Бизнес-омбудсмен Борис Титов настойчиво ищет поддержку своей идеи по проведению амнистии предпринимателей, осужденных за экономические преступления. На этот раз данный вопрос прошел слушания в ОП. Было высказано много мнений, я выступил против данной инициативы.  

Мне кажется, что уважаемый омбудсмен перепутал приоритеты, его нескрываемое желание провести яркую акцию в защиту прав предпринимателей оторвано от действительности. Почему бы Борису Титову не начать с банального анализа существующего положения дел и не сказать нам, что из себя представляет предпринимательское сообщество сегодня?  

Сколько можно защищать предпринимателей от системы государственной власти? А кто защитит граждан России от недобросовестного бизнеса? Порочное мнение, что ослабление государственного контроля в данной сфере будет способствовать быстрому развитию предпринимательской деятельности, уже породило криминальные, антисоциальные, коррумпированные структуры во всех сферах нашей жизни. Везде мы видим циничное наступление предпринимателей на права граждан.  

Данная неуклюжая политика, в частности в ЖКХ, в кредитно-финансовой сфере, в торговле, уже сегодня вызвало массовый протест со стороны общества. Только за последний месяц предприниматели выступили с беспрецедентными инициативами, такими как выведение закона об ОСАГО из под юрисдикции закона о защите прав потребителей и переложение на покупателей ответственности за приобретение товаров с истекшими сроками реализации. Вызовом здравому смыслу являются положения федерального закона №294, по которым плановые проверки субъектов предпринимательской деятельности могут проводиться не чаще одного раза в три года. Кто может нас заставить приобретать товары и услуги, без гарантий качества и безопасности? Как мы можем доверять безответственному бизнесу жизнь и здоровье наших детей? Почему вместо инструментального контроля нам предлагают тестировать поддельные сертификаты? Именно здесь должна звучать принципиальная позиция омбудсмена по правам предпринимателей, а мы об амнистии.  

Интересно услышать и мнение самих честных предпринимателей о сути происходящего. Так вот, большинство из них не хочет олицетворяться с бизнес сообществом, погрязшим в серых схемах, фирмах-однодневках, обналичках и т.д. Но наше сегодняшнее отношение к бизнесу породило главное зло - недобросовестную конкуренцию. Таким образом, даже самые честные игроки на рынке, чтобы выжить, вынуждены играть по подзаконным правилам.

Приведу еще один пример - игорный бизнес, который сегодня полностью ушел в тень и замаскировался под интернет-кафе, лотереи и букмекерские конторы. А как мы должны воспринимать бандитский бизнес коллекторских агентств? А что творится на рынке ритуального бизнеса, где сложилась монополия хозяйствующих субъектов, выполняющих государственные функции и процветает правовой беспредел. И этот перечень можно продолжать бесконечно.  

А может бизнес-омбудсмен просто забыл, что он сам является ежедневным потребителем наших товаров и услуг? Возвращаясь к амнистии, могу сказать, что для незаконно осужденных предпочтительней было бы пересмотрение дел в суде, с вынесением справедливого решения полностью их реабилитирующего, с оправдательным вердиктом за отсутствием состава преступления и возмещением причиненного им вреда. И вот тут неограниченное поле деятельности для института омбудсмена по правам предпринимателей, но решается этот вопрос строго индивидуально, согласно заявлениям потерпевших в соответствующие органы. Эту работу нужно было начинать вчера, но нельзя квалифицировать мошеннические действия в зависимости от принадлежности осужденных к предпринимательской деятельности.