Необычная посылка для фрау Марты

«Над заметенными следами погибших, умерших с голоду, замерзших немецких солдат никогда не станет крест, не будет водружен надгробный камень». Эти строки о сокрушительном для захватчиков финале Сталинградской битвы позднее написал германский генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн. По его словам, осталась только память об их непередаваемых страданиях и смерти. Но вот о том, кто по большому счету виноват в этом, Манштейн предпочитает не говорить…

Таким был конец для одной из лучших в германском вермахте 6-й армии, которой командовал Фридрих Паулюс. Беспримерная по масштабам, ожесточенности и военно-политическим последствиям Сталинградская битва 2 февраля 1943 года завершилась полной победой советских войск.

Сегодня, спустя семь десятилетий, мы по-другому относимся к немцам и к Германии. Ушло в прошлое ожесточение и непримиримость, время сгладило боль потерь. Более того, среди представителей старшего поколения, воевавших на Восточном фронте и взятых в плен Красной Армией, я встречал далеко не одного человека, с симпатией относящихся к России и к русским людям. Скольким немцам милосердные русские женщины, которые и сами тогда жили впроголодь, давали кусок хлеба или картофелину! Рассказывали об этом и прошедшие через плен бывшие солдаты 6-й армии Паулюса – те, кто дожил до наших дней.

А вот другой их рассказ – о пережитом ими в ночь на Рождество 1942 года – воспринимался поначалу как миф или легенда. Там, в сталинградском «котле», в траншеях и занесенных снегом землянках перед их взором предстала икона Божией Матери. Изможденные голодом и тридцатиградусными морозами, охваченные чувством обреченности люди поначалу восприняли ее как мистическое видение, а кое-кто решил, что это галлюцинации.

Но икона действительно была. По просьбе своих ослабевших «камераден» ее создал военный врач Курт Ройбер (Kurt Reuber). Это был интеллигент, широко образованный человек: доктор, художник, теолог. В недавнем прошлом – пастор из деревни Вихманнсхаузен (земля Гессен), отец троих детей. В своих проповедях он с неодобрением высказывался о нацистском режиме. Можно предположить, чем это могло обернуться для Ройбера. Но в 1939 году его призвали в вермахт.

…Под Сталинградом Курт Ройбер был в составе 16-й танковой дивизии 6-й армии (командир дивизии генерал-лейтенант Ганс Хубе). Это соединение находилось на советско-германском фронте с июня сорок первого. А 23 августа 1942 года именно оно прорвало оборонительные позиции Красной Армии и в 16.00 вышло к Волге севернее города.

В дивизии Ройбер выполнял и обязанности пастора. В его молитвах звучала мысль о том, чтобы человечество научилось различать добро и зло. Видя лишения и страдания местного населения, он как врач помогал советским военнопленным, жителям разрушенного, но не сломленного города. Не случайно незадолго до призыва в вермахт, в 1938 году, Ройбер защитил докторскую диссертацию по теме «Этика врачующего сословия». Он стремился понять русских людей. «Я постоянно всматриваюсь в их лица,– делился своими чувствами доктор медицины в письмах родным. – Русский человек во всем для меня загадка. Часто оказываешься перед славянской душой как перед непроницаемой стеной тумана. И никогда не знаешь, что увидишь, когда она разомкнется: мягкий теплый свет или еще большую тьму». Но со временем, по-доброму, по-человечески беседуя с мирными жителями, этот свет в их глазах он открывал для себя все чаще. Как священник Курт Ройбер воспринимал душой молитвы женщин и стариков о спасении.

Но к концу сорок второго о спасении пришлось молиться уже его соотечественникам. Кольцо окружения в Сталинграде вокруг 6-й армии неумолимо сжалось. Танковые соединения под командованием генерал-полковника Германа Гота попытались прорвать советское кольцо и деблокировать окруженную группировку Паулюса. Однако в ходе проведенных советскими войсками Котельниковской и Среднедонской операциях были не только остановлены, но и далеко отброшены. 23 декабря 1942 года, в канун католического сочельника, надежда на помощь извне рухнула…

Чтобы как-то поддержать своих солдат, Курт Ройбер на обороте русской географической карты для школьников нарисовал богоматерь с маленьким Иисусом. Дева Мария держит спящего младенца на руках, бережно прижимая его к себе, чтобы согреть. По периметру нарисованной углем иконы размером 95 на 115 сантиметров – надпись: «Свет, жизнь, любовь. Рождество в «котле». Крепость Сталинград, 1942». Позднее икону Ройбера стали называть Сталинградской Мадонной (Madonna von Stalingrad).

