В нынешнем году значимым в международно-правовом и социально-политическом плане событием в деятельности недавно избранного российского парламента станет ратификация важного документа – Конвенции ООН о правах инвалидов. А их в нашей стране насчитывается более 13 миллионов. Это почти 10 процентов населения! В первой, наиболее тяжелой группе инвалидности – 1,9 миллиона человек, во второй – около 7 миллионов. 3,7 миллиона имеют третью группу. Около 545 тысяч детей и подростков в возрасте до 18 лет имеют статус детей-инвалидов. Нарастает производственный травматизм – 300 тысяч случаев в год.

Но к какой бы из упомянутых групп не относились эти люди, в социальном плане они по-прежнему остаются серьезно уязвимыми. Внимание к этим проблемам у нас возросло в связи с подписанием Москвой Конвенции ООН о правах инвалидов и, как уже отмечалось, ее предстоящей ратификацией. В настоящее время в России, провозгласившей себя как социально ориентированное государство, приоритетным в отношении инвалидов признано реабилитационное направление. Это система мер по восстановлению их социального статуса и достижению материального благополучия и равноправия. На это нацелена государственная программа «Доступная среда на 2011 – 2015 годы».

Действительно, в последние годы власти приняли ряд мер для улучшения ситуации. Это зафиксировано в официальных бумагах. А что в жизни? Даже относительно благополучная Москва приспособлена к безбарьерной среде едва ли наполовину. Между тем в тех же США, на которые у нас часто ссылаются, у людей с ограниченными физическими возможностями прекрасные моторизованные коляски, в метро – специальные подъемники, в вагонах места для инвалидов никто никогда не занимает. А главное, качественное медицинское и социальное обслуживание.

Но на чужой опыт ссылаться легче, чем решить проблемы у себя дома. К примеру, та же программа «Доступная среда на 2011 – 2015 годы», по словам главы правительства В.В.Путина, будет делаться с нуля или почти с нуля. При этом он выразился еще более жестко: «В России нет инфраструктуры для жизни инвалидов».

Сегодня система управления социальной защитой инвалидов включает в себя разветвленную сеть органов социальной защиты, которые выполняют свои функции на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. У каждого – свой источник финансирования, своя компетенция, зона ответственности. Но в реальной жизни инвалид со своими бедами и заботами скорее всего пойдет в органы местного самоуправления. А у тех, как правило, средств на решение проблемных вопросов недостаточно. Разные возможности и у субъектов Российской Федерации. Это негативно сказывается на степени интеграции инвалидов в общество и существенно сдерживает, в частности, развитие безбарьерной среды.

В числе проблем – и недоступность для инвалидов-колясочников объектов социальной инфраструктуры, а также дефицит специальных светофоров, рельефных направляющих ориентиров и материалов на языке Брайля для незрячих. Весьма редки телепрограммы с субтитрами, а жестовый язык как официальное средство межличностного общения для неслышащих пока так и не общепризнан. Но в любом случае устранение безбарьерности в силу ее затратности, привязке к техрегламентам, стандартам и городским проектам – прежде всего сфера ответственности органов государственной власти.

Есть и другая сторона дела. Большая часть общества – люди без инвалидности – не видит в инвалидах равноценных себе личностей. Это уже психологический, трудно преодолимый барьер на пути социальной интеграции. Необходимо устранить такое разделение, существующее в общественном сознании, ликвидировать неравноправие. Ведь инвалид вправе сказать человеку без физических изъянов: «Я такой же, как вы!»

Об этих и других важных аспектах шла речь, в частности, на совместном заседании Комиссии по деятельности региональных и муниципальных органов власти и их взаимодействию с общественными организациями Совета при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов и уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Заседание проходило в офисе главного российского омбудсмена В.П. Лукина. А выступления участников и обмен мнениями отражались прежде всего в социальном зеркале гражданских прав. В работе Комиссии участвовал и автор этих строк. Это, впрочем, логично: добро, милосердие, сострадание и помощь ближнему – не только нестареющая проблема философии, взаимоотношений с государством и властью, но и тема для публикаций.

От благотворительной модели – к социальной

В преддверии Дня защитника Отечества особо надо сказать о тех, кто пострадал в ходе войн и локальных конфликтов и при выполнении обязанностей военной службы. Из более чем 13 млн. российских граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, инвалиды войны, боевых действий и военной травмы составляют более миллиона! Из этого числа – более 120 тысяч инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы, и их количество увеличивается: последствия ранения и травм, постоянное психологическое напряжение на службе и особенно во время боевых действий сказываются через годы. На этой почве

Сегодня самым молодым участниками афганской войны (1979-1989) уже за сорок. И именно в этом возрасте даже у тех, кто не был ранен или контужен, начинают проявляться разного рода недуги. разрастается круг послестрессовых расстройств у бывших военнослужащих, прошедших через горячие точки. Добавьте сюда пострадавших в двух чеченских войнах, в Дагестане, Таджикистане, в миротворческих акциях в Абхазии, в августовских событиях 2009 года в Южной Осетии…

Однако по отношению к этой социальной группе наших сограждан на протяжении многих лет существует несправедливость, которой иначе как вопиющей не назовешь. Они до сих пор не имеют права на возмещение вреда здоровью, хотя уже есть законопроект, предлагающий внесение изменений в ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Правда, неясно, когда он будет принят. Подготовлен также законопроект «О статусе участников боевых действий», в котором предусмотрено приравнивание статуса участника боевых действий к статусу участника Великой Отечественной войны, в том числе и по нормам жилищного обеспечения. Это было бы справедливо. Ведь многие из прошедших горячие точки стоят в очереди на получение квартиры не менее 10 - 15 лет. Разве они не заслужили право на обеспечение жильем по тем же нормам, что и инвалиды и ветераны Великой Отечественной?!

