной ее части позволяет летчику встать в полный рост во время длительного полета (10 и более часов). На борту имеется электропечь для разогрева бортпайков и мини-туалет.

Производство Су-32 развернуто на Новосибирском авиационном производственном предприятии им. Чкалова (НАПО), где выпускается Су-34, поступающий на вооружение российских ВВС.

На стенде «Сухого» впервые демонстрируется инженерный тренажер самолетов, предназначенный для отработки логики управления самолетом. Также экспонируются модель нового самолета Сухой-100 (SuperJet), модель двигателя SaМ146, макет стойки шасси.

Сухой-100 (Super Jet) — принципиально новая платформа, оптимизированная именно для 100-местного сегмента рынка, что с учетом передовых технических решений позволяет максимально эффективно сочетать высокий уровень комфорта c операционной гибкостью и эксплуатационными свойствами.

Силовая установка SaМ146 — единая для всех членов семейства — производится компанией Power Jet— совместным предприятием, учрежденным французской компанией Snecma и российским НПО «Сатурн».

Как стало известно автору, в июне текущего года ОАК, ОАО «Компания «Сухой», итальянская группа Finmtccaniса, «Гражданские самолеты Сухого» и Alenia Aeronautica подписали Генеральное соглашение, направленное на стратегическое партнерство для создания семейства самолетов Сухой 100 (Super Jet). В рамках соглашения предусматриваются условия участия итальянской стороны в финансировании программы. В июле компания «Сухой» и Alenia Aeronautica учредили совместное предприятие. Основные задачи СП — продвижение самолетов Сухой 100 (Super Jet) на западные рынки и обеспечение послепродажного обслуживания лайнеров по всему миру.

В настоящее время в Центральном аэрогидродинамическом институте продолжаются испытания конструкции статического самолета. Эти испытания должны подтвердить его прочностные характеристики и обеспечить сертификацию типа в части статической прочности.

А в Комсомольске-на-Амуре завершается сборка первого летного варианта самолета, ведется монтаж оборудования и подготовка к сборке и навеске силовой установки. Сегодня все основные системы перспективной модели проходят стендовую отработку на полноразмерных стендах на базе предприятий-поставщиков. Комплексная отработка интерфейсов всех систем проходит в ГСС на стенде «Электронная Птица», включающем имитаторы работы всех систем и центральный блок по авионике.

Наша справка. Созданный Указом Президента РФ в 1996 году холдинг «Сухой», объединивший предприятия авиационной промышленности с общим числом работающих около 28 тыс. человек, по праву занимает ведущее место в отечественном авиастроении.

ОАО «Компания «Сухой» — крупнейший поставщик авиационной техники на экспорт, занимает 3-е место в мире по объемам производства современных истребителей. Продукция холдинга — боевые самолеты марки «Су», которые являются передовыми образцами мирового рынка вооружений и составляют основу фронтовой авиации России и тактической авиации многих стран мира.

В настоящее время авиастроительный холдинг реализует следующие перспективные программы в области военного и гражданского авиастроения:

  • разработка и производство боевого авиационного комплекса нового поколения;

  • производство многоцелевого сверхманевренного истребителя Су-35;

  • разработка и производство регионального пассажирского самолета Сухой-100 (Super Jet);

  • создание перспективных боевых авиационных комплексов Су-34;

  • модернизация самолетов марки «Су» (Су-24, Су-25, Су-27, Су-З0МК);

  • выпуск многоцелевого грузопассажирского самолета Су-80ГП;

  • выпуск спортивно-пилотажных самолетов — Су-26, Су-29, Су-31;

  • организация и обеспечение послепродажного обслуживания авиационной техники.