Вечером перед Рождеством Ройбер прикрепил свое творение на стену в одном из блиндажей. Солдаты негромко спели две рождественские песни. Командир Вильгельм Гроссe (Wilchelm Grosse) поздравил подчиненных, и Ройбер снял с иконы ткань. Солдаты увидели освещенный свечой рисунок доктора Ройбера. Вот как он сам отозвался об их реакции: «Они остановились как вкопанные в благоговейном молчании, пораженные висящей на глиняной стене картиной, под которой горел огонек на вбитом в земляную стену полене. Весь рождественский праздник прошел под впечатлением рисунка и слов, обрамляющих его: свет, жизнь, любовь».

Блиндаж, где находилась Мадонна, стал местом паломничества немецких солдат. А затем врач и священник Ройбер стал обходить с иконой другие промерзшие солдатские блиндажи, что таким образом подбодрить их перед Рождеством. Ведь этот день напоминал им о доме, о близких. Солдаты припасли к празднику кое-что из скудных продуктов, которые у них еще оставались. И со словами «за все, что мы любим» выпили чудом сохранившуюся последнюю бутылку шампанского.

Казалось бы, позднее для десятков тысяч пленных немецких солдат армии Паулюса уже было уже не иконы Ройбера. Последние из них вернулись в послевоенный фатерланд только в 1956 году. Но все эти годы о ней помнили, говорили в лагерных бараках долгими зимними вечерами. Сам же автор «Сталинградской мадонны» тоже оказался в советском плену. Его направили в лагерь НКВД №97 в районе Елабуги. Это небольшой старинный город в Татарии, окруженный лесами на правом берегу Камы, в 215 км к востоку от Казани. Ройбер попал туда сильно ослабевшим, с подорванным голодом и морозами здоровьем. Он перенес сыпной тиф и страдал хроническим воспалением среднего уха. Там, под Елабугой, 20 января 1944 года Курт Ройбер умер. Но сохранились его фотография и автопортрет (фоторепродукции есть в моей коллекции).

А главное, сохранилась сама «Сталинградская Мадонна». Ее вывез из «котла» командир Ройбера Вильгельм Гроссе. Его, тяжелораненного, привезли к последнему самолету. (15 января 1943 года наши части прорвались к основному аэродрому немцев – Питомнику. А 21 января 1943 года был оставлен и Гумрак, последняя взлетно-посадочная площадка, способная принимать большие самолеты люфтваффе).

В Германии Гроссе переслал семье Курта Ройбера посылку с его рисунками. «На одном из рисунков – ваш отец. Это для матери, – написал Гроссе в записке. – А Мадонна, написанная в укреплениях – для вас всех». Так фрау Марта Ройбер-Иске (Martha Reuber-Iske), жена Курта, стала обладательницей 150 рисунков «людей Востока», сделанных мужем. А главное – его «Сталинградской Мадонны».

Спустя четыре десятилетия, в 1983 году, родственники Курта Ройбера передали ее берлинской протестантской церкви поминовения Кайзера Вильгельма Kaiser-Wilhelm-Gedächtniskirche Berlin. Икону Курта Ройбера признали канонической. Ее освятили церковные иерархи трех городов Европы: архиепископ Вольский и Саратовский Пимен и церковные представители городов, серьезно пострадавших во время Второй мировой войны: англиканского Ковентри (побратима Волгограда) и немецкого Берлина.

Об этой истории хорошо знают школьники волгоградской гимназии №9, побывавшие в Германии. Поездка состоялась в рамках российско-германского проекта «Искусство в окопах» («Kunst im Schützengraben»). Руководителем с нашей стороны выступила учительница немецкого языка этой гимназии Марина Васильевна Лестева. А руководитель с немецкой стороны, он же автор проекта – Вальдемар Карб. Волгоградские школьники со знанием дела рассказали своим немецким сверстникам о «Сталинградской мадонне». Ее копия находится в городе на Волге в местном католическом храме Святого Николая. Работу подарили храму бывшие солдаты вермахта, приезжавшие сюда из Австрии.

И последний штрих к нашему рассказу. Волгоградский художник Владислав Коваль был настолько впечатлен историей «Сталинградской мадонны», что посвятил ей свою картину. На ней изображены четверо согбенных, осунувшихся немецких солдат в окопе. Двое в касках, двое других обмотаны платками. Склоненная над Иисусом Дева Мария очерчена неким мистическим кругом, который источает несказанный свет. Это свет Жизни, свет Надежды и Мира…