Правда, обнадеживает вступивший в силу с 1 января 2012 года Федеральный закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (ФЗ РФ от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ). Им, в частности, устанавливается ежемесячная денежная компенсация в возмещении вреда, причиненного здоровью. (Хотя с реализацией этой нормы пока еще не все ясно, т.к. в некоторых ведомствах вспомнили, что «закон обратной силы не имеет»). Наметились подвижки и в вопросе о возвращении инвалидам войны права на получение автомашин.

И все же… В ходе второй чеченской кампании (1999 – 2001гг.) поток раненых буквально хлынул в госпиталя. Но в них не оказалось перевязочных материалов. То есть элементарных бинтов. Дети ходили по домам и собирали их для раненых. Кто планировал такой поворот с бинтами? Или не планировал вовсе? Вопрос не праздный: ведь предпосылки к росту напряженности на многих участках российской границы и границ наших союзников побуждают нас думать и о будущем! Даже сегодня, в мирное время, те, кто выполняет обязанности по защите безопасности государства, бывает, несут потери в своих рядах, теряют здоровье. Ведь их служба и опасна, и трудна.

Конвенция о правах инвалидов не предусматривает законодательного оформления каких-либо новых прав человека. Но ратифицируя Конвенцию, любая страна берет на себя юридические обязательства принять законы, обеспечивающие выполнение этого документа по вступлении его в силу. Инвалиды и их общественные организации заинтересованы в том, чтобы это произошло как можно скорее.

Но жизнь показывает, что в полной мере решать проблемы возможно, не протягивая просящую руку к высшей власти, а при взаимодействии общественных организаций инвалидов всех категорий с региональными органами власти и органами местного самоуправления. Это, в частности, подтверждает деятельность Общероссийской организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы – «Инвалиды войны». Такое сотрудничество позволяет общественным организациям инвалидов выступать в качестве партнера в выработке и реализации государственной социальной политики. Подобный курс, по мнению экспертов, поможет не только сохранять достигнутый уровень социальной защиты инвалидов, но и продолжать развитие социальных проектов.

Конвенция ООН о правах инвалидов отражает переход от господствовавшей ранее медицинской и благотворительной модели инвалидности к модели социальной. В ее рамках государство и общество не только признают гражданские, политические, экономические и культурные права людей с ограничениями жизнедеятельности, но и призваны принять соответствующие меры для достижения равенства. То есть данный международный документ предписывает сосредоточиться в первую очередь на соблюдении прав человека по отношению к инвалидам.

Конечно, для государства и общества такая переориентация – процесс длительный и сложный, требующий огромных материальных ресурсов, кропотливой и скоординированной работы на перспективу. В этой связи, полагает доктор юридических наук А.Г. Чепурной, наряду с подготовкой к ратификации упомянутой Конвенции необходимо образовать институт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам инвалидов. Это позволит не только ускорит реализацию норм и требований упомянутого документа, но и будет способствовать соблюдению и защите прав наших сограждан, имеющих ограничения жизнедеятельности.

Имплантанты: идеи – наши. А исполнение?

Схожие взгляды на проблему и у В.П. Лукина. ладимир Петрович – известный политик и государственный деятель, дипломат, политолог. С 2004 года доктор исторических наук, профессор Лукин – уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. При этом он опирается на свой опыта работы в разных сферах, в том числе в международной. Этот опыт говорит: необходимо совершенствование системы органов управления в социальной сфере. Особенно удручает неудовлетворительная социальная защита тех, кто получил увечье при выполнении воинского долга. Это вызвано и отсутствием единого федерального органа, который бы взял под свое крыло ветеранов и инвалидов войн, боевых действий и военной травмы. Пока же соответствующие обязанности распылены между различными ведомствами, действующими порой как оркестранты без дирижера. Не зря в народе говорят: у семи нянек дитя без глазу. Поэтому необходимость создания единой административной руководящей структуры по делам ветеранов и инвалидов очевидна.

К этой проблеме тесно примыкает и другая: правовое обеспечения статуса и социальной защиты людей с ограниченными возможностями. В частности, предлагается разработать и принять закон «О статусе участников боевых действий» и закон «Об основах государственной системы комплексной реабилитации военнослужащих – участников боевых действий». Юридического закрепления требует также проблемы трудоустройства инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы.

На проблему инвалидности определенно влияет рост травматизма. Группа питерских медиков разработала и продолжает совершенствовать свой метод сращивания костей посредством металлических имплантантов особого качества – остеосинтез. Положительный результат этого метода был подтверждён многократно, и разработчики наметили его к внедрению в российском здравоохранении. И что же? Их метод продолжал числиться как запрещённым к применению и по-прежнему объявлялся «несостоятельным». Возможно, ситуация изменится в связи тем, что питерской методикой серьезно заинтересовались американские медики, столкнувшиеся с серьезной проблемой травматизма в Афганистане.

Но вот вопрос: кто будет делать эти имплантанты? Пока они по нашим идеям производятся в Чехии, поэтому приходится делать дорогостоящие заказы за рубежом. Почему? Отечественным предприятиям это не надо – недостаточны объемы заказов. То есть объемы доходов…

В целом же, если же рассматривать перечисленные проблемы через призму социально-политической науки, обоснованного ответа на вопрос «Как живется инвалиду?» пока нет. Потому что нет еще комплексных научных исследований на эту тему. А ведь в стратегическом, перспективном плане они могли бы стать основой для разработки научно обоснованных решений. Подождем, когда после марта даст соответствующие указания и поручения новый глава государства?